Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа
В начале XXI века перспективы развития управления, вероятные для всех стран, имеют особое значение для России, которой необходимо преодолеть управленческий разрыв и обеспечить конкурентоспособность экономики.
Из всех факторов производства важнейшее значение имеет управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать работу всех работников, развивать их потенциал и добиваться эффективных результатов деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Новая управленческая парадигма. Социальный менеджмент — современный этап эволюции менеджмента…………………………………...5
Глава 2. Задачи менеджмента в ХХI веке…………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………
Постоянное повышение образовательного уровня рабочей силы и, как следствие, более полное достижение устанавливаемых целей выдвигают задачу изменений в управлении, которые призваны улучшить взаимодействие в различных подразделениях организации, а также ее взаимодействие с внешней средой. Ротация работ, разнообразие функций, программы индивидуального профессионального развития, автономные рабочие группы — это новшества, направленные на развитие человеческих ресурсов.
Однако, как показывают исследования, если не обеспечивается участие работников в принятии решений, то все остальные изменения вносят лишь временное улучшение в деятельность организации На любом уровне организации качество работы персонала пропорционально его участию в процессе принятия решений. В свою очередь, необходимость в таком участии пропорциональна уровню образования работников: чем выше уровень образования, тем больше потребность в участии в принятии решений. Когда работникам предоставляют возможность участвовать в принятии решений, которые они положительно воспринимают, то их участие становится конструктивным. Децентрализация управления дает персоналу низового уровня право принимать те решения, которые обычно идут сверху. Она увеличивает демократизм только при условии, если возрастает автономность организационных структур низового уровня управления.*
Требование к управлению как раз и состоит в том, чтобы оно обеспечивало участие людей в решении проблем. Это означает, что приоритетно будет инвестировать капитал в обучение, развитие своих работников. Как показывает опыт, компании, которые увеличивают затраты на обучение персонала, добиваются более высоких показателей прибыльности и производительности, чем те, которые сокращают эти расходы. Обучением и развитием персонала необходимо активно управлять, руководствуясь тем, что работники должны быть подготовлены к решению как текущих, так и перспективных проблем.[16]
X. Отказ от авторитаризма и переход к работе с командой. Работа с пожилыми сотрудниками, как правило, опытными и высококвалифицированными, а также общее повышение образованности персонала в условиях высоких технологий требуют от менеджеров знания эффективных методов сотрудничества и соответствующих умений.
Привычная субординация, принцип единоначалия, авторитарный стиль — все это совершенно не подходит менеджерам XXI в. Содержание работы предполагает постоянное обучение, интеллектуальную деятельность высшего порядка, уменьшение рутинной работы, решение уникальных проблем.
В современной теории управления доминирует концепция демократизации управленческого процесса, акцентируется перспектива перехода от традиционных бюрократических стилей администрирования к антибюрократическим, предполагающим нарастающее участие в управлении управляемых. Для России эта проблема приобретает особо важное значение, так как вызвана необходимостью решения задачи построения демократического общества. Поэтому среди умений, которые организация требует от своих работников, все более заметное место занимает умение работать в командах, которые в перспективе будут играть важную роль во всех видах деятельности. Самоуправляемые команды становятся ключевыми звеньями гибкой организации. Команды должны формироваться вокруг проблем. Если проблема решена, то данные команды будут расформированы и созданы другие. Работники могут входить сначала в одну, затем в другую команду, а команды, и спою очередь, меняются в зависимости от новых требований. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации. При самоуправлении групп ограничивается руководящая роль управляющих в организации. Группа имеет общую цель. Ответственность и подотчетность используются для оценки степени достижения поставленных целей. При этом основным показателем успеха становится удовлетворение запросов потребителей (а не увеличение запасов товаров или рост рентабельности). Считается, что прибыль будет обеспечена и выпуск товаров будет расти, если запросы потребителей будут удовлетворены. Принципиальное значение имеет то, что оценки и система оплаты труда устанавливаются по результатам деятельности группы (команды),- а не только за индивидуальные достижения. Поощряются развитие различных умений и овладение персоналом несколькими профессиями вместо узкой специализации. При оплате труда менеджеров и персонала в целом возрастает значение премирования по итогам работы, внутренних социальных программ, автономных «предпринимательских центров» в рамках компаний, которые сами продают свои услуги внутренним или внешним клиентам (интрапренерство).
