Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа
В начале XXI века перспективы развития управления, вероятные для всех стран, имеют особое значение для России, которой необходимо преодолеть управленческий разрыв и обеспечить конкурентоспособность экономики.
Из всех факторов производства важнейшее значение имеет управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать работу всех работников, развивать их потенциал и добиваться эффективных результатов деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент — современный этап эволюции менеджмента…………………………………...5
Глава 2. Задачи менеджмента в ХХI веке…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент — современный этап эволюции менеджмента…………………………………...5
Глава 2. Задачи менеджмента в ХХI веке…………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В начале XXI века перспективы развития управления, вероятные для всех стран, имеют особое значение для России, которой необходимо преодолеть управленческий разрыв и обеспечить конкурентоспособность экономики.
Из всех факторов производства важнейшее значение имеет управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать работу всех работников, развивать их потенциал и добиваться эффективных результатов деятельности.
Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют, во-первых, выявление и анализ проблем, с которыми придется иметь дело менеджерам, и, во-вторых, предположение о возможных способах их решения.
Этим вопросам уделяется большое внимание в научных трудах таких специалистов по управлению, как И. Ансофф, П. Друкер, Т. Питере, М. Мескон и др.
Разумеется, их анализ и прогноз строится не на абстрактных схемах и домыслах, а является итогом исследования новой парадигмы менеджмента, возникшей в последней четверти XX в., которая проявляет себя как социальный менеджмент. [1]
Целью моей курсовой является выявление и анализ проблем в развитии систем управления в обозримом будущем и обоснование приемлемых форм их решения.
Методологической основой настоящей курсовой работы являются диалектический метод познания социальных процессов и явлений, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой метод, а также системный анализ, имеющий универсальный характер и выступающий связующим звеном между различными областями общественных наук.
Глава 1. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент — современный этап эволюции менеджмента
Конец XX в. знаменателен отказом от технократического, рационального типа управления. Старые технологии производства, основанные на механизации труда, вытесняются новыми видами высокой технологии, научно- и информационноемкой, ресурсосберегающей и требующей творчества и полной отдачи работников. Нормировать, рационализировать и ограничивать должностными инструкциями такой труд — бессмысленная трата времени. От менеджеров требуется совершенно иная направленность в работе с людьми, качественно новый подход к руководству ими. Это хорошо поняли японские менеджеры, начинают осознавать американские и европейские. Особенно важно усвоить это и нашим соотечественникам.
Следует признать, что управление людьми долгое время носило у нас несбалансированный, бессистемный характер. На макроуровне отсутствовала стратегия развития человеческих ресурсов в ее полнокровном и демократическом варианте. На уровне организаций в одних случаях наблюдалась необузданная административная свобода и волюнтаризм (при приеме на работу, оценке и продвижении кадров и т. п.), в других — многочисленные и малообоснованные регламентирующие документы и разнарядки сверху лишь запутывали дело, в-третьих, имело место явное отсутствие профессионализма в управлении персоналом.[2]
Если не считать отдельных очагов деловой и производственной культуры и попыток возрождения здорового российского предпринимательства и трудовых традиций, можно утверждать, что сложившаяся система управления трудом с ее вне экономическими, монопольными формами привела к «отчуждению труда» и оказалась в глубоком кризисе, и именно она, на наш взгляд, потенциально выступает главным тормозом рыночных преобразований.[3]
Падение заинтересованности работников в труде вследствие его технократической организации явилось одной из важнейших причин замедления экономического, роста и производительности труда в 70-х и начале 80-х гг. не только СССР, но и в Европе и Америке. Менеджеры серьезно отнеслись к проблеме «отчужденности труда» как к причине снижения эффективности, высокой текучести кадров, слабой лояльности персонала.
Попытки повышения заинтересованности работников путем осуществления полумер, так называемых «малых шагов», не дали желаемых результатов. Поэтому менеджеры в самых преуспевающих фирмах фактически встали на путь радикального преодоления «технократической отчужденности» и перехода на социальные факторы управления персоналом, на так называемой социальный менеджмент. Это привело к возникновению новых принципов управления организацией. Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, т. е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней.
Эти тенденции привели к смене управленческой парадигмы. Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Управленческая парадигма — это система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая исследователями и практиками-управленцами.
Известно, что первая половина XX века была периодом индустриального развития общественного производства как итог промышленной революции конца XIX века. Во второй половине XX века страны-лидеры вступили к началу перехода к эре постиндустриального информационного развития. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки. Отсюда — невиданный рост предпринимательских структур, образование большого количества малых и средних предприятий, усложнение связей между организациями.
Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.[4]
Новая система взглядов на менеджмент сформировалась в 70-80-е годы XX века. На наш взгляд, в эволюции менеджмента наступил новый этап — это этап социального менеджмента.
Опыт зарубежного менеджмента дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления и перехода к социальному менеджменту, основными принципами которого являются:
I. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в убеждении, что успех определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Управленческий рационализм исходил из факта, что фирма есть закрытая система, в которой:
— цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени;
— основой стратегии являются непрерывный рост и углубление специализации;
— организационная структура строится по функциональному принципу;
— контроль является решающим в управлении;
— персонал четко выполняет указания, идущие из центра. Современный менеджмент рассматривает фирму как открытую
систему, и поэтому на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды.
