Взаимоотношений государства и крупных корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:57, контрольная работа

Описание

Цель работы - анализ взаимоотношения государства и крупных корпораций.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение понятия корпораций, их назначение;
определить особенности регулирования корпораций в РФ;
рассмотреть основные модели взаимоотношения государства и крупных корпораций.

Содержание

Введение 3
1. Понятие корпораций, их назначение 4
2. Особенности регулирования деятельности корпораций в РФ 11
3. Государственные корпорации в высокотехнологичном
секторе промышленности России 16
3.1 Предпосылки и динамика создания госкорпораций, их место
в госсекторе 16
3.2. Особенности правового статуса госкорпораций 20
3.3 Типология государственных корпораций в высокотехнологичном
секторе 25
3.4. Перспективы преобразования госкорпораций в иные юридические
лица 29
Заключение 31
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Взаимоотношения государства и корпораций.docx

— 58.51 Кб (Скачать документ)

 

содержание

Введение            3

1. Понятие корпораций, их назначение       4

2. Особенности регулирования деятельности  корпораций в РФ   11

3. Государственные корпорации в высокотехнологичном    

секторе промышленности России        16

3.1 Предпосылки и динамика создания  госкорпораций, их место

в госсекторе           16

3.2. Особенности правового статуса  госкорпораций     20

3.3 Типология государственных корпораций  в высокотехнологичном

секторе            25

3.4. Перспективы преобразования госкорпораций в иные юридические

лица             29

Заключение           31

Список  литературы          33

 

 

Введение

 

Возрастание политической активности крупного бизнеса  в сфере властно-управленческих отношений способствует повышению  значимости исследования системы взаимоотношения государства и корпорации в российской политологической науке. Корпорации не только имеют самое прямое отношение к политической системе и являются немаловажной ее составляющей, но и выступают как политические факторы.

Одной из первейших  функций крупного бизнеса, на наш  взгляд, следует считать определение  стратегии эффективного воздействия  на государство и реализацию политического  курса в выгодном для себя направлении. Осуществление данной стратегии  в сфере политико-властных отношений  с учетом определенного многоэтапного  процесса позволяет корпорациям  занимать существенное место в системе  выработки, принятия и исполнения государственных  решений. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы контрольной  работы.

Объектом  контрольной работы является процесс  государственного регулирования корпораций, в качестве предмета выступает процесс  взаимоотношения государства и  крупных корпораций.

Цель работы - анализ взаимоотношения государства  и крупных корпораций.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

рассмотрение  понятия корпораций, их назначение;

определить  особенности регулирования корпораций в РФ;

рассмотреть основные модели взаимоотношения государства  и крупных корпораций.

При написании  работы была использованы труды отечественных  ученых по проблеме взаимоотношения  государственных органов и крупных  корпораций.

 

1. Понятие  корпораций, их назначение

 

Понятия "малый", "средний" и "крупный" бизнес широко используются в экономической  литературе, однако общепринятые критерии их определения отсутствуют. На наш  взгляд, качественная определенность малого бизнеса - объединение функций  собственника (учредителя) и главного менеджера. Это определяет преимущества малого бизнеса - оперативное принятие решений, гибкое приспособление к запросам рынка и его специализированным или мелким нишам, высокая интенсивность  труда благодаря прямому контакту руководителя со всеми исполнителями, минимальные расходы по управлению и контролю. Однако руководитель может  обработать лишь небольшой (до 600 бит  в сутки) объем информации, поэтому  его бизнес не в состоянии в  одиночку выполнять крупные инновационные  проекты, которые определяют конкурентоспособность  современной экономики [7, c.154-155].

Средний бизнес решает эту проблему, отделяя собственность  от управления. Он представлен неделимыми хозяйственными субъектами, экономическими агентами (фирмами), которые производят товары и услуги в реальном или  финансовом секторе, управляя, как правило, одним имущественным комплексом (предприятием) с помощью наемных  менеджеров. Из 3,7 млн. юридических лиц  в России 85% были зарегистрированы в 2009 г. как ООО (с 2006 г. в закон об их статусе были внесены важные изменения), а примерно 5% - как ГУП, МУП, хозяйственные  товарищества, производственные кооперативы, некоммерческие организации (НКО), представляющие малый и средний бизнес. Средние  предприятия как микроэкономические субъекты перерабатывают основную часть  производственных ресурсов в товары и услуги, сокращая при этом трансакционные издержки.

