Антиинфляционное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической практике и теории, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке уровня экономического развития и способности экономической системы создать условия для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4-5
Теоретическая часть. Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования…………………………………………………………………………6
Сущность и влияние инфляционных процессов на развитие экономических систем…………………………………………………………….6-16
Антиинфляционное регулирование как механизм достижения экономического роста…………………………………………………………….16-26
Практическая часть. Основные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………26
Анализ влияния инфляционных процессов на современное развитие экономики России…………………………………………………………………26-38
Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях……………………………………………………………………………38-44
Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования……………………………………………..44-48
Заключение………………………………………………………………….49-52
Список использованной литературы………………………………………53-54
Приложения…………………………………………………………………55-61

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 657.18 Кб (Скачать документ)

     Концепция Дж.М. Кейнса лежит в основе длительной практики государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои особенности в различных  странах и модифицировались под  воздействием объективных тенденций  общественного развития.

     Модель, предложенная Дж.М. Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила  ослабить циклические колебания  в течение более чем двух послевоенных десятилетий.

     Однако, примерно с середины 70-х годов  по мере развития второго этапа НТР  произошли серьезные изменения  в тенденциях, и сразу стало  проявляться несоответствие между  возможностями государственного регулирования  и объективными экономическими условиями. Экономический кризис 1979-81 гг. стал не просто очередным циклическим кризисом, причем самым продолжительным в послевоенное время, но кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая модель государственного регулирования.

  1. Монетарная или неоконсервативная

     Теоретической основой этой модели послужили концепции  неоклассического направления экономической  теории, в частности, таких ее современных  вариантов, как монетаризм, теории экономики  предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями  этих направлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).12

     Трансформация модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на производство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

  • воссоздать классический механизм накопления;
  • возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

     В соответствии с основными положениями  этого направления, экономический  рост можно рассматривать как  функцию от накопления капитала, которое  осуществляется из двух источников за счет собственных средств, то есть капитализации  части прибыли, и за счет заемных  средств, кредитов.

     Поэтому в соответствии с теорией экономики  предложения необходимо создать  благоприятные условия для процесса накопления капитала, повышения эффективности  производства.

     Главными  преградами этому являются высокие  налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли, и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция затрудняет использование заемных средств  для накопления, так как удорожает  кредит. Кроме того, удорожанию кредита  способствует и таксфляция (инфляция и высокие подоходные налоги), в  условиях которой поддержание расширенного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обеспечивал  высокую процентную ставку.

     Поэтому в качестве главных направлений  трансформации государственного регулирования  в соответствии с концепцией экономики  предложений стало:

  • предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало проведения налоговых реформ;
  • осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов.

     Представители данного направления рассматривали  инфляцию как денежный феномен, то есть результат избыточного количества денег в обращении, поэтому суть их антиинфляционных мероприятий состояла в проведении жесткой рестриктной (то есть ограничительной) кредитно – денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования.

     Сокращение  налоговых ставок на доходы населения  и прибыль корпораций в краткосрочном  плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что  осложняет борьбу с инфляцией. Поэтому  вполне логичным является следующий  шаг – сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса, осуществления широких социальных программ.

     В контексте облегчения текущих бюджетных  проблем можно отчасти рассматривать  и политику приватизации государственной  собственности.

     Вместе  с тем, приватизация государственной  собственности в более широком  плане должна рассматриваться как  мера расширения сферы действия рыночной экономики и повышения эффективности  производства. Причем это характерно для большинства отраслей и стран.

     И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляемым с целью обеспечения  свободы предпринимательства, свободы  рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации  экономической деятельности, то есть реализация политики дерегулирования. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегулирования, включают либерализацию антитрестовского законодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспортных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры. Таковы основные черты неоконсервативной модели государственного регулирования, пришедшей на смену ортодоксальным рецептам кейнсианства.

     Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регулирования общественного  воспроизводства. При этом Дж.М. Кейнс  считал, что ее инфляционное воздействие  можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рамках с помощью  фискальной политики и контроля цен  и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный  уровень цен являлись условиями  действенности кейнсианской модели регулирования.

     Однако  неустойчивая инфляция, одной из причин которой стала гибкая денежная политика, не позволяла поддерживать на стабильном уровне цены и заработную плату. Кроме  того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции  – быть объективным информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для кого производить.

     В отличие от кейнсианцев монетаристы  считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное производство и занятость, а приводит лишь к  изменению цен. В краткосрочном  плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увеличение денежной массы подталкивает рост цен, а это  ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляционный рост процента.

     Таким образом, экспансионистская денежная политика приводящая в краткосрочном  плане к росту производства и  сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и ростом безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и  денежного обращения монетаристы  предлагают проводить политику таргетирования, суть которой заключается в строгом  следовании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых  долговременных тенденций динамики производства, денежной массы и обращения  денег.

