Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:57, контрольная работа
Цель работы - анализ взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение понятия корпораций, их назначение;
определить особенности регулирования корпораций в РФ;
рассмотреть основные модели взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Введение 3
1. Понятие корпораций, их назначение 4
2. Особенности регулирования деятельности корпораций в РФ 11
3. Государственные корпорации в высокотехнологичном
секторе промышленности России 16
3.1 Предпосылки и динамика создания госкорпораций, их место
в госсекторе 16
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций 20
3.3 Типология государственных корпораций в высокотехнологичном
секторе 25
3.4. Перспективы преобразования госкорпораций в иные юридические
лица 29
Заключение 31
Список литературы
1. Понятие корпораций, их назначение 4
3. Государственные корпорации в высокотехнологичном
секторе промышленности России 16
3.1
Предпосылки и динамика
в госсекторе 16
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций 20
3.3
Типология государственных
секторе 25
3.4.
Перспективы преобразования
лица 29
Заключение 31
Список литературы 33
Возрастание политической активности крупного бизнеса в сфере властно-управленческих отношений способствует повышению значимости исследования системы взаимоотношения государства и корпорации в российской политологической науке. Корпорации не только имеют самое прямое отношение к политической системе и являются немаловажной ее составляющей, но и выступают как политические факторы.
Одной из первейших функций крупного бизнеса, на наш взгляд, следует считать определение стратегии эффективного воздействия на государство и реализацию политического курса в выгодном для себя направлении. Осуществление данной стратегии в сфере политико-властных отношений с учетом определенного многоэтапного процесса позволяет корпорациям занимать существенное место в системе выработки, принятия и исполнения государственных решений. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы контрольной работы.
Объектом контрольной работы является процесс государственного регулирования корпораций, в качестве предмета выступает процесс взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Цель работы - анализ взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение понятия корпораций, их назначение;
определить
особенности регулирования
рассмотреть основные модели взаимоотношения государства и крупных корпораций.
При написании
работы была использованы труды отечественных
ученых по проблеме взаимоотношения
государственных органов и
Понятия "малый",
"средний" и "крупный" бизнес
широко используются в экономической
литературе, однако общепринятые критерии
их определения отсутствуют. На наш
взгляд, качественная определенность
малого бизнеса - объединение функций
собственника (учредителя) и главного
менеджера. Это определяет преимущества
малого бизнеса - оперативное принятие
решений, гибкое приспособление к запросам
рынка и его специализированным
или мелким нишам, высокая интенсивность
труда благодаря прямому
Средний бизнес
решает эту проблему, отделяя собственность
от управления. Он представлен неделимыми
хозяйственными субъектами, экономическими
агентами (фирмами), которые производят
товары и услуги в реальном или
финансовом секторе, управляя, как правило,
одним имущественным комплексом
(предприятием) с помощью наемных
менеджеров. Из 3,7 млн. юридических лиц
в России 85% были зарегистрированы в
2009 г. как ООО (с 2006 г. в закон об
их статусе были внесены важные изменения),
а примерно 5% - как ГУП, МУП, хозяйственные
товарищества, производственные кооперативы,
некоммерческие организации (НКО), представляющие
малый и средний бизнес. Средние
предприятия как
Крупный бизнес
- объединение предприятий. Вокруг некоторой
товарной группы (диверсифицированная
компания), технологической цепочки
(вертикально-интегрированная
Крупный бизнес выполняет не только микроэкономические, но и мезо-, а также макроэкономические функции, обеспечивая планомерность, т.е. сознательно поддерживаемую пропорциональность развития экономики. Во многих публикациях утверждается, что Россия переходит от плановой к рыночной экономике. Это глубочайшее заблуждение, следование которому заводит экономику в тупик. Инновационная и тем более постиндустриальная экономика по своей природе плановая, меняется лишь содержание и методы планирования. Государство разрабатывает прогнозы и целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых оно участвует, а крупный бизнес, его альянсы и бизнес-ассоциации - инновационно-инвестиционные проекты, которые становятся основной формой стратегического планирования. Российские реформы означают переход от мобилизационной к контрактной рыночной экономике, где планомерность достигается на основе добровольных соглашений хозяйственных субъектов, а не централизованных административных распоряжений [2, c.42-43].
