Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Описание
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы и особенности функционирования в Республике Беларусь. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования. Задачи, поставленные в курсовой работе: -рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории; -проанализировать главные составляющие банковской системы; -исследовать особенности функционирования банковской системы в странах с переходной экономикой; -представить особенности становления банковской системы и определить роль банков в Республике Беларусь.
Содействие росту спроса на кредиты
банков со стороны реального сектора
экономики средствами денежно-кредитной
политики состоит в осуществлении мер,
направленных на снижение инфляции и процентных
ставок на финансовом рынке, обеспечение
плавной динамики курса рубля, предсказуемости
макроэкономических параметров экономики,
развитие системы рефинансирования банков
путем предоставления кредитов, обеспеченных
государственными ценными бумагами, облигациями,
а также залогом векселей, прав требования
по кредитным договорам финансово устойчивых
предприятий и организаций, ипотечных
облигаций и других высоколиквидных активов.
Развитие кредитных операций должно
сопровождаться адекватным контролем
за состоянием банковских рисков. Необходимым
условием эффективного управления рисками
является развитие системы банковского
надзора.
Банки должны отслеживать финансовое
состояние заемщиков, объективно оценивать
риск невыполнения ими обязательств
и стоимость внесенного залога, формировать
в необходимых объемах резервы
на возможные потери.
В целях повышения качества управления
рисками банки должны:
— активно использовать рекомендации
Базельского комитета по банковскому
надзору, а также применяемые
в международной банковской практике
методы управления рисками, включая
в случае применимости экономико-статистические
оценки вероятности неблагоприятных
для банка событий;
— обеспечить постоянный мониторинг
рисков, добиваться эффективности функционирования
систем управления и внутреннего
контроля, исключить принятие неконтролируемых
решений, связанных с проведением
банковских операций и сделок.
Развитие новых видов банковских
услуг, связанных с проведением
кредитных операций, во многом зависит
от договорных механизмов распределения
рисков. К числу таких механизмов,
в частности, относятся предоставление
синдицированных кредитов с разделением
рисков между несколькими банками. В целях
развития механизма страхования исполнения
обязательств по выданным ссудам необходимо
создать надлежащие правовые условия
для расширения соответствующих услуг,
включая привлечение на белорусский рынок
иностранных страховых организаций, занимающихся
страхованием кредитных рисков.
Одним из инструментов выявления рисков
операций банков с предприятиями
и организациями является создание
системы раскрытия информации о
добросовестности исполнения заемщиками
обязательств перед банками (“кредитные
бюро”). Кредитные бюро могут формироваться
как независимые структуры, работающие
в интересах кредитных организаций и их
клиентов.
Важным направлением развития кредитных
операций банков могут стать операции
с розничными клиентами, а именно
кредитование малого и среднего бизнеса,
ипотечное кредитование и потребительский
кредит. На степень коммерческого интереса
кредитных организаций к таким операциям
влияют уровень риска, издержки банков,
связанные с необходимостью рассмотрения
большого количества кредитных заявок
и инвестиционных проектов розничных
клиентов, а также стоимость ресурсов,
привлеченных кредитной организацией.
Если говорить о странах с
переходной экономикой (а именно о
группе стран постсоциалистического
лагеря), то стоит отметить, что
за последние десять-двадцать лет развитие
банковского сектора в этих странах происходило
в необычайно сложных условиях. Проблемы,
обусловленные собственно переходом экономики
и ее банковского сектора от распределительных
отношений и административных методов
управления к рыночным моделям хозяйствования
при существенной регулирующей роли государства,
осложнялись негативными внешними воздействиями,
связанными с финансовой глобализацией.
Децентрализация и приватизация в экономике,
в том числе в банковском секторе, не во
всех странах сопровождались адекватным
и своевременным созданием необходимой
правовой базы и соответствующих институтов.
Нередко коммерческие банки начинали
свою деятельность за несколько лет до
принятия основополагающих законов, например,
о банках и банковской деятельности или
о центральном банке.
