Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение политики формирования кадрового резерва. Цель исследования определила постановку следующих задач: рассмотреть теоретические основы работы с кадровым резервом как стратегически важной задачи организации; проанализировать процесс формирования и подготовки резерва руководителей в компании; провести оценку кадрового резерва; дать рекомендации по формированию кадрового резерва среди молодых сотрудников.
Введение
1. Работа с кадровым резервом как стратегически важная задача организации
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
3. Процесс формирования и подготовки резерва руководителей
4. Оценка состояния кадрового резерва в организации
5. Выявление и развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Работа с кадровым
резервом как стратегически
2. Организационно-экономическая
характеристика объекта
3. Процесс формирования
и подготовки резерва
4. Оценка состояния кадрового резерва в организации
5. Выявление и развитие
молодых сотрудников с
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из основополагающих факторов
экономического роста в современных
условиях развития России является адаптивная,
гибкая, мобильная кадровая политика
и процессы формирования кадрового
резерва современной фирмы. Поэтому,
актуальность исследования вопросов формирования
кадрового резерва фирмы
Формирование кадрового резерва - важная составляющая политики любой фирмы. Отсутствие данного аспекта грозит снижением эффективности даже самому успешному бизнесу. Систематический отбор в резерв наиболее перспективных сотрудников, которые после специального обучения смогут занять ключевые позиции в фирме, позволяет решать многие бизнес - задачи. Это также реальная забота о карьерном росте и профессиональном развитии людей, мотивирующая их на эффективную работу и способствующая росту их лояльности к фирме. Однако создание резерва кадров представляет собой очень трудоемкий процесс, требующий существенных затрат времени и средств. Оптимизировать этот процесс поможет хорошо продуманная организация работы и максимальный учет всех факторов.
Цель курсовой работы - рассмотрение политики формирования кадрового резерва. Цель исследования определила постановку следующих задач: рассмотреть теоретические основы работы с кадровым резервом как стратегически важной задачи организации; проанализировать процесс формирования и подготовки резерва руководителей в компании; провести оценку кадрового резерва; дать рекомендации по формированию кадрового резерва среди молодых сотрудников.
Объект исследования - компания
ООО «Компьютерные
Предмет исследования - формирование
кадрового резерва в
1. Работа с кадровым
резервом как стратегически
Смысл работы с кадровым резервом состоит в том, что движение персонала в компании не должно быть хаотическим, напротив, оно должно быть максимально прогнозированным, планируемым, а также вписываться в общую концепцию поступательного развития организационной структуры компании и усиления ее кадрового потенциала.
Резерв - это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности [7, С. 15].
Резерв кадров - это «питомник»,
то есть определенное количество людей,
находящееся в банке данных организации
и проходящих планомерную подготовку
для дальнейшего занятия
Кадровый резерв - это группа
руководителей и специалистов, обладающих
способностью к управленческой деятельности,
отвечающих требованиям, предъявляемым
должностью того или иного ранга,
подвергшихся отбору и прошедших
систематическую целевую
Формирование резерва - это
комплексный процесс
Резерв формируется из
состава персонала организации.
Состав резерва отражает потребность
(текущую и перспективную) организации
в руководителях, специалистах, а
также ориентирован на структуру
планируемых должностей. Структура
и численность резерва
Для организации работы по формированию резерва должна быть разработана и принята модель формирования резерва. Она, как правило, включает:
- определение целей
- принципы формирования резерва;
- критерии зачисления в резерв;
- систему оценки готовности резерва;
- механизм формирования и использования резерва;
- обязанности кадровой службы (структурного подразделения), руководителей по работе с резервом и др.
Модель формирования резерва отражается в положении о резерве в организации. Его содержание должно быть известно персоналу, поскольку оно выполняет стимулирующую роль для персонала.
Отдел управления персоналом играет важную организующую и координирующую роль в подготовке кадрового резерва. Однако повышение профессиональной подготовки кадров и подготовка резерва - является важнейшим направлением деятельности прежде всего руководителей всех уровней управления [1, C. 207-208].