Умения, связанные с групповым подходом, являются базовыми для успешной работы команды. Это означает, что организация должна обучить персонал необходимым навыкам. В зависимости от ситуации работники могут быть лидерами в одной команде, а затем — подчиненными в другой; роли будут предопределяться характером работы. Индивидуальные усилия будут по-прежнему необходимы и желательны, но только в той мере, в какой они вносят вклад в работу всей команды. Функционирование в разных ролях требует от работника овладения полным набором новых умений, которые не характерны для традиционной организации. Работники должны быть адаптивными, целеустремленными и способными работать в команде.[17]
XI. Социальная ответственность и этика бизнеса.
Необходимым компонентом делового успеха стала социальная ответственность менеджмента, способствующая интеграции компаний в повседневную жизнь общества. Речь идет об их участии в решении насущных проблем образования, здравоохранения, развития местных инфраструктур.
Развитие партнерских отношении между фирмами и растущая зависимость успеха компаний от их репутации стимулируют развитие этики бизнеса, закрепленной в международных, национальных и корпоративных кодексах и нормах делового поведения и деловой морали. Этические принципы имеют отношение ко всем функциям компаний, включая рекламу, трудовые и договорные отношения, охрану окружающей среды и интеллектуальной собственности, использование внутрифирменной информации, компьютерных сетей, а также к борьбе с коррупцией. В ряде случаев западные инвесторы увязывают возможность своих вложений в экономику развивающихся стран с антикоррупционными требованиями.[18]
Заключение.
В России за годы реформ необходимые технические приемы предпринимательства внедрились достаточно быстро, в то время как получившие мировое признание нормы цивилизованного бизнеса прививаются плохо, более того, они повсеместно попираются. Одной из причин этого является тотальный кризис доверия как морально-психологической основы деловых отношений.
Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.
В этих условиях одним из путей повышения эффективности функционирования предприятий является совершенствование организационных форм управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами.
Итак, устремляясь в XXI в., управление становится все более динамичным и гибким. Некоторые авторитеты менеджмента последних десятилетий XX в. уже утратили свое влияние, а факторы успеха потеряли силу. Непреложными остаются информированность, предприимчивость, способность к изменениям, тесная связь целей компаний с жизненными интересами их сотрудников, клиентов и общества в целом.
Вместе с тем жизнь не стоит на месте: что-то закрепляется и развивается, а что-то отмирает. Это означает, что рассмотренные задачи и формы управления должны находиться в постоянном движении. И чем полнее они адаптированы к хозяйственной среде, тем успешнее осуществляется управление. Это в свою очередь требует хотя бы в общих чертах установить основные направления повышения эффективности управления.
Список литературы
1. Албастова Л.Н. Управление организацией: проблемы теории и практики// Проблемы налогообложения и менеджмента. Сб. статей. Вып.2- Ростов-на-Дону; СКАГС, 2007
2. Атаманчук Г.В. Управление в жизнедеятельности людей (очерки проблем). М., РАГС, 2008.
3. Балошов С.В. Основы менеджмента: учеб. Пособие для вузов – М,:2008.
4. Большаков А.С. Современный менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие. СПб. Питер. 2007
5. В.В.Губарев. Перспективные подходы в менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2009.
6. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
7. Клейнер Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления// Проблемы теории и практики управления 2009, №1.
8. Круглый стол. Менеджмент в 21 веке: новые тенденции развития// Государственная служба 2009, №1.
9. Лапин А. Менеджмент: полевые опыты// Управление персоналом, №4, 2009.
10. Московец А.Ф. Повышение роли инновационного менеджмента в развитии предприятий// Экономические науки 2008, №3.
11. Менеджмент. Под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. Учебник. М. ЮНИТИ. 2006
12. Семенок А.К. Основы менеджмента: учебник для вузов. –М; Дашков и К, 2008.
13. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. Изд. 2. СПб., 2007.
14. Шевченко И.В. Стратегия развития российского менеджмента в глобализирующейся экономике// Финансы и кредит 2007, № 19.
2
[1] Круглый стол. Менеджмент в 21 веке: новые тенденции развития// Государственная служба 2009, №1.
[2] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[3] Клейнер Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления// Проблемы теории и практики управления 2009, №1.
[4] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[5] Московец А.Ф. Повышение роли инновационного менеджмента в развитии предприятий// Экономические науки 2008, №3.
[6] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[7] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[8] В.В.Губарев. Перспективные подходы в менеджменте// Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2009.
[9] Шевченко И.В. Стратегия развития российского менеджмента в глобализирующейся экономике// Финансы и кредит 2007, № 19.
[10] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[11] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[12] Круглый стол. Менеджмент в 21 веке: новые тенденции развития// Государственная служба 2009, №1.
[13] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[14] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[15] Лапин А. Менеджмент: полевые опыты// Управление персоналом, №4, 2009.
[16] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[17] Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: курс лекций – Ростов н/Д: «Мар Т»; 2006.
[18] Круглый стол. Менеджмент в 21 веке: новые тенденции развития// Государственная служба 2009, №1.