На первоначальном этапе в странах
с переходной экономикой наблюдался
серьезный макроэкономический дисбаланс,
вызванный кризисом государственных
финансов, неэффективностью доминировавшего
государственного сектора экономики
(в том числе и государственных банков),
нестабильностью торгового и платежного
балансов, а, следовательно, и курса национальных
валют. Капитал новых коммерческих банков
быстро обесценивался в результате инфляционных
процессов в экономике. На начальном этапе
становления двухуровневых банковских
систем отсутствовали жесткие требования
к величине и качеству капитала кредитных
организаций. Управление рисками банковской
деятельности было неэффективным. Ощущался
острый дефицит профессиональных кадров,
отработанных технологий совершенствования
банковских операций и управления рисками,
необходимых информационных систем. Серьезной
проблемой были доступность и качество
информации о макроэкономической ситуации,
состоянии банковского сектора. В бывших
социалистических странах не была сформулирована
комплексная система защиты интересов
кредиторов и вкладчиков. Вклады в банках
не подлежали страхованию, и вкладчики
в любой момент могли потерять свои сбережения.
Однако незащищенность прав кредиторов
была губительна и для самих банков, поскольку
недобросовестность заемщиков получила
широкое распространение.
В ходе реформ бывшие социалистические
страны сделали чрезмерную ставку на
открытость своих экономик для иностранных
инвесторов. Это не привело к существенному
росту капиталовложений в модернизацию
национальных экономик, но зато повысило
привлекательность их финансовых и валютных
рынков для спекулятивного капитала [6,
125 с].
Рассмотрим подробнее ситуацию
в некоторых бывших социалистических
странах.
Так, по сравнению с аналогичными
странами состояние и динамика развития
польской банковской системы выглядят
очень перспективно. Законом о
реструктуризации кооперативных банков
была введена трехступенчатая структура
кредитной кооперации (кооперативные
банки, региональные банки, Банк продовольственного
хозяйства) предусмотрены меры по поддержанию
ликвидности и платежеспособности кооперативных
банков (предполагается солидарная ответственность
всех кооперативных банков, объединенных
в региональный банк), определены источники
финансирования убытков кооперативного
банковского сектора.
Другая важная особенность банковской
системы Польши – значительное присутствие
иностранного капитала. В стране функционируют
15 банков со 100-процентным иностранным
участием, 3 отделения и 37 представительств
иностранных банков [7, 277 с].
Заслуживает внимания последовательная
позиция польских властей по вопросу
приватизации банков, который осуществлялся
в очередности от менее привлекательных
для инвесторов финансовых учреждений
к более сильным. Реструктуризация польских
банков осуществлялась при участии международных
финансовых организаций, что обеспечило
внешний надзор над этим важным процессом.
Развитию польских банков в период
рыночных преобразований среди прочих
способствовали следующие факторы:
в Польше не был окончательно истреблен частнопредпринимательский дух у населения;
еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;
значительное количество этнических поляков проживает за пределами страны.
Национальный банк Польши сузил
свои функции до входящих в исключительную
компетенцию эмиссионного банка, сохранив
при этом за собой функции банковского
надзора. Однако, удачное положение Польши
на перекрестке торговых путей между Западом
и Востоком, быстрое расширение иностранного
присутствия в экономике страны резко
повысило привлекательность польской
банковской системы для иностранных инвесторов.
Большой интерес представляет исследование
банковских систем Чехии и Словакии.
Чехия, имея более выгодные стартовые
позиции, не испытывала в первой половине
90-х годов инфляционных потрясений, процесс
приватизации банков шел планомерно и
продуманно. Однако чешские банки управлялись
старыми кадрами, не достаточно адаптированными
для работы в новых условиях. В результате
постепенно в чешских банках стали преобладать
негативные тенденции, связанные с превышением
допустимых норм кредитования и низким
качеством кредитного портфеля, что привело
к серьезному банковскому кризису. Вместе
с тем в 1990-е годы доля плохих кредитов
в совокупном кредитном портфеле чешских
банков находилась на достаточно высоком
уровне (в 1994-1995 гг. – 38%, в 1996 г. – 35%, в начале
2000-х годов – 30%). В 1996-1997 гг. банковская
система Чехии пережила системный банковский
кризис. ЦБ и правительство Чехии в целях
недопущения дальнейшей дестабилизации
ситуации были вынуждены реализовать
дорогостоящую (12% ВВП) программу реструктуризации
проблемных банков.
