Антиинфляционное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической практике и теории, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке уровня экономического развития и способности экономической системы создать условия для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4-5
Теоретическая часть. Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования…………………………………………………………………………6
Сущность и влияние инфляционных процессов на развитие экономических систем…………………………………………………………….6-16
Антиинфляционное регулирование как механизм достижения экономического роста…………………………………………………………….16-26
Практическая часть. Основные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………26
Анализ влияния инфляционных процессов на современное развитие экономики России…………………………………………………………………26-38
Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях……………………………………………………………………………38-44
Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования……………………………………………..44-48
Заключение………………………………………………………………….49-52
Список использованной литературы………………………………………53-54
Приложения…………………………………………………………………55-61

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 657.18 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  отметить, что результативность мер  борьбы с инфляцией неразрывно связано  с выбором целей и путей  их достижения. Здесь можно выделить два диаметрально противоположных  подхода к решению этой проблемы.

     Первый  связан с последовательным проведением  в жизнь монетаристской программы  финансовой стабилизации по рекомендации международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации  дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно – денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.

     Второй  способ принципиально отличен от первого. Он обосновывает необходимость  использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели. Кстати, именно второй способ подразумевает активное регулирующее воздействие государства, включая  временное замораживание или  прямое сдерживание роста цен  и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается  необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

     Анализ  обоих вариантов показывает, что  необходим набор методов, в котором  должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения, так и меры ограничительного характера  (Приложение А). Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

     При осуществлении экономической политики в условиях инфляции возможны два  подхода к управлению хозяйством:

     1) поиск адаптационной политики, т.е.  приспособление к инфляции;

     2) ликвидация инфляции с помощью  антиинфляционных мер.

     Первый  подход построен на том, что все субъекты рыночной экономики (индивидуальные хозяйства, фирмы и государство) в своих  действиях учитывают инфляцию – прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента, т.е. эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной перемены.

     Другой  метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

     Домохозяйства (экономическая единица, производящая и потребляющая товары и услуги) пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляционной корректировки  заработной платы, а так же осуществить  быструю материализацию денег в  товарно-материальные ценности.

     Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Она  выражается в следующем:

  • они берутся реализовать только краткосрочные проекты, которые сулят быстрое возвращение инвестиций;
  • ищут новые внешние источники финансирования (это выпуск акций, облигаций, лизинг, факторинг);
  • формируют спекулятивный запас материальных ценностей;
  • хранят на счетах банков незначительное количество денег;
  • прибыль используют двояко, одна часть идет на материальное поощрение работников, а другая на развитие производства.

     Необходима  разработка эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики России: о Центральном  банке, акционерных обществах, фондовом рынке и т.п.

     Ортодоксально – монетаристская антиинфляционная политика ведет не к подавлению или сдерживанию воздействия мощных факторов инфляции издержек, а лишь к острой нехватке платежных средств в стране, что обусловливает кризисное сокращение производства и другие отрицательные явления (вроде пресловутых неплатежей заработной платы). Иначе говоря, обеспечиваемое таким образом замедление роста цен достигается за счет падения производства (что, в конечном счете, делает крайне непрочным и само замедление инфляции).

     Но  предположим, что ценой все нарастающих социально – экономических издержек будет – таки путем монетаристских ограничений преодолена высокая инфляция (т.е. переведена хотя бы на умеренно галопирующий уровень). Есть серьезные основания полагать, что упования отечественных монетаристов на последующее оживление и развитие производства на основе действия «невидимой руки» рынка и притока иностранных капиталов окажутся иллюзорными.

     В отношении же обоснованности надежд на широкий приток частного иностранного капитала в Россию тоже возникают  серьезные сомнения (за исключением  отдельных сырьевых отраслей). Общеизвестно, что существуют два условия, необходимые  для широкого привлечения частного иностранного капитала в любую страну – социально – политическая стабильность (независимо от характера правящего режима) и устойчивое экономическое развитие. В России подобных условий нет, поэтому во всех зарубежных оценках привлекательности различных стран для иностранных инвесторов она занимает одно из последних мест.21

     Таким образом, анализ мирового опыта и  экономической ситуации в России свидетельствуют, что для сдерживания  инфляции не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема необходимо наряду с гибкой монетаристской политикой  использовать с учетом нашей специфики  и гетеродоксально – немонетаристские меры с целью восстановления управляемости экономики. 

