Задачи менеджмента на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Что сегодня нужно, чтобы выжить в быстро изменяющейся экономической среде и создать предпосылки для достижения успеха? Международный опыт показывает, что удача сопутствует тем, кто опирается на старые принципы бизнеса, которые отчасти были забыты в 70-80-е годы в период потребительского бума. Происходит возврат к проверенным инструментам и профессиональным навыкам прошлых лет с учетом того, что появилось в 90-е годы в политике, социальной сфере и культуре. При этом результаты реформы В. Клауса (бывший премьер-министр Чешской Республики, главный разработчик концепции системных преобразований) убеждают в том, что "принцип чистоты" не действует, "чистые решения" - не продуктивны. Это лишний раз подтверждает слова известного венгерского экономиста Я. Корнаи: "Любая реальная система основывается на компромиссах противоречащих друг другу принципов и требований".

Содержание

Содержание:
1.Введение стр.3
2.Новый тип финансирования. стр.4
3.Как найти новые источники финансирования. стр.5
4.Активное обучение и воспитание работников. стр.6
5.Гибкая связь с персоналом. стр.7
6.Работникам более широкое участие в процессе
принятия решений. стр.8
7.Ориентация на производственную программу
технологического процесса. стр.9
8.Справедливее вознаграждать работников. стр.10
9.Информационные технологии и
совершенствование управления. стр.11
10.Открытость инновациям со стороны стр.11
11.Экология как сфера предпринимательской
деятельности. стр.12
12.Глобальный подход вместо национализма. стр.13
13.Завоёвывать иностранные рынки. стр.14
14.Качество прежде всего. стр.15
15.Заключение. стр.16
17.Список литературы. стр.18

Работа состоит из  1 файл

менедж..doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     Эффективность и качество производства повысятся, если корпорации вместо обеспечения  массового выпуска продукции  за основу примут тематический (проектный) принцип построения организационных  единиц. Так, Д. Хембрик считает, что  следует формировать немногочисленные структуры, небольшие отделы и их подразделения, ориентированные на определенные торговые группы. Это позволит быстрее выполнять заказы, улучшить информационный обмен, оперативнее принимать решения и повысить заинтересованность работников в результатах труда.

     В некоторых странах сохранилась и еще долго будет действовать другая структура, базирующаяся на принципах системной рациональности индустриальной эпохи. Она предусматривает строгое деление на организационные единицы и однозначное установление их полномочий, а также жесткое разделение производственного процесса на отдельные этапы. Принципы, на которых строится данная система, характерны для авторитарного управления. Возможно, что иностранные владельцы наших предприятий постараются сохранить ее. Однако фирмы, стремящиеся обеспечить свое процветание на длительный период, должны ввести у себя целевой менеджмент.

     Справедливее  вознаграждать работников

     По  мнению Д. Хембрика, наиболее эффективным  способом вознаграждения работников за труд является создание универсальной  программы распределения прибыли  между подразделениями компании, начиная с торгового отделения  и кончая руководящим органом. Так  обеспечивается справедливое участие каждого работника в результатах деятельности. Причем принципиально важно отказаться от привилегий и побочных доходов членов руководства как оскорбительных и отгораживающих их от рядовых работников факторов (или хотя бы ограничить таковые). Персональные лифты, столовые, специально выделенные у входа в здание места для парковки автомобилей - все это отделяет людей, находящихся на верху служебной лестницы, от тех кто внизу. Руководители высшего звена должны быть ближе к работникам, проявлять творческий энтузиазм, создавать благоприятную обстановку для всех. Для того чтобы выполнить данные требования, необходимо избавиться от лицемерия и цинизма.

     В этом плане ситуация в некоторых странах осложняется рядом моментов. Для прошедшего десятилетия характерно относительное равенство различных категорий трудящихся в доходах и потреблении, причем доля заработной платы в семейном доходе постепенно сокращалась и снижалась заинтересованность в повышении эффективности труда. Последствия такой политики будут отрицательно сказываться еще некоторое время. Вместе с тем в фирмах, находящихся в собственности иностранцев, начала проявляться кастовость: в частности, появились специальные столовые и площадки для парковки автомобилей руководящих работников. В общегосударственных интересах нам необходим переход от равенства в потреблении к предоставлению членам трудового коллектива равных возможностей. Некоторые процветающие фирмы уже формируют структуру управления так, чтобы она открывала простор для инновационных потоков, поступающих снизу, и давала равные возможности всем работникам. 

