Значение исследований в научной и практической деятельности чеоловека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты исследований и их роль в практической и научной деятельности человека.

Содержание

Введение 3
1.Понятие исследования 4
2. Задачи исследования. Теория волн Кондратьева и внедрение в практику результатов научного исследования 4
Заключение 4
3. Практическая часть 4
Заключение 4
Список спользованной литературы 4

Работа состоит из  1 файл

кр.СЛИ.ИСУ.Исследован и их роль в науч практич деятельности человека.Т+П.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

 

Введение

1.Понятие исследования

2. Задачи исследования. Теория волн Кондратьева и внедрение в практику результатов научного исследования

Заключение

3. Практическая часть

Заключение

Список спользованной литературы


Введение

Возрастающая важность исследования систем управления определяется развитием двух тенден­ций в реальной деятельности организаций:

1)   продолжающейся интеграцией функций  развития,  мар­кетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;

2)   усложнением технико-организационной среды как систем­ной совокупности методов и технических средств управления.

йАктуальность проблемы исследования системы управления в том, что  усложнение деятельности современных менеджеров приводит к тому, что возможна ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться несовместимыми, вступить в конфликт. На современном этапе развития, когда происхо­дит переход от индустриального к постиндустриально­му миру (информационному), когда происходят рево­люционные изменения в производстве, технологиях, внедряются новации в организации и управлении, любая система управления развивается как сложная система. Это означает наличие нескольких путей раз­вития, новых возможностей, новых «окон уязвимости» и т. п. Для таких условий характерны упущенные воз­можности (обычно нельзя вернуться к предшествую­щей ситуации и поступить по-другому более разумно, рационально) и ограниченное время, отпущенное на принятие стратегических решений.

Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты исследований и их роль в практической и научной деятельности человека.

Задачи контрольной работы –

Дать определение понятию «исследование»;

Определить задачи исследования;

Определить практическую значимость исследований.

Предмет: исследование систем управления.

Объект: исследование.

 

 

1.Понятие исследования

 

В общем виде определение исследования выгля­дит как управляемый процесс познания какого-либо явления, объекта, процесса.

Исследование управления — это вид деятельности, необходимый для развития управления, его совершен­ствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организаций.

На современном этапе развития общества появля­ется необходимость рассматривать исследование не только как вид деятельности, но и как функцию управ­ления наряду с традиционными, такими как планиро­вание, организация, мотивация, контроль.

Cовершенствование управления организацией не есть какое-то единовре­менное действие. Это продолжающийся процесс, в ходе которого постепенно происходит эволюция системы управления, когда изо дня в день в компании осуще­ствляются какие-либо изменения, вполне посильные для персонала компании. Поэтому элементы исследо­вательской работы встречаются как в каждодневной работе менеджера любого уровня, так и в работе спе­циализированных аналитических групп.

В рамках исследовательской деятельности приме­няются различные исследовательские технологии. В ка­честве их наиболее общего определения может исполь­зоваться следующее: это процессы выработки спосо­бов решений проблем организаций. Поэтому очевидно, что любое исследование направлено на разрешение проблемной ситуации[1,c.40].

Общей характеристикой любой проблемной ситу­ации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе знания (вклю­чая модели, онтологии и т. д.), оказываются недостаточ­ными или непригодными для продолжения деятельно­сти, коммуникации, мышления; процессы производства, воспроизводства и функционирования прекращаются, и возникает выбор между процессами развития и стаг­нации или даже ликвидации.

Возможны проблемные ситуации трех видов: тупи­ка, разрыва и выбора. Ситуация тупика характеризуется невозможностью продолжения деятельности; ситуация разрыва — несовпадением планируемого (целевого) и фактически получаемого результата. Си­туация выбора в полном смысле не может быть про­блемной. Теоретически, конечно, возможна абсолютная равнозначность альтернатив. Равнозначность альтер­натив есть не свойство ситуации, однако это свойство управленца, не имеющего средств различения альтер­натив по последствиям выбора. Например, для бизнес­мена, не владеющего инструментарием финансового анализа, прогнозирования и проектирования, вложе­ние средств в любой бизнес равнозначно. Но даже в этом случае возможен случайный выбор варианта продолжения деятельности.

Ситуации разрыва и тупика создаются, если с не­которого момента времени изменение каких-либо вне­шних по отношению к субъекту условий деятельности препятствует ее эффективному (то есть достигающему поставленной цели) продолжению. Ситуация выбора создается, если изменение внешних условий делает возможным с некоторого момента применение альтер­нативных вариантов, и задача управленца состоит в том, чтобы выбрать в качестве основы для движения к цели тот из них, который в большей степени удовлетворяет имеющимся у него критериям выбора. Осуществление выбора есть принятие управленческого решения.

Исследование управления как вида деятельнос­ти состоит из пяти этапов, которые представляют собой операционные элементы исследовательских технологий.

1. Распознавание проблемных ситуаций и формули­ровка проблемы

На этом этапе происходит ранжирование проблем по группам.