Общие принципы работы с резервом руководителей:
- подбор кандидатов и
состав резерва по их
- соблюдение возрастного
и образовательного цензов
- рациональное определение
структуры и состава резерва
с учетом того, что на каждую
руководящую должность
- регулярный и систематический
поиск кандидатов в резерв
руководителей на основе
При принятии решения о зачислении кандидата в состав резерва учитываются: итоги производственной деятельности вверенного ему участка работы; выводы последней аттестации; результаты изучения работника путем личного общения, а также отзыв о нем непосредственных начальников, коллег и подчиненных; итоги исследований общественного мнения о кандидатах в руководители; результаты изучения личного дела, психологического тестирования и другие материалы, характеризующие деловые и личностные качества работника.
Этапами формирования резерва являются:
- предварительное изучение
и оценка кандидатов на
- отбор кандидатов в состав резерва;
- зачисление в состав резерва;
- организация подготовки резерва;
- оценка готовности резерва [19, C. 76].
Из перечисленных этапов
каждый имеет свою значимость в формировании
качества резерва, но наиболее важным
является подготовка резерва. Для этого
службы управления персоналом (кадровые
службы) разрабатывают планы подготовки
кадрового резерва, индивидуальные
планы профессионального
Методы подбора кандидатов в резерв показаны на рис. 1.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 1 Классификация методов подбора кандидатов в резерв руководящих кадров [3, C. 83]
Наибольшее распространение получили методы: изучение личных документов работника («биографический»); получение произвольных устных и письменных характеристик («интервью»); обобщение независимых экспертных мнений («экспертиза»); психологическое тестирование и тестирование самооценки работника.
При формировании резерва руководящих кадров необходимо определить базовые должности для каждой категории руководителей, а также источники комплектования резерва для выдвижения. Например, для замещения должности начальника участка базовой является должность мастера, начальника цеха - должность начальника участка и т.д.
Источниками резерва руководящих кадров являются:
- работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение;
- молодые специалисты,
проявившие себя на
- заместители руководителей разного ранга;
- работники предприятия (организации), оканчивающие высшие учебные заведения без отрыва от производства, и др.
Структура резерва руководящих кадров определяется соответствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должностей, право назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой. В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирования и подготовка резерва руководящих кадров.
Одним из важнейших направлений
в работе с резервом руководящих
кадров является организация их подготовки.
По мере дальнейшего изменения
Управленческая подготовка
является важнейшей составной частью
квалификации руководителя и во многом
определяет ее уровень. Выбор формы
обучения кандидатов в резерв от уровня
их специального образования, стажа
работы, прохождения ими
Основой формой подготовки резерва кадров является воспитание и обучение специалистов в непосредственно на производстве:
- привлечение их к разработке
предложений по улучшению
- направление в родственные
организации, на предприятия
- организация стажировки
вновь назначенных руководящих
работников у опытных
- привлечение к подготовке
и участию в работе научно-
Школы резерва - важное звено в подготовке будущих руководителей на уровне предприятия, организации, региона. На предприятии зачисление в школу резерва оформляется приказом руководителя, а возглавляет ее, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляется службами по подготовке кадров.
Система работы с резервом показана на рис. 2.
Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника на руководящую должность их состава резерва должна предусматривать: наличие нескольких кандидатов на данную должность; оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью; сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного.
Завершением работы по формированию и подготовке резервы кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров является конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления.
кадровый резерв кандидат тестирование профориентация
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 2 Формирование резерва кадров [3, C. 86]
Резерв кадров необходим для предприятия любого типа (крупного, среднего, малого). И поэтому имеет разные пути решения. На крупном предприятии, философия которого построена на воспитании собственного резерва и неприятии «чужаков», основное внимание должно быть уделено вертикальной ротации кадров для линейных руководителе и горизонтальной ротации кадров для руководителей-специалистов функциональных служб. Проблемы с резервом возникают в основном в отделах маркетинга, ценных бумаг, связей с общественностью, в которых нужно искать работников со стороны.
На среднем предприятии, где численность персонала не так велика (до 500 человек), основная часть резервы кадров может быть сформирована за счет собственной стажировки (практики) и работы в качестве молодых рабочих и специалистов планомерно готовятся на более квалифицированные рабочие места.
С целью повышения объективности
отбора высококвалифицированных
Информация о работе Выявление и развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом