Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:21, реферат
В последнее время все больше внимания уделяется ранней диагностике банковской сферы, когда проблемы выявляются на начальной стадии, что позволяет заранее предотвратить развитие кризиса, приняв соответствующие стабилизирующие меры. Однако, несмотря на наличие общих тенденций, правила банковского надзора и регулирования, используемые в разных странах, отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости финансовой системы, числа, размера и концентрации кредитных учреждений, масштабов раскрытия информации о финансовой деятельности, достаточности технологических и кадровых ресурсов для регулирования и надзора.
2 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1 Сущность, понятие, виды рейтингов банка
В последнее время все больше внимания уделяется ранней диагностике банковской сферы, когда проблемы выявляются на начальной стадии, что позволяет заранее предотвратить развитие кризиса, приняв соответствующие стабилизирующие меры. Однако, несмотря на наличие общих тенденций, правила банковского надзора и регулирования, используемые в разных странах, отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости финансовой системы, числа, размера и концентрации кредитных учреждений, масштабов раскрытия информации о финансовой деятельности, достаточности технологических и кадровых ресурсов для регулирования и надзора.
В ряде стран для оценки рисков и диагностики используется несколько систем. Некоторые из них выявляют уже существующие проблемы, в то время как другие позволяют получить сигналы о потенциальном ухудшении в будущем на основе текущих рисков. Отличия между системами обусловлены страновыми особенностями.
По формальным признакам можно выделить четыре широкие категории систем диагностики:
рейтинговые системы оценки банков;
системы финансовых коэффициентов и группового анализа;
комплексные системы оценки банковских рисков;
статистические модели.
Использование нескольких систем повышает вероятность того, что хотя бы одна из них обнаружит проблемный банк. Системы в основном совмещают качественные оценки и количественные расчеты с использованием компьютера. В некоторых преобладают экспертные суждения, в других доминируют выкладки компьютерных программ.
История кредитных рейтингов в мире насчитывает более 100 лет. За период своего существования кредитные рейтинги превратились в общепризнанный критерий оценки кредитного риска компаний-заемщиков. Первоначально присвоение банкам рейтингов было связано с проверкой их деятельности на месте. Однако за последние годы этот подход стал применяться и с удаленным мониторингом. С помощью рейтинговой системы выявляются кредитные институты, к которым требуется особое внимание регулирующих органов [10].
Согласно экономическому словарю Борисова А.Б. рейтинг определяется как показатель относительной кредитоспособности определенного заемщика или качества и надежности ценных бумаг, определяемый специальным агентством [7].
Рейтинги осуществляют преобразование большого объема информации в мнение о классификации качественного уровня хозяйствующего субъекта (в частности, его кредитоспособности). Оценка рейтинговых агентств являются публичной. Рейтинги занимают перспективную нишу, как направление рыночной деятельности, благодаря относительно низким издержкам и при этом достаточной глубине анализа.
Результаты исследования деятельности экономических субъектов выражаются комбинацией символов, на базе которой осуществляется определенная кластеризация, дающая возможность проведения текущей и сравнительной оценок. Рейтинги являются достаточно значимой составляющей в области деловой информации - они необходимы как для поддержания уровня делового доверия, так и в качестве индикатора перспективных направлений размещения финансовых ресурсов, вложения инвестиционных потенциалов.
Присвоение рейтинга базируется на субъективной оценке контролерами разных аспектов функционирования банка. Хотя оценки даются относительно заранее установленных показателей, они не являются жесткими и позволяют контролеру учитывать другие факторы, которые, по его мнению, подходят к данному банку. Результаты проверки и присвоенный рейтинг могут сообщить руководству банка, публичному же разглашению результаты оценки могут и не подлежать.
Рейтинговые системы позволяют оценить текущее состояние дел в банковской отрасли, выявить проблемные банки. В то же время система присвоения рейтинга статична, так как основана на данных, полученных по состоянию на конкретный период времени. Использование удаленного мониторинга уменьшает статичность оценок, однако, в отсутствие проверок на местах достоверность информации снижается.