Первая группа — это проблемы, требующие немед­ленного решения, при этом промедления могут приве­сти к отрицательному результату, вплоть до банкрот­ства или ликвидации предприятия.

Ко второй группе относятся проблемы, являющи­еся важными для предприятия, но решение которых

может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).

Третью группу составляют проблемы, за состоя­нием которых необходим постоянный контроль.

К четвертой группе относят проблемы, не пред­ставляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе.

2. Определение происхождения выявленных про­блем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития

На этом этапе необходимо в первую очередь ра­зобраться с причинами возникновения проблем.

Одной из таких причин может быть противоречивость норм деятельности, В свою очередь, эта противоречи­вость может быть вызвана несовместимостью целей субъектов, их интересов, а в случае взаимно согласо­ванных целей — несовпадением путей, выбранных для их достижения: задач, планов реализации решений и т. д. Поэтому можно рассматривать причины проти­воречия на уровне норм, а можно — на уровне при­чин, порождающих наложение противоречивых норм[1,c.55].

Также проблемная ситуация может быть порожде­на несоответствием сформулированных некоторым субъектом задач его цели, средств и методов — зада­чам или свойствам материала деятельности. Это слу­чай, когда субъект может создать проблемную ситуа­цию «в одиночку», вследствие недостаточной управлен­ческой квалификации.

3. Установление места этих проблем в системе на­копленных знаний

Рассматриваемый этап является не менее важным, чем два предшествующих[2,c.156].

Часто знания оказываются чем-то большим, нежели просто информацией и данными о продуктах, событиях или процессах. На современном этапе развития общества их можно трактовать как протестированные, дока­занные процедуры выполнения чего-либо; способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий; понимание контекста обширного опыта (виде­ние); соединение чувств ритма, времени и реализма.

На этом этапе следует провести теоретическое обоснование, описание рассматриваемых проблем наряду с поиском подходов к их разрешению на осно­ве анализа публикаций в периодических изданиях, материалов книг, учебников, учебных пособий, конфе­ренций, семинаров, опыта других предприятий, виде­ния специалистов и т. п.

Поиск, усовершенствование и многократное ис­пользование знаний помогает организации сделать ее бизнес-процессы более эффективными, повысить про­изводительность и получить конкурентоспособные преимущества.

4.  Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (пред­варительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков

Необходимой на этом этапе становится оценка ра­циональности использования и сочетаемости возмож­ных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия.

5.  Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности[2,c.160].

Рассматривая первый из только что названных критериев, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое. В реальной практике эти признаки исследова­ния находятся в некотором соотношении, характери­зующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и стиль управления.

Однако подход к проводимым исследованиям дол­жен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время {на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы.

Исследование может рассматриваться как постоян­но развивающийся способ познания. Это обусловлено свойствами, которыми обладает исследование. Среди них выделяют свойства эксплицитности, системности и контролируемости.

Эксплицитность исследования со­стоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде. Ничто не утаивается и ничто не принимается на веру[2,c.162].

Систем­ность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вмес­те с другими фактами. Не признаются никакие объяс­нения, пригодные лишь на данный случай, не допуска­ется никаких отступлений от метода.

Контролируемость проявляется в том, что анализируемые явления, по воз­можности, рассматриваются со всей строгостью, допу­стимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки при со­блюдении требования осторожности, что в более широ­ком смысле означает постоянное внимание к деталям.

 

 


2. Задачи исследования. Теория волн Кондратьева и внедрение в практику результатов научного исследования

 

Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и тем фактором, насколько острой является эта проблема для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя недооценивать. Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью.

Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.

Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.

Процессы дифференциации и интеграции наук и объективная необходимость внедрения в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную и практическую роль исследований в деятельности человека на Земле. Так, на основе теории длинных волн Н. Кондратьева ряд ученых выделяет следующие циклы развития научно-технического прогресса, связанные с внедрением в практику результатов научных исследований[5,c.29-30].

Первый цикл (1785—1835) — промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии.

Второй цикл (1830—1890) — создание парового двигателя и последующее использование и развитие на его базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.

Третий цикл (1885—1940) — изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла тяжелая электроэнергетическая и электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности. Открытия в области химии позволили выделить самостоятельный раздел — неорганическую химию, а изобретения в области двигателей внутреннего сгорания способствовали созданию автомобиля, радиосвязи, телеграфа, самолетов и соответствующих отраслей промышленности. В крупных странах стали развиваться банковское дело и концентрироваться финансовые капиталы.

Четвертый цикл (1935—1990) — использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, дизелей и двигателей внутреннего сгорания и их массовое изготовление, прогресс производства синтетических материалов, космических средств связи. В этот период становится массовым производство автомобилей, тракторов, самолетов, радиолокаторов, ракет, вооружения (в том числе атомного), атомная энергия используется в мирных целях, появляются мощные транснациональные компании, осуществляю­щие прямые инвестиции в экономику различных стран[2,c.29-30].

Информация о работе Значение исследований в научной и практической деятельности чеоловека