     Информационные  технологии и совершенствование управления

     Переход к современной структуре бизнеса  базируется на применении достижений информационных технологий. А. Тейлор отмечает, что массовое производство требует координации деятельности различных участков, оно невозможно без большого количества руководителей среднего звена. Но по мере совершенствования информационных технологий такая координация становится ненужной. Распоряжения могут передаваться с одного на другой конец фирмы, а решения способны принимать низшие ее звенья.

     Другими словами, такие технологии позволяют  и работникам, и руководителям  высшего звена очень быстро получать необходимую информацию. Благодаря  этому повышается оперативность управления, более того, могут быть ликвидированы целые звенья административного аппарата, существовавшие лишь для сбора, структурирования и распространения информации. К тому же информационные технологии дают возможность выделить и изучить быстро меняющиеся микрорынки. В Чехии предпринимательская культура в данной области не достигла должного уровня, а появление владельца-иностранца в ряде случаев вызвало даже расширение бюрократии.

     Открытость  инновациям со стороны

     В 90-е годы процветали и, вероятно, будут процветать в дальнейшем компании, способные организовать общие исследования со сторонними лабораториями и университетами, а также создающие совместные предприятия. Вместо того чтобы полагаться на собственную научно-исследовательскую и проектную базу, крупным корпорациям следует инвестировать в мелкие организации, обладающие необходимым научным потенциалом, или присоединить их к себе. Движимые желанием активно участвовать в конкуренции, они должны предоставлять информацию другим организациям на лицензионных началах.

Такой подход сегодня важен для американских, японских и западноевропейских фирм, а для российских компаний имеет еще большее значение. В конце 80-х годов отечественные предприятия производили продукцию 70% отраслей, при этом на страну приходился лишь 1% научных достижений, появляющихся во всем мире за год. Нам нужно довести долю ассигнований на науку и исследования до 2% ВВП, повысить эффективность изучения мировых научно-технических достижений. Отечественные предприятия должны активно участвовать в формировании и реализации государственной научно-технической политики. Это особенно важно, поскольку последние правительства не имели определенной структурной, научной и научно-технической политики. Кроме того, нашим предприятиям придется очень экономно вести хозяйство, так как их финансы находятся в весьма сложном положении.

     Экология  как сфера предпринимательской деятельности

     В 90-е годы забота об окружающей среде  во все возрастающей мере влияла на судьбу корпораций как в текущем  периоде, так и в долгосрочной перспективе. В развитых странах экологическое движение воспринимается как явление всемирного масштаба. Многие родители проявляют живой интерес к тому, какой мир достанется в наследство их детям. Отсюда возрастающая готовность инвестировать в эту сферу. Капиталовложения, направленные на решение текущих экологических проблем, можно считать наиболее перспективными, так как они помогают подготовиться к надвигающимся сырьевым и экономическим кризисам.

     Компаниям, стремящимся в долгосрочной перспективе укреплять свои позиции в чешской экономике, в первую очередь следует вкладывать капитал в мероприятия, направленные на формирование и развитие у населения экологической грамотности как основы современных жизненных ценностей и нового образа жизни. К тому же все новое в образе жизни населения может служить объектом для предпринимательства.

     Глобальный  подход вместо национализма

     Представителям  отечественного бизнеса необходимо осознать, что предстоит делать в  условиях усиливающейся глобализации экономики. С учетом этого фактора руководящие органы компаний будут вынуждены принимать решения, разрабатывать стратегию, проводить исследования, выпускать продукцию и оказывать услуги, а также совершенствовать производственные процессы.

     В настоящее время даже розничной торговле и предпринимателям, оказывающим услуги местного масштаба, приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний, сотрудничать с зарубежными заказчиками и смежниками, получать товары из других стран. Начиная с 90-х годов процветали, как правило, те фирмы, которые учитывали специфику иностранных рынков, научились вести переговоры с зарубежными заказчиками и конкурировать с чужеземными компаниями внутри страны и за ее пределами.

     Так в Чешской Республике таким прогрессивным веяниям препятствуют ложное представление о национальной исключительности, опасения возможных отрицательных последствий (в том числе социального характера), стремление сохранить позиции хотя бы на внутреннем рынке. В этой связи отмечу, что в результате продажи Auto Љkoda Mladб Boleslav (производящего почти 4% ВВП страны) 8% чешского экспорта стало контролироваться концерном Volkswagen. С производством данной продукции связаны многие отечественные предприятия, поставляющие материалы и комплектующие изделия, т.е. их процветание теперь во многом зависит от положения зарубежной фирмы.

     Пока  иностранные партнеры не торопятся  вкладывать средства в развитие чешских  предприятий из-за хаотичности правовой системы, отсутствия элементарной уверенности  в завтрашнем дне и непрозрачности производственно-хозяйственной деятельности.

