Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:15, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам психологии общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
Взаимодействие продавца и покупателя приводит к завершенности покупки и обеспечивает конкурентоспособность предприятия торговли.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Радуга»
Охарактеризуем персонал торговой фирмы.
Директор фирмы Петров Петр Анатольевич достаточно терпеливый и сдержанный человек. Он отличается флегматическим, волевым характером, стойко переносит многочасовую ненормированную работу, осваивает незнакомые ему ранее сферы деятельности. Природный педантизм и эктравертивность способствуют тщательному ведению финансовых дел, а значит и экономической эффективности работы предприятия, налаживанию стабильных деловых отношений с подчиненными.
Его трудно вывести из себя. Он вступает в конфликт в редких и крайних случаях. Если конфликт получился, Петр Анатольевич старается быстро и конструктивно найти выход из конфликтной ситуации, используя различные методы и способы разрешения, стремится найти какое-то компромиссное решение. Он очень общительный человек и хорошо ладит с людьми, входит в положение других и всегда рад помочь, пытается создать хороший психологический климат в коллективе, но как и у любого живого человека бывают сбои и сдают нервы в результате каких-либо неприятностей на работе и дома.
Заведующая магазина Алексеева Инна Николаевна. Очень ответственный человек. Относится к работе очень серьезно. Инна Николаевна – общительный человек, но вспыльчивый, хотя и быстро отходит. Из-за этого на работе многие не понимают ее. Инна Николаевна – человек конфликтный, не сдержанный. Она относится гораздо чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорит сама. При возникновении конфликта с подчиненными, он навязывает им свое мнение и поступает так, как выгодно ей.
Старший продавец Лукина Светлана Васильевна очень хорошо справляется со своими обязанностями и качественно выполняет работу. Светлана Васильевна – очень общительная, хотя может совсем не разговаривать с человеком, который внешне ей не нравится. У нее есть любимчики и те, которые ей совсем не нравятся. У нее очень твердый характер, любит достигать любые поставленные цели. Ради своей цели, может обидеть кого угодно. В конфликтных ситуациях она не теряется и всегда знает, что лучше предпринять. В большинстве случаев, даже когда он сама виновата, она не идет на уступки. С этим человеком никто не хочет разногласия, зная ее характер, поэтому, сотрудники стараются исполнять все ее капризы.
Продавец Новикова Анна Леонидовна
– очень скромный, трудолюбивый
сотрудник. Хорошо общается со всеми, очень
общительный человек. Любит помогать
всем, старается всем угодить, но имеет
одну отрицательную черту, как бесхарактерность.
Ею очень легко манипулировать.
В конфликтных ситуациях
Продавец Слепцова Нарыйа Семеновна очень любит поспорить, будет стоять на своем, даже, если не права. У нее постоянно возникают конфликтные ситуации с покупателями, но несмотря на это, Слепцова достаточно хорошо справляется со своей работой и выполняет обязанности. При работе с покупателями она не терпит хамства и неуважения к своей персоне, если это происходит, он очень сильно "взрывается" и ее очень трудно остановить, приходится прибегать к участию третьей стороны (руководителя или других сотрудников).
2.2. Закономерности психологии общения на примере ООО «Радуга»
Коммуникативный аспект общения является одной из главных составляющих торгового процесса. Он представляет собой двойственный феномен: несет в себе благо и радость, с одной стороны, а с другой — неприятности и зло. Именно поэтому следует остановиться на тех психологических закономерностях, которые являются источниками многочисленных неприятностей в виде конфликтов.
Иначе складываются отношения в торговле. Большинству покупателей безразлично, из чьих рук приобрести товар, как, впрочем, безразлично и продавцу, кому продать товар. Взаимоотношения продавцов и покупателей часто ограничиваются случайными, кратковременными и сугубо деловыми контактами. Отсутствие прогноза на последующий контакт лишает обе стороны взаимного уважения.
2. Продавцы
и покупатели выступают друг
перед другом как обезличенные
фигуры в обезличенных
3. Общение в сфере торговли протекает при низком уровне взаимной значимости. На службе и в семье люди дорожат мнением окружающих: от каких-то поступков воздерживаются и проявляют лучшие качества своей личности. В магазине случаются ситуации, при которых ни продавец, ни покупатель вовсе не заботится о производимом впечатлении. Иногда их поступки выходят за рамки приличия.
Пример: Покупательница с ребенком покупают обувь для ребенка. Продавец Слепцова Нарыйа Семеновна уже выписала чек и вдруг:
— Посмотрите, пожалуйста, — попросила покупательница.
— В чем дело? — обернулась продавец.
— Молнию заело, и ребенок зацепил колготки.
В следующие минуты покупательница узнала о себе, что она не умеет воспитывать ребенка, что обувь не трактор, и с ними надо деликатно обращаться, и что такие, как она, специально ходят по магазинам дорогие вещи портить. И главное, что «продавец не нянька и не обязан всяких принцесс разувать».
4. Противоположная направленность интересов продавцов и покупателей.
В процессе продажи продавец заботится о размере прибыли магазина и собственной зарплате и поэтому стремится продать любой товар, в том числе невысокого качества и даже с истекшим сроком реализации. Покупателя не волнует прибыль продавца, ему нужен качественный товар, экологически чистый продукт и при этом по наиболее доступной цене. Отсюда интересы их бывают противоположны.