     2.3 Основные направления обеспечения экономического роста в

     процессе  антиинфляционного  регулирования 

     Основным  направлениям российской антиинфляционной политики является регулирование инструментами  денежно – кредитной политики объемов денежной массы.22

     Наиболее  существенное значение, на наш взгляд, имеют те две группы гетеродоксальных мер, которые применялись в послевоенных «шоковых» вариантах западногерманского и особенно японского образца  и которые в основном обеспечили их положительный результат, восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и государственное транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции регулирование изменений цен (в форме «политики доходов» или в других формах) товаров и услуг, имеющих огромное экономическое и социальное значение (энергоресурсов, и др.).

     Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного  процесса, порождаемого деформацией  воспроизводства во всех сферах, а  не только монетарными факторами.

     Цель  предлагаемой антиинфляционной модели – не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.

     Антиинфляционная  стратегия экономического роста  требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

     Общеэкономические меры.

     Во – первых, следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т.д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;

     Во  – вторых, необходима смена целевой ориентации экономической политики – с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

     В – третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.

     В – четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во – первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во – вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В – третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции.

     Принятые  после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного  бизнеса к России, могут стимулировать  в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций.

     Сдерживание финансовых факторов инфляции должно осуществляться следующими методами:

     1. Ключевое место в антиинфляционной  стратегии занимает оздоровление  бюджетов всех уровней и преодоление  специфических форм проявления  бюджетного кризиса в России:

  • неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);
  • нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);
  • финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;
  • слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

     2. Для сдерживания инфляции необходима  научно обоснованная налоговая  политика, которая не должна парализовать  бизнес и толкать его в «теневую»  экономику. Налоговая политика  в России должна ориентироваться  не только на фискальные цели, но и на регулирование развития  экономики Сужение налогооблагаемой  суммы в условиях экономического  спада дополняется низкой собираемостью  налогов. В налоговой системе  России сочетаются карательные  налоговые ставки и обилие  лазеек, позволяющие не платить  налоги.

     3. Предстоит восстановить денежные  отношения субъектов рыночной  эмиссии, очистить денежный оборот  от суррогатов с сомнительной  юридической основой и рассчитывать  денежный агрегат М2 с учетом  реальных потребностей хозяйственного  оборота и прогноза экономического  развития. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам – кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Банковская система должна, на наш взгляд, включать три уровня: центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков. Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ России над деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно – расчетное обслуживание реального сектора экономики.

     4. Практика России подтвердила,  что рыночное регулирование цен  недостаточно в условиях несовершенной  конкуренции и однозначной зависимости  динамики цен от курса рубля  к доллару в связи с высокой  долей импорта. Даже при снижении  курса доллара к рублю цены  не снижаются.

     5. Состояние фондового рынка также  влияет на инфляционный процесс.  Выход российских правительственных  облигаций на мировой финансовый  рынок позволил привлечь инвалюту  по более низким ставкам. Но  не было обеспечено эффективное  использование этих валютных  заимствований (не для латания  бюджетного дефицита). Отсутствие  реальных источников их погашения  усугубили кризис фондового рынка.  Предстоит преодоление кризиса  фондового рынка и налаживание  эффективного регулирования и  контроля за его деятельностью.

     6. Для регулирования инфляционного  процесса необходимо нейтрализовать  и его внешние факторы. Снижение  курса рубля к доллару стало  активным фактором инфляционного  роста цен, так как импортные  товары составляют половину потребительского  рынка в России. Вместо фиксации  цен в условных единицах надо  применять цивилизованные методы  страхования инфляционного и  валютного риска.

     7. Для сдерживания внешних факторов  инфляции необходимо более эффективное  регулирование внешнеэкономической  деятельности, совершенствование экспортного  и валютного контроля, меры против  «долларизации» экономики.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в России