Рейтингам присущи следующие функции:
информационная функция – рейтинг несет информацию в виде оценок кредитных рисков, возникающих при размещении денежных средств на банковском рынке;
индикативная функция – рейтинг отражает эффективность развития банковского сектора. Объективная оценка кредитоспособности субъектов экономики независимыми экспертами является в современной деловой практике таким же необходимым элементом ведения бизнеса и государственного управления как, регулярные аудиторские проверки. Эта функция позволяет говорить о трансформации условий, необходимых для качественной организации банковского бизнеса в современной экономике;
стимулирующая функция – рейтинг формирует особые конкурентные отношения в банковском секторе, меняя правила отраслевого соперничества в пользу более открытых банков. В этом смысле рейтинг является своеобразным инструментом установления критериев, или требований ведения банковского бизнеса, что позволяет предположить, что в более широком значении благодаря реализации данной функции рейтинг улучшает качество, доступность и ценообразование на банковские услуги;
перераспределительная функция – рейтинг является инструментом перераспределения средств на банковском рынке, выступая ориентиром при выборе объектов вложения средств, механизмом регулирования альтернативными стоимостями в инвестиционном процессе. Рейтинги обеспечивают перераспределение кредитных и инвестиционных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих, перспективных и динамично развивающихся банков, способствуя, таким образом, формированию устойчивого банковского сектора;
функция структуризации – рейтинг, будучи инструментом сравнительного анализа, помогает структурировать совокупность банков на однотипные группы по величине кредитного риска, тем самым устанавливая границы лимитирования кредитного риска для клиентов банков.
Ключевыми субъектами рынка рейтинговых услуг являются рейтинговые агентства – коммерческие компании информационно-аналитического бизнеса, формирующие предложение информации о кредитном риске, способствующие увеличению уровня транспарентности банковского сектора и оказывающие информационную поддержку инвесторам. Им присущи такие функции как: функция мониторинга кредитного риска на банковском рынке; функция информационного провайдера, регулирующая функция. Роль рейтинговых агентств, в рамках выполняемых ими функций, проявляется в следующем:
создание системы оценок кредитного риска, способствующих снижению рисков при принятии инвестиционных решений;
формировании информационной инфраструктуры банковского сектора и повышении его транспарентности;
развитии национальных и международных рынков капитал и рынков банковских услуг;
сокращении издержек инвесторов в области сбора и обработки информации.
С функциональной точки зрения рынок рейтинговых услуг характеризуется рейтинговой системой, имеющей цель – повышение транспарентности рейтинговых банков и объединяющей следующие элементы: объекты рейтингования; методологическую базу создания рейтингов; типологию рейтинговых продуктов; инструменты мониторинга за кредитными за кредитными рейтингами; способы оценки качества рейтингов. Практическая реализация элементов рейтинговой системы обуславливает возможность проведения рейтингового процесса. В зависимости от сложности рейтингового анализа различают однофакторный и многофакторный подход к рейтингованию. В первом случае выясняется позиция, место банка в списке других банков по какому-либо критерию; во втором – определяется степень кредитного риска, присущего банку в целом и/или отдельным его обязательствам. Этим двум подходам соответствуют два вида рейтингов: листинги (рэнкинги) банков и классические кредитные рейтинги банков [10].
Кредитные рейтинги – самые распространенные и широко используемые. Они присваиваются всеми ведущими международными рейтинговыми агентствами. Интерес, к данным рейтингам, усилило, также, принятие Базеля II, принципы которого связали нормы резервирования с рейтингами заемщика или инструмента. В модификации Базельского соглашения предполагается активное использование рейтингов в качестве инструмента меры кредитного риска [7].
Помимо всего, также, считается, что наличие у финансового учреждения даже невысокого рейтинга, выставленного одним из ведущих международных рейтинговых агентств, производит на мировое сообщество лучшее впечатление, чем отсутствие такого вообще. Присвоение финансовому посреднику как кредитного, так и специфического для конкретного рейтингового агентства рейтинга предоставляет ему по сравнению с финансовым институтом без рейтинга ряд преимуществ. Это, прежде всего, повышение доверия со стороны клиентов, расширение занимаемой доли на рынке банковских услуг, повышение рентабельности деятельности банка и его конкурентоспособности. Иными словами, наличие рейтинга одинаково важно как инвестору при принятии инвестиционного решения, так и финансовой организации, которой присваивался рейтинг.