     В целом необходимо направить усилия на преодоление изоляционизма в  сознании населения, как можно полнее информировать общество о возможностях зарубежных рынков и их неиспользованных ресурсах. Проникновение на рынки других стран знаменует также и информационный прорыв, а от информации зависит достижение успеха в предпринимательской деятельности на длительную перспективу.

     Завоевывать иностранные рынки

     В современном мире фирмы уже не могут выживать и процветать без того, чтобы не проникать на рынки других стран. В начале 90-х годов В. Арчи (в 1990 г. вице-президент по международным вопросам Торговой палаты США) отметил, что это вызвано причинами как оборонительного, так и наступательного характера. Для предприятий ряда отраслей из-за высоких затрат на исследования и проектирование, а также из-за потребности в крупных инвестициях жизненно важен рынок сбыта продукции, по своим масштабам превышающий национальный рынок (даже рынок США). Компании, преодолевая национальные границы, получают возможность наблюдать конкурентов в их среде, знакомиться с их технологиями и предпринимательскими стратегиями и тем самым подготовиться к конкуренции на внутреннем рынке. Полученные знания могут быть использованы в целях повышения качества продукции и услуг.

     На  мировой рынок способны выйти  не только крупные транснациональные  корпорации, но и средние, и даже мелкие фирмы. Причем, по мнению Арчи, достижение успеха там в большей степени  зависит от знания собственного производства, чем от информированности о торговых связях. Компания сможет достичь лучших результатов, если производимая ею продукция (оказываемые услуги) на рынке не имеет аналогов, стоит дешевле, чем у конкурентов, обладает лучшими параметрами, отличается гарантированным высоким качеством и имеет хорошо налаженную систему сервисного обслуживания.

     Сегодня прямые частные инвестиции направляются, как правило, не на объекты, в которые  уже вложен труд, а предоставляются  тем структурам, которые проторили  себе дорогу на рынок, могут противостоять технологиям конкурентов, и, самое главное, получили доступ к рынку квалифицированной рабочей силы, что может способствовать повышению стоимости выпускаемой продукции.

     Качество  прежде всего

     В развитых странах предприятия, производящие товары и оказывающие услуги невысокого качества, практически не имеют шансов выжить. Потребители стали настолько искушенными и придирчивыми, что их невозможно убедить в чем-либо, полагаясь лишь на маркетинг. М. Фелдберг считает, что необходимо возобновить практику подбора, тренировки и управления персоналом с тем, чтобы он проникся идеей производства продукции и оказания услуг, которые действительно отвечают потребностям заказчиков и дают прибыль, вместо того чтобы манипулировать потребителями, вынуждая их покупать то, что произведено.

     Стратегия, предусматривающая нацеленность на качество продукции и услуг пригодна для всех, начиная с огромных производственных корпораций и кончая мелкими розничными магазинами, действующими исходя из ситуации, сложившейся на рынке в данный момент. Для достижения успеха на рынке всем придется вспомнить старые времена, когда репутация компании зависела от качества производимой продукции и готовности оказать важную дружескую услугу.

     Наиболее  простой способ обеспечить высокое  качество - ввести в корпорации совершенно новую культуру (ее называют по-разному - менеджмент абсолютного качества, менеджмент интегрированного процесса). Это, по мнению А. Тейлора, означает, что для всех, начиная с высшего руководства и кончая низшими звеньями системы управления, самым главным является обеспечение высокого качества продукции и услуг, удовлетворение потребностей заказчиков. Каору Ишикава считает, что только благодаря введению системы абсолютного качества удастся справиться с неопределенностью окружающей экономической среды.

     ***

     Не  верю тем, кто пессимистически высказывается  о шансах нашей экономической  реформы. Думается, прав профессор менеджмента  Г. Митзберг, трактовавший преобразования, которые происходят в странах  Восточной Европы, следующим образом: "Милтон Фридман в свое время изложил суть выбора - или свободное предприятие, или самоуничтожающийся социализм. В наше время мировая печать трубит, что свободное предприятие победило. Однако это сбивающая с толку бессмыслица. В действительности одержала победу сбалансированность над несбалансированностью. Восточноевропейцы слишком сконцентрировали власть в центральных органах, в то время как мы на Западе распределили власть между различными формами собственности - от полностью самостоятельных до государственных предприятий". Еще в самом начале перемен он рекомендовал представителям бывшего социалистического блока снова заняться планированием и разработать стратегию, соответствующую конкретной ситуации и потребностям. Он советовал избегать идеологически окрашенных крайностей.

Информация о работе Задачи менеджмента на современном этапе