Қазақстан Республикасындағы Ислам банкингі: мәселелері мен даму болашағы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Курстық жұмыстың мақсаты – Қазақстанның қаржы жүйесінің ислам қаржы жүйесімен байланыстарын анықтап, болашақтағы еліміздегі ислам банкингінің даму перспективасын анықтау. Қойылған мақсатқа жету үшін келесі міндеттерді орындау керек:
• ислам қаржы жүйесінің пайда болу тарихын анықтап, ерекшеліктерінің мәнін ашу;
• әлемдік деңгейде ислам банкингінің даму жағдайын талдап, Қазақстандағы даму мәселелерін қарастыру;

Содержание

1. Ислам банкингінің пайда болу тарихы мен қызмет ету принцптері
1.1. Ислам банкингінің пайда болу тарихы
1.2. ҚР-нда ислам қаржы нарығының қалыптасуы
1.3. Ислам қаржы жүйесі
2. Қазақстанның ислам қаржылық ұйымдарымен байланысын «FATTAH FINANCE» брокерлік компаниясы мысалында талдау
2.1. «FATTAH FINANCE» брокерлік компаниясының пайда болу тарихы мен қызметі жайында түсінік
2.2. «FATTAH FINANCE» брокерлік компаниясының қаржылық жағдайы мен Қазақстанда жүргізген операцияларына талдау
2.3. «FATTAH FINANCE» брокерлік компаниясының қызмeтіне SWOT-талдау
3. ҚР Ислам банкингінің даму перспективасы оны дамыту мәселелерін шешу жолдары

Работа состоит из  1 файл

ислам банкинг курс.docx

— 242.35 Кб (Скачать документ)

Ислам қаржы операцияларының терминологиясы

Bai‘ al ‘inah (соглашение  по продаже и обратному выкупу)

Bai’ al inah означает возможность  финансирования, на основе операций  покупки и продажи между финансирующим лицом и клиентом. Финансист покупает актив у клиента на базе спота. Цена, которую платит финансист, составляет издержки по кредиту. Впоследствии актив продается клиенту на основе отсроченного платежа, и стоимость оплачивается в рассрочку. Вторая продажа служит, для создания обязательства по кредиту со стороны клиента. Среди ученых существуют расхождения во мнениях о допустимости Bai’ al ‘inah, однако это практикуется в Малайзии (Должен удовлетворяться ряд строгих условий), а также подобные юрисдикции.

Bai‘ bithaman ajil (продажа  отсроченного платежа)

Это понятие относится к продаже  товаров на основе отсроченного платежа  по цене, которая включает в себя прибыль, согласованную обеими сторонами. Как Bai’ al ‘inah, это понятие также  используется при исламском финансировании. Выплаты процентов можно избежать, поскольку клиент платит продажную  цену, которая отличается от процентов, начисленных по кредиту. Проблема здесь  состоит в том, что это включает объединение двух сделок в одну, а это запрещено Исламом. Бытует мнение, что это – просто прямое взимание процента, под видом продажи.

Bai‘ muajjal (продажа в  кредит)

Буквально bai’ muajjal означает продажу  в кредит. Технически, это – техника  финансирования, принятая исламскими банками, которая принимает форму murabahah muajjal. Это договор, в котором  банк получает прибыль от цены приобретения и позволяет покупателю заплатить  цену товара в будущем, в виде единовременной выплаты или в рассрочку. Должно быть явно определено, что стоимость  товара, и маржа прибыли взаимно  согласованы. Цена, зафиксированная  для товара в такой операции, может  быть такой же, как спот ценой, а  также выше или ниже ее. Bai’ muajjal также  называют продажей отсроченного платежа. Однако, одним из существенных описаний riba является необоснованная задержка платежа, а также увеличение или  уменьшение цены, если платеж является немедленным или отсроченным.