Далее, будет целесообразным рассмотреть более подробно особенности отечественного и зарубежного рынка рейтинговых услуг, их различия.
2.2 Отечественные методики рейтинговой оценки деятельности банка
2.2.1 Банковские рейтинги в России
Современная банковская система России – одна из самых молодых. По сути, она насчитывает 20 лет. Поэтому практика рейтингования банков также относительно невелика. Естественно, первые рэнкинги были ориентированы на представление хотя бы какой-то информации для возникающего бизнеса и клиентов, которые привыкли до этого иметь дело лишь с четырьмя государственными банками, когда проблемы выбора не существовало как таковой.
Вопрос создания банковских рейтингов приобрел актуальность к середине 1990-х годов, когда конкуренция между банками приобрела реальные очертания, а бизнесу потребовались четкие ориентиры при выборе обслуживающих банков. В 1995-1998 годах рейтинговые услуги были представлены на рынке уже тремя-четырьмя агентствами.
Банковская аналитическая информация в эти годы была представлена преимущественно публикациями рэнкингов (упорядоченных списков) в российских массовых изданиях, среди которых системностью в наибольшей мере выделялись журнал «Эксперт», Информационный центр «Рейтинг» (ИЦ «Рейтинг») и Информационное агентство «Интерфакс», а периодичностью - журнал «Профиль». Типовой набор рэнкингов включал прежде всего списки банков, упорядоченных по объемным показателям (активы-нетто, капитал, валюта баланса) банковской деятельности.
К числу наиболее известных докризисных проектов собственно рейтинговых систем можно отнести проекты, реализованные ИЦ «Рейтинг», КБ «Оргбанк», Аналитическим центром финансовой информации, а также так называемый рейтинг Кромонова, мигрировавший из одного издания в другое. Закрытые классификаторы существовали в Банке России, но они не являлись общедоступными, а информация о них лишь изредка попадала к специалистам банков.
Сильнейший экономический и банковский кризисы 1998 года, потрясшие основание российской банковской системы, не мог не коснуться вопросов формирования рейтингов.
Конец 1990 годов был посвящен качественному анализу воздействия кризиса на банки и банковскую систему в целом. Всплеск активности рейтинговых агентств приходится на 2000-2001 года. В это время вновь возникает ряд российских компаний, реанимируются ранее не реализованные проекты. На российский рынок фактически, а не формально возвращаются крупнейшие международные рейтинговые агентства.
Первым национальным рейтинговым агентством, начавшим присваивать рейтинги российским эмитентам, стал "Эксперт РА".
В 2000 году было создано Национальное рейтинговое агентство (НРА), осуществляющее деятельность по рейтингованию участников финансового рынка (присваивает ежеквартально более чем по 50 показателям рейтинги свыше 700 российским компаниям). Все присваиваемые рейтинги можно разделить на два вида - дистанционные и индивидуальные. Дистанционные рейтинги построены на анализе исключительно финансовой отчетности из открытых источников (таких рейтингов большинство). Индивидуальные рейтинги НРА (в основном присвоены крупнейшим игрокам финансового рынка) подразумевают в том числе качественный анализ рейтингуемой компании.
С 2001 года на российском рынке начало работать независимое национальное рейтинговое агентство "Рус-Рейтинг" (RusRating), основные услуги которого - присуждение рейтинга банкам, лизинговым компаниям, промышленным предприятиям, облигациям банков и исследование банковского сектора. В 2002 году "Эксперт РА" и информационное агентство АК&М объединили свои усилия по созданию оригинальной отечественной методики присвоения кредитных рейтингов и оценке регионов и муниципальных образований по национальной шкале. Для решения этой задачи агентства создали консорциум "Эксперт РА - АК&М". А в 2005 году было образовано рейтинговое агентство АК&М как дочерняя компания информационного агентства АК&М [10].
28 сентября 2011 года Совет директоров Банка России принял решение об утверждении следующего перечня национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России: «РусРэйтинг», «Эксперт РА», «Национальное Рейтинговое Агентство», «AK&M», «Мудис Интерфакс» [5].