Закономерности психологии общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:15, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам психологии общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа для Сардааны.docx

— 43.14 Кб (Скачать документ)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Финансово-экономический  институт

Кафедра социологии и управления персоналом

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

 «Социология  и психология управления»

на тему: «Закономерности  психологии общения»

 

 

Выполнил:

студент(ка)_____________

(ФИО, курс, группа)

Научный руководитель:

_______________________

(ФИО, звание, должность)

 

Работа представлена:

_______________________

(дата)

Работа оценена:

_______________________

Якутск 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1.

1.1.

1.2.

1.3.

 

Глава 2.

2.1.

2.2.

2.3.

 

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных  социальных условиях, когда на смену  привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам психологии общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти   задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.

Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому  необходимо более детально рассмотреть  его структуру. К пониманию структуры  общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать  структуру общения путем выделения  в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и  перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие классификации.

Цель исследования: рассмотреть  проблемы общения в социальной психологии.

Объектом исследования является общение как социальное явление.

Предмет исследования –  проблемы общения в социальной психологии

Задачи исследования:

  1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
  2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
  3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
  4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Научная новизна состоит  в определении проблем общения  в научных источниках.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении проблем общения, структуры общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации.

Структура работы: Работа состоит  из введения, основной части разделенной  на главы и параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Деловое общение: закономерности и тактика

 

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. От того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением – процессом передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего времени.

Сегодня опытный руководитель тратит большую часть времени  не на решение финансовых, технических  или организационных проблем, а  на решение психологических задач, возникающих в процессе общения  с подчиненными, коллегами и начальством.

К закономерностям, которые  определяют процессы межличностных  взаимоотношений, можно отнести  следующее:

 

  1. Зависимость общения от восприятия партнера

Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый  на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Все люди разные, они отличаются друг от друга по своему социальному  статусу, жизненному опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки неравенства, получившие название факторов превосходства, привлекательности  и отношения к нам.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному  для нас параметру, мы оцениваем  его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Это схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Действие фактора привлекательности  при восприятии человека заключается  в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются  или недооцениваются другими  людьми. Ошибка здесь в том, что  если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать  его более умным, интересным и  т.д., т.е. переоценивать многие его  личностные характеристики.

Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Фактор отношения к  нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к  нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека.

Люди неадекватно «отображают» друг друга. На это есть серьезные  причины:

    • человек слишком сложен. Ларошфуко принадлежат слова: «…Легче познать людей вообще, чем одного человека»;
    • человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности;
    • человек нередко не может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.

 

2. Неадекватность  самооценки

Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.

 

 

3. Обусловленность  процесса понимания друг друга процессом рефлексия

      Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимает партнером по общению. Это просто знание другого. Но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

 

4. Расщепление смысла передаваемой информации

Причинами этого выступают:

    • различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка;
    • различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях        общающихся.

 

5. Социальный статус

Стремление человека сохранить  свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.

 

6.Компенсация

Недостаток одних качеств  сознательно или бессознательно  компенсируется другими.

     Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы:

  1. Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.
  2. Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.
  3. Способность ставить себя на место партнера по общению.
  4. Доверительность коммуникаций.

Что понимается под доверительностью?

- открытая демонстрация  своих намерений;

- проявление доброжелательности  по отношению к партнеру;

- деловая компетентность;

- убедительные манеры;

- устранение недопонимания.

Причинами недопонимания  часто являются:

- склонность не говорить  того, что действительно думают  и хотят;

- стремление говорить  то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить;

- неуемное желание говорить  самим, неумение слушать других;

- стремление слушать других  не с целью услышать, а с целью оценить      говорящего.

Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные  коммуникативные барьеры. К ним  относятся:

  • социальные барьеры – политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;
  • этнокультурные барьеры - национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие в других – как недостаток;
  • психологические барьеры – индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия,  неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

 

 

 

 

 

      1. Закономерности психологии общения в торговле

 

Коммерческая деятельность призвана удовлетворять материальные и духовные потребности людей, предоставляя им возможность приобретать разнообразные  товары в обмен на деньги. Она  тем самым не только обеспечивает необходимые условия для жизни  людей, роста их благосостояния, но и стимулирует их трудовую активность.

Сущность коммерции составляют экономические отношения, которые  выражаются в двух аспектах: предметном (товарно-денежные операции) и коммуникативном. Коммуникативный аспект выражается в форме общения продавцов, покупателей  и других участников торгового процесса.

Уровень развития предприятий  розничной торговли является весомым  показателем, характеризующим экономическое  и социальное положение страны, а  также качество жизни людей. Торговая деятельность — один из немногих рычагов  экономики, и престиж ее высок: уже  сейчас каждый второй работник в России занят в сфере торговли и услуг. При этом, если число занятых во всех отраслях хозяйства за последние 10 лет сократилось почти на 10%, то в сфере услуг рост составил 7,7%. Прогрессирующее развитие отрасли торговли непосредственно связано с динамикой уровня жизни населения. Растет спрос на высококачественный покупательский сервис, т.е. комплекс действий и программ, направленных на совершенствование процесса покупки. Предлагая покупателям высококлассный сервис, предприятие торговли имеет возможность увеличить число повторных покупок и создать устойчивое конкурентное преимущество. Так, по оценке Института потребительского сервиса, приобретение нового покупателя обходится в пять раз дороже, чем заключение повторных сделок с постоянными клиентами. Удовлетворение потребностей постоянных клиентов, увеличение объема продаж лояльным покупателям требуют существенно меньших затрат, чем привлечение потенциальных клиентов.

Зарубежные исследователи  проблемы качества обслуживания на предприятиях розничной торговли строят свои маркетинговые  исследования на получении информации о покупателях, их потребностях. Обслуживание высокого уровня способны обеспечить только те предприятия розничной  торговли, которые заинтересованы в  достижении высших стандартов по отношению  к покупателям. Это обстоятельство требует притока профессиональных кадров в сферу коммерции и  бизнеса.

В основе профессионализма современного продавца, коммерсанта, менеджера  по продажам лежит их активность в  продаже товаров. Профессиональное мастерство работников торговли понятие  достаточно емкое и содержит следующие  компоненты:

Информация о работе Закономерности психологии общения