II. Инновационность как важнейший критерий профессионализма менеджера. Один из основных факторов успеха для менеджера заключается в умении проводить инновации и мобилизовать свой персонал на готовность к ним. Насколько приоритетной в менеджменте прошлых лет была проблема эффективности, настолько в современный период выдвинулась на первый план проблема инновационности. Она стала фактором выживаемости, устойчивости и перспективности организации. Причем прежняя задача — успеть за изменениями, которая была актуальна в 80-е гг., сегодня сменяется новой — жить и продуктивно работать в непрерывно меняющемся мире.[5]
III. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Особое значение для менеджмента (будь то в бизнесе или на госслужбе) имеет социальная ответственность, предполагающая осознание широких социальных целей при принятии деловых решений. Это означает, что миссия организации, ее система ценностей должны совпадать с общественными интересами, что, в свою очередь, требует соблюдения этики бизнеса и этики госуправления. Честность и доверие к людям — важное условие реализации данного принципа.
IV. Отношение к людям как клеевому и неисчерпаемому ресурсу организации; в связи с этим социальный аспект управления выходит на первый план. По мнению западных экспертов, люди реализуют в своей работе лишь 5—15% своего интеллектуального потенциала. Отсюда главной задачей социального менеджмента является создание такого организационного климата, который бы способствовал раскрытию всего потенциала работников для внесения максимального вклада во имя достижения поставленных целей.[6]
Социальный менеджмент ориентируется на новую социальную группу в организациях — когнитариат, мошь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Теперь это необходимо, так как новые информационные и другие высокие технологии могут осваиваться только когнитариатом, поэтому так важно наращивание этого золотого фонда организации. В связи с этим в обозримом будущем уровень образования и квалификации рабочей силы и возможность объединить ее усилия окажутся главным стратегическим ресурсом как крупных корпораций, так и мелких и средних фирм. .
V. Формирование организационной культуры («философии фирмы»), обеспечивающей удовлетворенность потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей достижению результата.
По мнению И.А. Кузьмина, современный этап развития менеджмента как социального является интегральным. С начала 70-х гг. наметилась устойчивая тенденция эволюции от homo economicus к homo integrans (от человека экономического к человеку целостному). В этой связи меняются приоритеты целей организации: они созданы не для того, чтобы уничтожить все живое на нашей планете ради получения максимальной прибыли, а для того, чтобы обеспечить расцвет общества посредством целостного развития человеческого существа.
Формирование организационной культуры должно содействовать созданию атмосферы, способствующей развитию работников и как специалистов, и как личностей, умеющих преодолевать стереотипы и устаревшие традиции; развитию в них новаторства, инновационное™, ответственности за судьбу фирмы.
VI. Формирование эффективных коммуникаций. Роль коммуникаций в повышении эффективности менеджмента трудно переоценить. Открытые коммуникации формируют видение организации для всех сотрудников, четкое определение всех проблем и перспектив для достижения целей. Это и обеспечение достоверной, своевременной и исчерпывающей информацией для принятия управленческого решения. Это и условие для привлечения персонала к совместной постановке цели и выработке решений. Это и проявление демократических тенденций в стиле управления, условие для инновирования персонала. Это и эффективная обратная связь. Это и умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей.[7]
VII. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения и другие формы гармонизации интересов.
VIII. Соучастие (или партнерство), т. е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации на всех этапах: от выработки миссии организации, постановки целей для группы до личных целей. Соучастие или партнерство выступает важной формой гармонизации интересов организации в целом и всех ее субъектов: акционеров, менеджеров, работников, профсоюзов и т. п.
Основу стратегий вовлеченности персонала сегодня составляют новые подходы к соучастию работников в подготовке и принятии решений на микроуровне. В свою очередь, трансформируется и содержание управленческой работы, размываются границы понятия «процесс управления». Традиционное администрирование все более уступает место высокопрофессиональному лидерству. Во всем этом сказывается прогрессивная тенденция усиления социализации менеджмента путем повышения интеллектуального уровня работников, возвышения потребностей в совместном труде, творчестве, самовыражении, о желании придавать новым условиям труда гуманизированные формы.[8]
IX. Отказ от приростного и формирование предпринимательского типа организационного поведения. Это означает развитие интрапренерства: высвобождение творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне. Привлечение поведенческого потенциала персонала при опоре на внутреннее предпринимательство позволяет решить проблему разрыва между стратегией и возможностями организации посредством развития как стратегии, так и возможностей. Это обеспечивает управление в реальном масштабе времени.
X. Технологизация менеджмента как фактор эффективности управления и инновационное средство мотивации персонала к саморазвитию. В условиях возрастанияроли социального фактора как проявления общесоциологической закономерности в развитии мировой цивилизации объективно выступает на передний план практики управления необходимость освоения новых инновационных методов социального воздействия, в частности социальных технологий в менеджменте.[9]