Пример: Покупательница просит у Светланы Васильевны – старшего продавца подобрать за дешевую цену качественное постльное белье. Светлана Васильевна предлагает дешевый, некачественный товар и убеждает покупателя, чтобы она приобрела то, что она ей показывает. Покупатель понимает, что товар некачественный и обратно отдает продавцу. Продавец недоволен, что предлагаемый ею товар не вызывает интерес у покупателя.
Противоположная направленность
интересов двух объектов общения
порождает психологическую
5. Взаимное недоверие. Покупатель на уровне подсознания не доверяет продавцу и прогнозирует: «Обманет, обсчитает, обвесит, обмерит». Продавец также не доверяет покупателю, зная ситуации, когда покупатель уходит из магазина, «забыв» заплатить за товар. Подсознательное недоверие покупателей по отношению к продавцу часто порождает ложные конфликты, которые могут протекать достаточно бурно, не исключая низкий уровень взаимной значимости участников.
Пример проявления недоверия со стороны покупателя: Покупательница подала в кассу 500руб. и назвала сумму. Анна Леонидовна выбила чек, рассчитала покупательниц и подала сдачу. Покупательница, посмотрев на сдачу, вызывающе спросила:
— Что вы мне даете?
— Деньги, — ответила Анна Леонидовна.
— Вы неправильно сдали!
— Вы бы для начала посчитали,
а затем претензии высказывали,
вечно вам везде обман
Покупательница посчитала и ответила:
— Мне показалось, что вы мне неправильно дали.
— Когда, кажется, тогда крестятся, — не осталась в долгу Анна Леонидовна.
6. Продавец олицетворяет культуру своей организации.
В процессе продаж часто слышатся вопросы: «Почему хлеб черствый? Почему колбаса невкусная?» Ответы продавца: «Я его не выпекала, я ее не производила».
Продавец является единственным представителем на своем рабочем месте, олицетворяя и производителя, и поставщика, и руководство предприятия. Для покупателя он олицетворяет всю систему производства, доставки и продажи товаров. Он несет ответственность перед покупателем и за качество товара, и за сроки хранения, и за культуру общения, демонстрируя ее своим профессиональным мастерством. Покупатели предпочитают совершать покупки в благоприятной эстетической обстановке магазина, не имея времени на длительные поиски нужных товаров. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очередях более- пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не совершив покупки. В результате покупатель не только теряет время, но и приобретает негативное впечатление от магазина, а предприятие теряет доходы, что снижает прибыльность и конкурентоспособность.
Профессиональное мастерство персонала выражается во взаимопонимании с покупателями, их искреннем интересе в удовлетворении потребностей покупателей, в их способности «войти в положение» покупателя. Коммуникации продавца и покупателя влияют не только на совершение покупки, но и на настроение участников торгового процесса, что положительным образом сказывается на имидже торгового предприятия.
Несмотря на конкуренцию
соседствующих магазинов, нечасто
встретишь продавца приветливого, заинтересованного
в покупке, осуществляющего в
своей профессиональной деятельности
золотое правило
Пример: В зале магазина несколько покупательниц ожидали возможности взглянуть в зеркало, как сидит выбранное пальто. Нарыйа Семеновна, заметив скопление, оторвалась от разговоров с подругами и двинулась к зеркалу: «Дамочки, не собираться в группы». У двух она решительно отобрала пальто и повесила на место. Отодвинув рукой третью, бросила: «Отойдите подальше! Вы же мешаете этой даме примерять! Неужели непонятно?» Наведя таким образом порядок, она вернулась к предыдущему разговору. А три женщины, вдруг как-то сжавшись, словно уличенные в чем-то нехорошем, ничего не примерив, торопливо пошли к выходу.
7. Общение в
силу обязанности, вопреки
Покупатель платит за товар, и ему принадлежит право выбора товара и продавца. Продавец таким правом не обладает. Он обязан обслужить любого покупателя независимо от того, симпатичен он ему или нет. Общение в торговле в этом отношении носит неравноправный характер, и в своей трудовой деятельности продавец обязан:
• Встретить покупателя. Выяснить его потребности, оказать помощь в выборе товара.
• Выполнить по просьбе покупателя определенные действия, ответить на вопрос, показать товар, отмерить, упаковать и т.д.
• Проявить активность, вступить в контакт.
• Помочь покупателю решиться на покупку.
• Стремиться завоевать устойчивое расположение покупателей.
• Обслуживая одного, заботиться о впечатлении, производимом на других.
• В любой ситуации оставаться выдержанным, спокойным, избегать конфликтов.
• Служить источником радости и хорошего настроения людей.
Пример: В магазине покупательница берет футболки, разглядывает этикетку, весит обратно. Затем берет другую, третью. Видя затруднение покупательницы, менеджер по продажам приходит на помощь.«Вам помочь? Вас что-то смущает? Эта футболка сделана полностью из хлопчотобумажного материала и сделана в Китае, а эта футболка имеет 20% акрила, место изготовления: Индия, а эта футболка тоже с синтетикой, но при мытье не потеряет форму, многие ее покупают, потому что ее качество лучше, но стоит чуть подороже».Покупателю понравилось внимание продавца: “Спасибо вам, очень приятно, когда встречаешь в наше время тактичных и человечных продавцов”.
Положительная установка на трудовую деятельность поможет продавцу достичь удовлетворения от своей работы, добиться успеха и ощутить собственное общественное значение.