Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа
Целью работы является анализ японской системы мотивации труда, а также ее применимости на предприятиях Республики Беларусь.
Исходя из цели автором были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность японской системы мотивации труда;
проанализировать возможность внедрения японской системы мотивации труда на ОАО «Горизонт»;
разработать рекомендации по внедрению японской системы мотивации труда на ОАО «Горизонт».
Введение………………………………………………………………………….....4
1.Поянтие и сущность японской системы мотивации труда................................5
1.1. Принципы японской системы мотивации труда.............................................5
1.2. Управление трудовыми ресурсами по японской системе мотивации
труда...........................................................................................................................7
1.3. Система управления качеством по японской системе мотивации труда.....8
1.4. Особенности оплаты труда в японской системе мотивации труда...............9
1.5. Система «КАНБАН».........................................................................................11
2. Анализ возможности применения японской системы мотивации труда
на ОАО «Горизонт».................................................................................................13
2.1. Краткая характеристика ОАО «Горизонт».....................................................13
2.2. Механизм мотивации в условиях пожизненного найма на
ОАО «Горизонт»......................................................................................................14
2.3. Анализ возможности внедрения японской системы оплаты труда на
ОАО «Горизонт»......................................................................................................16
2.4. Стимулирование трудовых усилий на ОАО «Горизонт»..............................17
2.5. Профессиональная переподготовка кадров на ОАО «Горизонт».................17
3.Рекомендации по использованию японской системы мотивации труда на
ОАО «Горизонт».......................................................................................................19
Заключение................................................................................................................22
Список использованных источников......................................................................23
Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии. Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.
Японская система мотивации персонала не была спланирована ни одним агентством или министерством, она образовалась как реакция на постоянные перемены в природе рынка, а также под воздействием вполне определенных государственных актов.
Особый интерес в мире к данной системе в наше время проявляется потому, что от практики найма на работу и последующего трудоустройства зависит мотивация как работников, так и работодателей к более конструктивным взаимоотношениям между друг другом в процессе производства или оказания услуг, что существенно влияет на рост показателей деятельности любой организации.
Помимо
того, японская система трудоустройства
обусловливает наличие
С середины 60-х годов XX века в экономику вошло понятие «японского чуда» – так были названы молниеносные перемены, которые произошли в хозяйственных отношениях в Японии за сравнительно небольшой период времени. Существует несколько подходов к объяснению данного феномена. Рассмотрим «японское чудо», а также уникальные японские институты рынка труда с социально-экономической точки зрения. Упрощая ситуацию, можно утверждать, что Япония достигла успехов в экономических преобразованиях благодаря «трем святым ценностям» данной страны – система «пожизненного» трудоустройства, система должностной субординации и единство предпринимательства [2,с. 35].
Благодаря таким институтам японские коммерческие и некоммерческие организации обладают большой степенью трудоотдачи, теряют меньше времени из-за стачек, простоев, могут более легко внедрять новые технологии, располагают обширными возможностями в контроле над качеством продукции, в целом производят больше и быстрее высококачественных товаров, чем их заграничные конкуренты.
Японская система мотивации персонала не была спланирована ни одним агентством или министерством, она образовалась как реакция на постоянные перемены в природе рынка. Особый интерес в мире к данной системе в наше время проявляется потому, что от практики найма на работу и последующего трудоустройства зависит мотивация как работников, так и работодателей к более конструктивным взаимоотношениям между друг другом в процессе производства или оказания услуг, что существенно влияет на рост показателей деятельности любой организации.
Пожизненный найм персонала, система старшинства при определении заработной платы и служебных повышений содействуют развитию финансово-экономического и социального климата Японии. Отлаженная и приспособленная к японским условиям и национальной психологии система менеджмента работает практически безукоризненно в периоды быстрого подъема экономики.
Стоит обратить внимание на социально-психологические и культурные корни японского менеджмента. В управлении персоналом японских компаний проявляется не только мастерство японских менеджеров, но также черты, являющиеся природным достоянием японцев. В научном трактате «Искусство японского управления» отмечается: «Кадровая политика и умение работать с людьми и группами людей базируются на предпосылках, принципиально отличающихся от наших. Японцы готовы предпринимать неимоверные усилия, направленные на совершенствование людей и на воспитание умения эффективно работать друг с другом» [7, с. 54].
В
Японии преобладает групповая
Японский бизнес извлекает из использования психологических рычагов, лежащих в основе жизнедеятельности малых групп, большие выгоды, руководители без каких-либо капитальных вложений, могут максимально интенсифицировать труд своих работников. Такой подход позволяет нацеливать работников на труд во имя процветания фирмы. На японских предприятиях и в организациях, как правило, функционируют рабочие группы по 4–6 человек и более. В такой группе обеспечивается контактность участников и их тесное взаимодействие при выполнении трудовых операций. Дух соревнования и соперничества между отдельными работниками группы не поощряется, считается, что это вносит разлад, порождает индивидуалистические наклонности, подрывающие единство группы. А вот соперничество между группами всемерно стимулируется и обеспечивает высокую мотивацию к труду [1, с. 79].
На японских фирмах существует ряд факторов, в зону действия которых сотрудники попадают с первого дня пребывания. Одним из наиболее важных факторов является продвижение по службе, так называемое иерархическое перестроение. В японских организациях постоянно осуществляется передвижение персонала, в результате которого работник поднимается на новую более высокую социальную и материальную ступень. Регулярность повышений хорошо мотивирует людей, создавая ощущение постоянной перспективы роста.
Принципы, положенные в основу системы управления на японских предприятиях и в организациях, являются факторами трудовой мотивации. В качестве примера можно привести «Таноко сэйдо» – систему многоаспектного повышения квалификации, при которой рабочие задания для сотрудников определяются максимально гибко и узко, в результате этого один сотрудник может выполнять разнообразные задания. Другим примером является политика «Нэнко дзерцу» – регулярное повышение зарплаты в зависимости от трудового стажа. Существуют и многие другие направления материального и морального воздействия на персонал в конкретных фирмах Японии [7, с. 34].
Важное
место в повышении
Особенностью японского развития – практика «пожизненного трудоустройства» – была широко использована в частном секторе экономики, в крупных корпорациях, составляющих промышленный сектор. Принятие этой системы было вызвано потребностью населения в гарантиях занятости вплоть до выхода на пенсию, а также необходимостью постоянного повышения в статусе и уровне заработной платы в соответствии со сроком службы. При этом отсутствует сопротивление коллектива внедрению высокотехнологичного оборудования в процесс производства, который по понятным причинам ведет к сокращению числа рабочих рук, но не сказывается на заработной плате работников, так как они просто переводятся на другой участок работы. Японская система менеджмента несколько десятилетий не давала сбоев, однако, в процессе интернационализации экономики и превращения фирм в многонациональные объединения, руководители японских фирм стали осознавать, что необходимо не просто экспортировать свои товары в другие страны, но и проводить – НИОКР, осуществлять производственную деятельность в других странах. Для этого приходится нанимать иностранных специалистов, воспитанных на иных ценностях и отличающихся иным отношением к труду. В новом веке японские фирмы и организации вынуждены искать иные методы повышения мотивации труда [3, с. 57].
Одним из отличительных аспектов в японской системе менеджмента является управление персоналом. Корпорации стремятся управлять своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами: эффективные системы заработной платы, анализ организации труда и рабочих мест, аттестации служащих. Вместе с тем, они делают в своей мотивации большой акцент на преданности служащих своим компаниям, способствующим укреплению морали и достижению высокой эффективности труда.