     Концепция рациональных ожиданий является одним  из самых молодых направлений  современной теории.13

     Одна  из центральных идей неоклассиков состоит  в том, что экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать  оптимальные решения.

     Другим  основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что  рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и  поэтому ставки заработной платы  и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения  в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные  цены быстро приспосабливаются к  изменениям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам  в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели  принимают адекватные экономические  решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.

     Подобная  реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты дискретной стабилизационной политики.

     Неверная  оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие  в определении объема совокупного  спроса и предложения. Поэтому правительства  должны отказаться от конъюнктурной  антициклической политики. Такая  политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

     Не  отрицая необходимость участия  государства в экономических  процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной  любую экономическую политику, как  кейнсианскую, так и монетаристскую, Поэтому для обеспечения общего равновесия первоначально необходимо изменить способ политического мышления.

     Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей  степени монетаристской, заключается  в ее нестабильности, непредсказуемости  факторов, определяющих принятие решений  экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают  за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать  решения и правительства, и экономические  агенты. Это обеспечит предсказуемость  действий правительства и правильную оценку информации производителями  и потребителями в рыночном хозяйстве.

     Среди подобных правил, например, предлагается принять закон, в соответствии с  которым принимаемые правительством решения в области денежной и  фискальной политики должны вступать в силу только через два года после  их принятия. Это позволило бы предотвратить  принятие конъюнктурных, неожиданных  для экономических агентов решений, диктуемых в том числе и  политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы.

     Как можно видеть, существует несколько  взглядов на способы макроэкономического  регулирования, где одним из основных факторов, подлежащих определению, предсказанию и управлению, является инфляция, что  говорит о сложности и неоднозначности  подходов к решению поставленной задачи.

     В современных условиях все большее  распространение получают динамические модели. В динамических моделях развития экономики, отражающих основные связи  всех ее институциональных секторов между собой, а также с внешним  миром представлены секторы производства товаров и услуг, домашние хозяйства, финансовый и общественный секторы. Функционирование каждого из них  задается системой уравнений и ограничений. В совокупности они описывают  процесс расширенного воспроизводства  как движение денежных средств. При  этом учитывается взаимодействие всех основных участников процесса:

  • производителей товаров и услуг;
  • банков, включая ЦБ РФ;
  • валютной биржи;
  • пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • импортеров и экспортеров;
  • домашних хозяйств;
  • государства (бюджет, налоги, фонд развития).

     Основное  преимущество использования комплексной  модели для прогнозирования и  анализа динамики развития экономики  заключается в возможности проследить обратные связи между основными  параметрами. Например, рост денежных доходов населения повышает спрос  на товары и услуги и приводит к  увеличению сбережений, которые в  зависимости от депозитных ставок и  размеров выплат по дивидендам будут  распределяться между депозитами населения  и покупкой акций. На процесс распределения  сбережений влияет и динамика курса  рубля к иностранной валюте (покупка  населением валюты в банках). Возрастают также отчисления в пенсионные и  страховые фонды, увеличиваются  налоговые платежи. В свою очередь, расширение потенциального инвестиционного ресурса приводит к дальнейшему росту производства. 

     2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

     АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В  РОССИИ  

     2.1 Анализ влияния инфляционных процессов на современное развитие экономики России. 

     За I квартал 2011 г потребительские цены повысились на 3,8%, что больше такого же показателя в предыдущем году на 0,6 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в марте 2011 г. по отношению к марту 2010 г. составил 9,5%, год назад аналогичный показатель был меньше на 3,0 процентного пункта.

     Ускорение инфляции в январе-марте 2011 г. произошло  главным образом за счет базовой  инфляции, которая составила 2,5% против 1,5% в январе-марте 2010 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 2,0 процентного пункта, или 52,3% уровня инфляции (в январе – марте 2010 г.- 1,2 процентного пункта, или 37,4%). (См. приложение Б, рисунок 1). 

Таблица 1 – Инфляция на рынке продовольственных товаров (%)

  Прирост
  Март 2011 г. к  декабрю 2010 г. Март 2010 г. к  декабрю 2009 г. Изменение, процентные пункты
Цены  на товары и услуги - всего 3,8 3,2 ускорение на 0,6
В том  числе:      
- на  продовольственные товары 4,8 3,8 ускорение на 1,0.
- на  продовольственные товары без  плодоовощной продукции 3,5 2,3 ускорение на 1,2
- на  непродовольственные товары 1,7 0,9 ускорение на 0,8
- на  платные услуги населению 5,2 5,4 замедление  на 0,2
Цены  на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции 2,5 1,5 ускорение на 1,0

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в России