Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:06, контрольная работа
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Закономерности возникновения конфликта ___________________________3
Задача 1. Последствия участия в забастовке__________________________12
Задача 2. Полномочия профсоюзов _________________________________15
Задача 3. Заключение коллективного договора _______________________17
Задача 4. Заключение коллективного договора _______________________20
Литература _____________________________________________________22
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ДОНБАСЬКА НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ БУДІВНИЦТВА І АРХІТЕКТУРИ
Інститут економіки, менеджменту і права в будівництві”
Кафедра «Менеджмент організацій»
КОНТРОЛЬНА РОБОТА
з дисципліни «Конфліктологія»
Тема 7: «Закономерности возникновения конфликта»
Студента 6 курсу групи ЗМО 43 «б»______
спеціальності «Менеджмент організацій»___
Никульникової Ю.В.____№ зал. кн. 98/348___
Керівник __ проф. Беззубко Л.В.___________
Національна шкала______________________
Кількість балів_______Оцінка ECTS_______
Члени комісії: ___________ _________
(підпис) (прізвище та ініціали)
___________ __________________
(підпис) (прізвище та ініціали)
___________ __________________
(підпис) (прізвище та ініціали)
Макіївка 2013
Содержание:
Закономерности возникновения конфликта ___________________________3
Задача 1. Последствия участия
в забастовке____________________
Задача 2. Полномочия профсоюзов
______________________________
Задача 3. Заключение коллективного договора _______________________17
Задача 4. Заключение коллективного договора _______________________20
Литература ______________________________
Теоретический вопрос был выбран по номеру в списке группы (№ 7);
Задачи по номеру зачетки (№348)
Закономерности возникновения конфликта
Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
С обыденной точки зрения
конфликт несет негативный смысл, ассоциируется
с агрессией, глубокими эмоциями,
спорами, угрозами, враждебностью и
т. п. Бытует мнение, что конфликт —
явление всегда нежелательное и
его необходимо по возможности избегать
и уж, если он возник, немедленно разрешать.
Современная психология рассматривает
конфликт не только в негативном, но
и в позитивном ключе: как способ
развития организации, группы и отдельной
личности, выделяя в противоречивости
конфликтных ситуаций позитивные моменты,
связанные с развитием и
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения
Если субъекты конфликта
противодействуют, но не переживают при
этом негативных эмоций, или, наоборот,
переживают негативные эмоции, но внешне
не проявляют их, то такие ситуации
являются предконфликтными. Противодействие
субъектов конфликта может
В рамках социальных конфликтов выделяются межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.
В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.
Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это
стороны, которые выступают в
противостояние из-за
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Конфликт возникает под воздействием комплекса факторов, не имеющих причинного характера. Это пространственный и временной факторы, функциональная взаимосвязь, закономерности взаимодействия системы и ее элементов, взаимоотношение материального и духовного, целевая детерминация и т.п. В совокупности всех факторов переплетаются необходимость и случайность, динамические и статистические связи, рациональное и иррациональное, практическое и духовное, религиозное и научное — все зависит от того, какой конфликт возникает.
Причины возникновения конфликтов:
1.«Позиционный дефицит».
Невозможность одновременного
2.«Дефицит источников».
Разные представления о
3.Формирование агрессивных реакций человека.
4.Ограниченность в ресурсах;
различия в уровне образования,
5.Низкий уровень коммуникации.
6.Низкая культура поведения.
Очень важно определить закономерности возникновения конфликта, так как зная закономерности возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
Закономерность возникновния конфликтов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес, так называемый, конфликтоген (импульс способствующий конфликту), пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Мы устроены, к сожалению, весьма несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.
Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих "подставить другую щеку" не множится.
Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.
Правила бесконфликтного общения
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.
Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу:
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.
И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых "гормонов удовольствия" - эндорфинов.
Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
Исследователями установлено,
что 80% конфликтов возникает помимо
желания их участников. В связи
с этим особое значение приобретает
знание закономерностей, по которым
возникают и разгораются
Обозначим составные части конфликта через символы:
К Ф Г – конфликтоген
К С – конфликтная ситуация
И – инцидент
К Ф – конфликт.
Теперь мы можем представить формулы конфликтов, как символическое выражение основных закономерностей возникновения конфликта. По мнению отечественного исследователя В.С. Шейнина, можно говорить о трех закономерностях и соответственно трех формулах конфликта.
1.Конфликт типа А связан
с закономерностью эскалации
конфликтогенов, которая состоит
в том, что на конфликтоген
в наш адрес мы стараемся
ответить более сильным
КФГ1 + КФГ2 + КФГ3 + … КФГn = КФ (1)
При этом соблюдается условие:
КФГ1 > КФГ2 > КФГ3 > ……КФГn
Механизм развития конфликта по первой формуле (типа А) основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по пути нарастания.
Табл. 1.Типы конфликтогенов
Характерконфликтогена |
Форма проявления |
Прямое негативное отношение |
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение |
Унизительное утишение; унизительная похвалка; упрек; подшучивание |
Хвастовство |
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения |
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность |
Утаивание информации, обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики |
Причинение случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера; перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого |
Регрессивное поведение |
Наивные вопросы; ссылки на другие мнения при получении справедливого замечания; пререкания |
Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить тем, что человек более чувствителен к словам других, нежели к тому, что говорит сам. Эта особая чувствительность происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.
Закономерность эскалации конфликтогенов объясняется тем, что получив в свой адрес обидное замечание, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание освободиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом важно отметить, что первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей.
2.Конфликт типа Б связан
с закономерностью