Крупный бизнес - объединение предприятий. Вокруг некоторой  товарной группы (диверсифицированная  компания), технологической цепочки (вертикально-интегрированная компания) или общей группы собственников  и высших менеджеров (интегрированная бизнес-группа ИБГ). Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать "топологическое" воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.

Крупный бизнес выполняет не только микроэкономические, но и мезо-, а также макроэкономические функции, обеспечивая планомерность, т.е. сознательно поддерживаемую пропорциональность развития экономики. Во многих публикациях утверждается, что Россия переходит от плановой к рыночной экономике. Это глубочайшее заблуждение, следование которому заводит экономику в тупик. Инновационная и тем более постиндустриальная экономика по своей природе плановая, меняется лишь содержание и методы планирования. Государство разрабатывает прогнозы и целевые программы (национальные проекты), в финансировании которых оно участвует, а крупный бизнес, его альянсы и бизнес-ассоциации - инновационно-инвестиционные проекты, которые становятся основной формой стратегического планирования. Российские реформы означают переход от мобилизационной к контрактной рыночной экономике, где планомерность достигается на основе добровольных соглашений хозяйственных субъектов, а не централизованных административных распоряжений [2, c.42-43].

Для крупного бизнеса особую остроту приобретает  агентская проблема: собственники, менеджеры, инвесторы, потребители, работники  здесь разделены и имеют собственные, нередко противоречащие интересы. Российское государство в 90-х гг. оказалось  неспособным их согласовать и  подчинить интересам общества, напротив, оно само по существу было приватизировано  крупным бизнесом. Сам этот бизнес (ИБГ Менатеп, Millhouse Capital, Базовый элемент, Альфа-групп, Ренова и др. зарегистрированы в оффшорных зонах на островах Карибского моря. Там же находятся их трейдинговые компании, которые получают продукцию из России по низким трансфертным, а реализуют - по рыночным ценам. По оценке Всемирного банка до 20% российского ВВП таким образом переводится со счетов предприятий на счета торговли, налоги с этой прибыли, а также с выплачиваемых в оффшорных зонах дивидендов не платятся. По сути дела российский крупный бизнес находится вне российской юрисдикции.

Корпорация - хозяйственный субъект, уставный капитал которого разделен на равные доли - акции, дающие право на доступ к информации и участие в прибылях и находящиеся в свободном обращении. Правила этого обращения устанавливаются законом и уставом корпорации. К корпорациям формально относятся 40 тыс. ОАО, чьи акции могут распространяться по открытой подписке среди неограниченного круга лиц, и 260 тыс. ЗАО - их акции обращаются в самом ЗАО и среди заранее установленного круга лиц, например, акции мясокомбината - среди поставщиков мяса. Акционеры ОАО и ЗАО как участники контрактных отношений освобождены от индивидуальной юридической и имущественной ответственности за результаты деятельности АО, она ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.

Корпорация - главная организационно-правовая форма крупного бизнеса. Из примерно 60 млн. фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, т.к. малый и средний бизнес развит недостаточно.

В чем состоят  главные преимущества корпорации как рыночного субъекта?

Главное из них - возможность привлечения дополнительного  капитала при помощи выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. Корпорация по аналогии с Центробанком выступает по существу как эмиссионный центр, обменивая свои зафиксированные в бумажном или электронном виде обязательства на реальные инвестиции. В 2006-2007 гг. около 50 российских корпораций провели IPO (initial public offering) - первичное публичное размещение своих акций на российских и зарубежных биржах, получив около 40 млрд. долл. - в 6,5 раз больше, чем за десятилетие 1996-2005 гг. Капитализация российского фондового рынка в 2005-2006 гг. выросла более, чем вчетверо и в 2008 г. по прогнозу Национальной ассоциации его участников составит 1 трлн., а к 2015 г. - 3 трлн. долл. Объем сделок с акциями по прогнозу увеличится в 25-30 раз и достигает 4,6-5,7 трлн. долл., а с корпоративными облигациями в 21-27 раз (до 350-450 млрд. долл.)

