Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:55, контрольная работа
Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты исследований и их роль в практической и научной деятельности человека.
Введение 3
1.Понятие исследования 4
2. Задачи исследования. Теория волн Кондратьева и внедрение в практику результатов научного исследования 4
Заключение 4
3. Практическая часть 4
Заключение 4
Список спользованной литературы 4
2
Введение
1.Понятие исследования
2. Задачи исследования. Теория волн Кондратьева и внедрение в практику результатов научного исследования
Заключение
3. Практическая часть
Заключение
Список спользованной литературы
Возрастающая важность исследования систем управления определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:
1) продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в их деятельности;
2) усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления.
йАктуальность проблемы исследования системы управления в том, что усложнение деятельности современных менеджеров приводит к тому, что возможна ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться несовместимыми, вступить в конфликт. На современном этапе развития, когда происходит переход от индустриального к постиндустриальному миру (информационному), когда происходят революционные изменения в производстве, технологиях, внедряются новации в организации и управлении, любая система управления развивается как сложная система. Это означает наличие нескольких путей развития, новых возможностей, новых «окон уязвимости» и т. п. Для таких условий характерны упущенные возможности (обычно нельзя вернуться к предшествующей ситуации и поступить по-другому более разумно, рационально) и ограниченное время, отпущенное на принятие стратегических решений.
Цель контрольной работы изучить теоретические аспекты исследований и их роль в практической и научной деятельности человека.
Задачи контрольной работы –
Дать определение понятию «исследование»;
Определить задачи исследования;
Определить практическую значимость исследований.
Предмет: исследование систем управления.
Объект: исследование.
В общем виде определение исследования выглядит как управляемый процесс познания какого-либо явления, объекта, процесса.
Исследование управления — это вид деятельности, необходимый для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организаций.
На современном этапе развития общества появляется необходимость рассматривать исследование не только как вид деятельности, но и как функцию управления наряду с традиционными, такими как планирование, организация, мотивация, контроль.
Cовершенствование управления организацией не есть какое-то единовременное действие. Это продолжающийся процесс, в ходе которого постепенно происходит эволюция системы управления, когда изо дня в день в компании осуществляются какие-либо изменения, вполне посильные для персонала компании. Поэтому элементы исследовательской работы встречаются как в каждодневной работе менеджера любого уровня, так и в работе специализированных аналитических групп.
В рамках исследовательской деятельности применяются различные исследовательские технологии. В качестве их наиболее общего определения может использоваться следующее: это процессы выработки способов решений проблем организаций. Поэтому очевидно, что любое исследование направлено на разрешение проблемной ситуации[1,c.40].
Общей характеристикой любой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе знания (включая модели, онтологии и т. д.), оказываются недостаточными или непригодными для продолжения деятельности, коммуникации, мышления; процессы производства, воспроизводства и функционирования прекращаются, и возникает выбор между процессами развития и стагнации или даже ликвидации.
Возможны проблемные ситуации трех видов: тупика, разрыва и выбора. Ситуация тупика характеризуется невозможностью продолжения деятельности; ситуация разрыва — несовпадением планируемого (целевого) и фактически получаемого результата. Ситуация выбора в полном смысле не может быть проблемной. Теоретически, конечно, возможна абсолютная равнозначность альтернатив. Равнозначность альтернатив есть не свойство ситуации, однако это свойство управленца, не имеющего средств различения альтернатив по последствиям выбора. Например, для бизнесмена, не владеющего инструментарием финансового анализа, прогнозирования и проектирования, вложение средств в любой бизнес равнозначно. Но даже в этом случае возможен случайный выбор варианта продолжения деятельности.
Ситуации разрыва и тупика создаются, если с некоторого момента времени изменение каких-либо внешних по отношению к субъекту условий деятельности препятствует ее эффективному (то есть достигающему поставленной цели) продолжению. Ситуация выбора создается, если изменение внешних условий делает возможным с некоторого момента применение альтернативных вариантов, и задача управленца состоит в том, чтобы выбрать в качестве основы для движения к цели тот из них, который в большей степени удовлетворяет имеющимся у него критериям выбора. Осуществление выбора есть принятие управленческого решения.
Исследование управления как вида деятельности состоит из пяти этапов, которые представляют собой операционные элементы исследовательских технологий.
1. Распознавание проблемных ситуаций и формулировка проблемы
На этом этапе происходит ранжирование проблем по группам.
Первая группа — это проблемы, требующие немедленного решения, при этом промедления могут привести к отрицательному результату, вплоть до банкротства или ликвидации предприятия.
Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для предприятия, но решение которых
может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).
Третью группу составляют проблемы, за состоянием которых необходим постоянный контроль.