Musharakah

Musharakah (совместное предприятие)  является соглашением между двумя  или более партнерами, в соответствии  с которым каждый партнер предоставляет  капитал, который будет использован  в предприятии. Полученная прибыль  делится между партнерами согласно  инвестированному капиталу. В случае  неудачи каждый партнер теряет  капитал в той же пропорции.  При предоставлении капитала банком, применяются те же самые условия. Согласно шариату, именно этот финансовый риск, оправдывает требование банка на часть прибыли. Каждый партнер может участвовать или может не участвовать в осуществлении бизнеса. Работающий партнер получает большую долю прибыли по сравнению с пассивным (неработающим) партнером. Разница между Musharaka и Madharaba в том, что в Musharaka каждый партнер вносит некоторый капитал, тогда как в Madharaba только один из партнеров, например, финансовое учреждение, обеспечивает весь капитал, а другой партнер, предприниматель, капитал не предоставляет. Обратите внимание, что Musharaka и Madharaba обычно частично совпадают.

Mudarabah

“Mudarabah” – специальный вид  партнерства, где один партнер дает деньги другому для их инвестирования в коммерческое предприятие. Инвестиции поступают от первого партнера, которого называют “rabb-ul-mal”, в то время как  управление и работа – исключительная ответственность другого, которого называют “mudarib”.Mudarabah (Участие в  прибылях) является договором с одной  стороной, обеспечивающей 100 процентов  капитала и другой стороны, обеспечивающей его знание специалиста, чтобы инвестировать  капитал и управлять инвестиционным проектом. Произведенная прибыль  разделена между сторонами согласно предварительно согласованному отношению. По сравнению с Musharaka в Mudaraba только кредитор денег должен взять потери.

Murabahah

Это понятие относится к продаже  товаров по цене, которая включает размер прибыли, согласованный обеими сторонами. Цена закупки и продажи, прочие затраты, и размер прибыли  должны быть четко указаны на момент соглашения о продаже. Банку компенсируют стоимость его денег во времени   в форме размера прибыли. Это кредит с фиксированным доходом для приобретения реальных активов (таких как недвижимое имущество или транспортное средство) с фиксированной ставкой прибыли, которая определяется размером прибыли. Банку не компенсируют стоимость денег во времени вне условий договора (то есть, банк не может взимать дополнительную прибыль с просроченных платежей); однако, актив остается в залоге у банка, пока долг не погашен.Этот тип операции подобен соглашений по аренде – с возможностью выкупа для мебели или приборов, которые распространены в  магазинах Северной Америки.

Musawamah

Musawamah – переговоры о цене  продажи между двумя сторонами  без упоминания продавцом о  затратах или о запрашиваемой  цене. Хотя продавец может иметь  или может не иметь полного  представления о стоимости товара, по которому ведутся переговоры, не существует обязательства,  чтобы раскрывать эти затраты,  в рамках процесса переговоров.  Эта разница в обязательстве  продавца, является ключевым различием  между Murabahah и Musawamah со всеми  остальными правилами, описанными  в Murabahah, которые остаются одинаковыми. Musawamah – наиболее распространенный  тип торговых переговоров, наблюдаемый  в исламской торговле

Hibah (подарок)

.Это – подарок, данный добровольно  дебитору взамен на кредит. Обычно Hibah возникает на практике, когда  исламские банки добровольно  платят своим клиентам «подарок»  на балансы сберегательных счетов, что представляет часть прибыли,  полученной при использовании  этих балансов сберегательных  счетов в других операциях.Важно  подчеркнуть, несмотря на то, что  это выглядит как интерес, и  в действительности, может, иметь  тот же самый результат, Hibah –  это добровольно произведенный  (или не произведенный) платеж  по усмотрению банка, и не  может быть “гарантирован”. Однако, возможность получения высокого Hibah для сбережений клиентов, обеспечивает  банк капиталом, необходимым,  чтобы создавать его прибыль;  если предприятия являются прибыльными,  то часть этой прибыли может  быть подарена обратно их клиентам, как Hibah.

Ijarah

Ijarah подразумевает лизинг, аренду  или залог. В общих чертах, понятие  Ijarah означает  продажу права на использование или услуги за фиксированную цену или залог. В соответствии с этой концепцией, Банк предоставляет клиенту право на использование активов / оборудования, таких как производственное оборудование, автоматизация делопроизводства, автомобиль на установленный период и по определенной цене.