Однако лишь 800 корпораций выпустили свои акции  в свободное обращение, причем доля этих акций часто составляет лишь несколько процентов акционерного капитала. Активно котируются на биржах акции всего 200-300 корпораций (в Индии - более 10000). Около 38% капитализации  фондового рынка в 2007 г. давали всего 50 ОАО. Это значит, что большинство  российских корпораций по существу таковыми не являются. Они не проводят листинг (оценку) своих ценных бумаг на бирже, т.к. для этого нужно раскрыть информацию о составе собственников, доходах, финансовых потоках, долгах, перейти  на международную систему финансовой отчетности (МСФО). Раскрытие информации резко увеличивает опасность  недружественного поглощения, которое  проводится с помощью коррумпированных представителей власти. Так, после того, как "Тольяттиазот" - одна из самых успешных химических корпораций отказалась передать контрольный пакет своих акций олигархической структуре, в 2006 г. комбинат подвергся двум сотням налоговых проверок, суд арестовал часть пакета акций корпорации, что позволило бы недружественным миноритарным акционерам получить большинство голосов (в 2007 г. это решение было отменено президиумом Высшего арбитражного суда). Необходимо кардинальное совершенствование корпоративного законодательства, защищающее права учредителей и инвесторов.

Второе важное преимущество корпораций - создание дочерних, внучатых и зависимых компаний, совместно  обслуживающих определенный сегмент  рынка. Это позволяет использовать не только чисто рыночные средства, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией, но и организационно-плановые методы, связанные с мезоэкономическим маркетингом (формирование и развитие спроса на данном сегменте рынка) *, и менеджментом инновационное прогнозирование, управление межотраслевыми инвестиционными программами и проектами, глобальной и региональной логистикой). Корпорация как среднее звено управления планирует и организует весь технологический цикл в мезоэкономике, включая производство и реализацию конечного продукта, послепродажное обслуживание его потребителей, при этом учитываются полные - прямые и сопряженные затраты.

В ряде секторов экономики лидирует всего несколько  корпораций, которые вступают друг с другом в альянсы и во все  большей степени определяют и  организуют развитие соответствующего сегмента рынка. Так, основными производителями  персональных компьютеров являются Dell, Hewlett Packard и китайская Lepovo, микросхемы выпускают 4 транснациональные корпорации. На российском рынке сотовой связи господствуют 3 корпорации - МТС (35% из 120 млн. абонентов). Вымпелком (34%) И Мегафон (19%). Такие корпорации и их альянсы - принципиально новая форма планомерного сотрудничества конкурентов - принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых продуктов и технологий, создании или ликвидации производств и рабочих мест в различных странах и регионах. Они решают, где регистрировать компанию, платить налоги и решать юридические споры, в какой валюте номинировать контракты и открывать счета, куда переводить капиталы, размер которых нередко превышает бюджеты многих государств.

Это требует  введения для корпораций новой системы  отчетности. В США и странах  ЕС в последние годы были осуждены руководители крупных корпораций, которые нанесли своим акционерам и инвесторам многомиллиардный ущерб, организовав фиктивные финансовые потоки между десятками специально созданных для этой цели подставных фирм. Внешние аудиторы не в состоянии контролировать эти потоки. Закон Сарбанеса-Оксли (США) возложил на высших менеджеров уголовную ответственность за отчетность. Социальная отчетность по стандарту CRI C3, создаваемая в процессе консультаций с акционерами, сотрудниками и общественностью, характеризует стратегию корпорации и ее воздействие на экономическую безопасность и социально-экономическое благополучие страны и региона. Первой в России такую отчетность представила компания "Уралсиб" [6, c.72-76].

Еще одно преимущество корпораций - демократическое разделение власти между законодательными (общее  собрание акционеров, исполнительными (совет директоров и правление) и  контрольно-ревизионными органами (ревизионная  комиссия и обязательный внешний  аудит). Для реализации этого принципа в Совет вводятся независимые (не работающие в корпорации, не имеющие ее акций и т.д.) директора, представители персонала, научных, потребительских, экологических организаций. Законодательство и устав корпорации должны способствовать решению агентской проблемы, согласованию интересов акционеров, инвесторов, менеджеров, работников, клиентов, местных властей и общественности.

Развитие  политических отношений между государством и бизнесом, а также место и  роль бизнеса в современном обществе обусловлены реализацией основных функций бизнеса в общественном развитии, среди которых следует выделить: экономическую, инновационную, социальную, лидерскую и политическую функцию [1, с.64-66].

Информация о работе Взаимоотношений государства и крупных корпораций