К четвертой группе относят проблемы, не представляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе.
2. Определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития
На этом этапе необходимо в первую очередь разобраться с причинами возникновения проблем.
Одной из таких причин может быть противоречивость норм деятельности, В свою очередь, эта противоречивость может быть вызвана несовместимостью целей субъектов, их интересов, а в случае взаимно согласованных целей — несовпадением путей, выбранных для их достижения: задач, планов реализации решений и т. д. Поэтому можно рассматривать причины противоречия на уровне норм, а можно — на уровне причин, порождающих наложение противоречивых норм[1,c.55].
Также проблемная ситуация может быть порождена несоответствием сформулированных некоторым субъектом задач его цели, средств и методов — задачам или свойствам материала деятельности. Это случай, когда субъект может создать проблемную ситуацию «в одиночку», вследствие недостаточной управленческой квалификации.
3. Установление места этих проблем в системе накопленных знаний
Рассматриваемый этап является не менее важным, чем два предшествующих[2,c.156].
Часто знания оказываются чем-то большим, нежели просто информацией и данными о продуктах, событиях или процессах. На современном этапе развития общества их можно трактовать как протестированные, доказанные процедуры выполнения чего-либо; способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий; понимание контекста обширного опыта (видение); соединение чувств ритма, времени и реализма.
На этом этапе следует провести теоретическое обоснование, описание рассматриваемых проблем наряду с поиском подходов к их разрешению на основе анализа публикаций в периодических изданиях, материалов книг, учебников, учебных пособий, конференций, семинаров, опыта других предприятий, видения специалистов и т. п.
Поиск, усовершенствование и многократное использование знаний помогает организации сделать ее бизнес-процессы более эффективными, повысить производительность и получить конкурентоспособные преимущества.
4. Разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков
Необходимой на этом этапе становится оценка рациональности использования и сочетаемости возможных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия.
5. Выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности[2,c.160].
Рассматривая первый из только что названных критериев, необходимо определиться с тем, что будет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое. В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели, и стиль управления.
Однако подход к проводимым исследованиям должен быть гибким, т. е. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время {на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаще всего имеется более одного подхода к решению проблемы.
Исследование может рассматриваться как постоянно развивающийся способ познания. Это обусловлено свойствами, которыми обладает исследование. Среди них выделяют свойства эксплицитности, системности и контролируемости.
Эксплицитность исследования состоит в том, что все правила для описания и изучения реальности сформулированы в явном виде. Ничто не утаивается и ничто не принимается на веру[2,c.162].
Системность заключается в том, что каждый зафиксированный факт связан причинной связью или наблюдается вместе с другими фактами. Не признаются никакие объяснения, пригодные лишь на данный случай, не допускается никаких отступлений от метода.
Контролируемость проявляется в том, что анализируемые явления, по возможности, рассматриваются со всей строгостью, допустимой в данной ситуации. Обобщения делаются только после самой доскональной и тщательной оценки при соблюдении требования осторожности, что в более широком смысле означает постоянное внимание к деталям.
Необходимость и значение любого исследования определяется его потребностью и тем фактором, насколько острой является эта проблема для общества. В связи с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя недооценивать. Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью.
Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.
Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.
Процессы дифференциации и интеграции наук и объективная необходимость внедрения в реальную действительность достижений науки наиболее ярко отражают научную и практическую роль исследований в деятельности человека на Земле. Так, на основе теории длинных волн Н. Кондратьева ряд ученых выделяет следующие циклы развития научно-технического прогресса, связанные с внедрением в практику результатов научных исследований[5,c.29-30].
Первый цикл (1785—1835) — промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии.
Второй цикл (1830—1890) — создание парового двигателя и последующее использование и развитие на его базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.
Третий цикл (1885—1940) — изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла тяжелая электроэнергетическая и электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности. Открытия в области химии позволили выделить самостоятельный раздел — неорганическую химию, а изобретения в области двигателей внутреннего сгорания способствовали созданию автомобиля, радиосвязи, телеграфа, самолетов и соответствующих отраслей промышленности. В крупных странах стали развиваться банковское дело и концентрироваться финансовые капиталы.
Четвертый цикл (1935—1990) — использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, дизелей и двигателей внутреннего сгорания и их массовое изготовление, прогресс производства синтетических материалов, космических средств связи. В этот период становится массовым производство автомобилей, тракторов, самолетов, радиолокаторов, ракет, вооружения (в том числе атомного), атомная энергия используется в мирных целях, появляются мощные транснациональные компании, осуществляющие прямые инвестиции в экономику различных стран[2,c.29-30].
Информация о работе Значение исследований в научной и практической деятельности чеоловека