 

Ijarah thumma al bai‘ (покупка  в рассрочку)

Стороны заключают договоры, которые  вступают в силу последовательно, чтобы  полностью сформировать арендную операцию/операцию обратного выкупа. Первый договор  – Ijarah в общих чертах охватывает сроки для лизинга или аренды на установленный период, а второй договор – Bai, влечет за собой продажу  или покупку, как только условия Ijarah выполнены. Например, при финансировании автомобильного средства, клиент заключает первый контракт и арендует автомобиль у владельца (банка) за согласованную сумму и на определенный период. По истечению период арендного договора, в силу вступает второй договор, который позволяет клиенту купить автомобиль по согласованной цене. Банк генерирует прибыль, заранее определяя затраты на предмет, его остаточную стоимость на конец срока и стоимость во времени или размер прибыли для средств, инвестируемых в покупку продукта, который будет арендован на предполагаемый срок. Объединение этих трех показателей становится основанием для заключения соглашения между Банком и клиентом для первоначального договора аренды.

Musharakah (совместное предприятие)

Musharakah – отношения между двумя  или более сторонами, которые  вкладывают в дело капитал,  а также пропорционально разделяют  чистую прибыль и убытки. Часто  такой тип используется в инвестиционных  проектах, аккредитивах, и при покупке  недвижимого имущества или собственности.  В случае недвижимого имущества  или собственности, банк оценивает  условную аренду и делит ее, как согласовано заранее. Все,  кто предоставил капитал, имеют  право принимать участие в  управлении, но не обязаны это  делать. Прибыль распределяется  между партнерами в заранее  оговоренных долях, в то время  как убытки несет каждый партнер  строго пропорционально по отношению  к вложенному капиталу. Это понятие  отличается от инвестирования  с фиксированным доходом (то  есть выдача кредитов).

Qard hassan/Qardul hassan (хороший  кредит / доброжелательный кредит)

Это – кредит, предоставляемый  на основе доброй воли, и дебитор  обязан погашать только сумму кредита. Однако, дебитор, по его или её усмотрению, может заплатить дополнительную сумму сверх основной суммы кредита (не обещая это), в качестве знака  признательности кредитору. В случае, когда дебитор не платит дополнительную сумму кредитору, эта операция является истинно беспроцентным кредитом. Некоторые мусульмане считают, что  это единственный вид кредитования, который не нарушает запрет на riba, так  как это – единственный тип  кредита, который действительно  не возвращает кредитору стоимость  денег во времени.

Sukuk (исламские облигации)

Sukuk, множественное число صك Sakk, является арабским названием  финансовых сертификатов, которые  являются исламским эквивалентом  облигаций. Однако, процентные облигации с фиксированным доходом не допустимы в Исламе. Таким образом, Sukuk – это ценные бумаги, которые соответствуют мусульманскому праву (шариату) и его инвестиционным принципам, которые запрещают взимание или уплату процента. Финансовые активы, которые удовлетворяют мусульманское право, могут быть классифицированы в соответствии с их способностью и не способностью продаваться на вторичных рынках.

Takaful (исламское страхование)

Takaful – это альтернативная форма  страхования, которая может защитить  мусульманина от риска получения  убытков вследствие неудачи. Takaful основан на той идее что  то, что является сомнительным  относительно отдельного лица, может  перестать быть неопределенным  относительно очень большого  количества подобных частных  лиц. Страхование, комбинируя  риски многих людей, позволяет  каждому частному лицу пользоваться  преимуществом, которое предусматривает  закон большого количества.

Wadiah (ответственное хранение)

В Wadiah банк считается хранителем и  попечителем средств. Человек депонирует средства в банк, а банк обеспечивает возвращение всей суммы депозита, или любой части невостребованной суммы, по требованию вкладчика. Вкладчик, по усмотрению банка, может быть вознагражден Hibah (см. выше) в качестве благодарности  от банка за пользование средствами

Wakalah (доверенность)

Имеет место, когда лицо назначает  представителя, чтобы производить  операции от его/ее имени, наподобие  доверенности.


 

 

 

.

 


Информация о работе Қазақстан Республикасындағы Ислам банкингі: мәселелері мен даму болашағы