Для крупного
бизнеса особую остроту приобретает
агентская проблема: собственники,
менеджеры, инвесторы, потребители, работники
здесь разделены и имеют
Корпорация - хозяйственный субъект, уставный капитал которого разделен на равные доли - акции, дающие право на доступ к информации и участие в прибылях и находящиеся в свободном обращении. Правила этого обращения устанавливаются законом и уставом корпорации. К корпорациям формально относятся 40 тыс. ОАО, чьи акции могут распространяться по открытой подписке среди неограниченного круга лиц, и 260 тыс. ЗАО - их акции обращаются в самом ЗАО и среди заранее установленного круга лиц, например, акции мясокомбината - среди поставщиков мяса. Акционеры ОАО и ЗАО как участники контрактных отношений освобождены от индивидуальной юридической и имущественной ответственности за результаты деятельности АО, она ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.
Корпорация - главная организационно-правовая форма крупного бизнеса. Из примерно 60 млн. фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, т.к. малый и средний бизнес развит недостаточно.
В чем состоят главные преимущества корпорации как рыночного субъекта?
Главное из
них - возможность привлечения
Однако лишь
800 корпораций выпустили свои акции
в свободное обращение, причем доля
этих акций часто составляет лишь
несколько процентов
Второе важное преимущество корпораций - создание дочерних, внучатых и зависимых компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка. Это позволяет использовать не только чисто рыночные средства, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией, но и организационно-плановые методы, связанные с мезоэкономическим маркетингом (формирование и развитие спроса на данном сегменте рынка) *, и менеджментом инновационное прогнозирование, управление межотраслевыми инвестиционными программами и проектами, глобальной и региональной логистикой). Корпорация как среднее звено управления планирует и организует весь технологический цикл в мезоэкономике, включая производство и реализацию конечного продукта, послепродажное обслуживание его потребителей, при этом учитываются полные - прямые и сопряженные затраты.
В ряде секторов экономики лидирует всего несколько корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. Так, основными производителями персональных компьютеров являются Dell, Hewlett Packard и китайская Lepovo, микросхемы выпускают 4 транснациональные корпорации. На российском рынке сотовой связи господствуют 3 корпорации - МТС (35% из 120 млн. абонентов). Вымпелком (34%) И Мегафон (19%). Такие корпорации и их альянсы - принципиально новая форма планомерного сотрудничества конкурентов - принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий, создании или ликвидации производств и рабочих мест в различных странах и регионах. Они решают, где регистрировать компанию, платить налоги и решать юридические споры, в какой валюте номинировать контракты и открывать счета, куда переводить капиталы, размер которых нередко превышает бюджеты многих государств.
Это требует введения для корпораций новой системы отчетности. В США и странах ЕС в последние годы были осуждены руководители крупных корпораций, которые нанесли своим акционерам и инвесторам многомиллиардный ущерб, организовав фиктивные финансовые потоки между десятками специально созданных для этой цели подставных фирм. Внешние аудиторы не в состоянии контролировать эти потоки. Закон Сарбанеса-Оксли (США) возложил на высших менеджеров уголовную ответственность за отчетность. Социальная отчетность по стандарту CRI C3, создаваемая в процессе консультаций с акционерами, сотрудниками и общественностью, характеризует стратегию корпорации и ее воздействие на экономическую безопасность и социально-экономическое благополучие страны и региона. Первой в России такую отчетность представила компания "Уралсиб" [6, c.72-76].
Еще одно преимущество корпораций - демократическое разделение власти между законодательными (общее собрание акционеров, исполнительными (совет директоров и правление) и контрольно-ревизионными органами (ревизионная комиссия и обязательный внешний аудит). Для реализации этого принципа в Совет вводятся независимые (не работающие в корпорации, не имеющие ее акций и т.д.) директора, представители персонала, научных, потребительских, экологических организаций. Законодательство и устав корпорации должны способствовать решению агентской проблемы, согласованию интересов акционеров, инвесторов, менеджеров, работников, клиентов, местных властей и общественности.
Развитие политических отношений между государством и бизнесом, а также место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены реализацией основных функций бизнеса в общественном развитии, среди которых следует выделить: экономическую, инновационную, социальную, лидерскую и политическую функцию [1, с.64-66].
Информация о работе Взаимоотношений государства и крупных корпораций