В настоящее время в банковской системе
Чехии очень сильны позиции иностранного
капитала, прежде всего немецкого, австрийского
и французского. Банковская система Чехии,
как и Польши, органично интегрирована
в банковскую систему Европейского союза.
В отличие от Чехии Словакия,
оставшись практически без кадрового
потенциала, менее промышленно развитая,
изначально столкнулась с серьезными
экономическими трудностями и была вынуждена
реализовать жесткую денежно-кредитную
политику. Для этого НБ Словакии был наделен
высокой степенью самостоятельности.
Большое влияние на положительные результаты
деятельности словацких банков оказало
привлечение иностранных специалистов,
обеспечивших создание современного механизма
управления отдельными банками и банковской
системой в целом. Но Словакия пошла по
пути сокращения рамок самостоятельности
НБ. Наиболее опасным представляется увеличение
обязательств банка по финансированию
дефицита государственного бюджета. Тем
самым, словацкое правительство не смогло
удержаться от соблазна использовать
ЦБ как источник недостающих ему средств.
Обе страны проводят работу по борьбе
с отмыванием денег, что свидетельствует
об их стремлении к более глубокому
уровню европейской интеграции, также
создана эффективная система
страхования вкладов. В целом
развитие их банковских систем следует
оценивать как поступательно-прогрессивное.
Интересным представляется исследование
опыта становления банковской системы
Японии, так как основа современной
централизованной банковской системы
этой страны была заложена после окончания
Второй мировой войны, когда экономика
страны была практически полностью разрушена.
Поэтому важным представляется анализ
развития ее банковской системы, которая
при равных стартовых возможностях с большинством
постсоветских республик смогла добиться
такого значительного прогресса.
Банковская система — базис
японской экономики. Вся страна густо
опутана сетью всевозможных банковских
компаний. Получить лицензию на право
банковских операций в Японии крайне
сложно. Тем не менее, дефицита банков
в стране нет.
Средний японец уже давно привык
к тому, что банки выполняют
все его поручения — платят
различным фирмам за коммунальные услуги,
расплачиваются за его покупки в
магазинах, автоматически перечисляют
деньги на счет его клиентов за выполненную
ими работу и даже самостоятельно
связываются с компаниями-работодателями,
если на счет клиента своевременно не
поступает заработная плата.
Главными элементами банковской системы
Японии являются около десятка действующих
по всей стране крупнейших частных
банков, которые называют «городскими
банками», более шестидесяти частных местных
банков, действующих в масштабах одной
префектуры, и три крупных частных банка
долгосрочного кредитования.
«Городские банки» обслуживают
в основном крупный бизнес, крупнейшие
корпорации страны, а местные — предприятия
малого и среднего бизнеса. «Городские
банки» занимают ключевые позиции в банковской
системе страны. На их долю приходится
более 20% суммы всех имеющихся в частных
банках Японии депозитов. Во всех «городских»
и местных частных банках любой гражданин
страны может получить кредит и хранить
свои сбережения.
Банки долгосрочного кредитования,
первый из которых был создан в
начале XX в., играют первостепенную роль
в экономике Японии, целенаправленно
выделяя долгосрочные кредиты предприятиям
наиболее приоритетных отраслей индустрии.
Сейчас они занимаются преимущественно
финансированием компаний в тех сферах
бизнеса, которые связаны с высокой степенью
финансового риска: разработка принципиально
новых технологий, создание источников
энергии будущего и т.п.
Особую роль в банковской системе
страны играет Банк Японии, который
является центральным банковским учреждением
страны. Банк Японии управляет всей
банковской системой страны, включая
и государственные банки. В Японии
их насчитывается 11, точнее — 2 банка
и 9 банковских корпораций.
Японское банковское законодательство
определяет четыре главные функции
Банка Японии:
1) функция денежной эмиссии;
2) функция банка банков;
3) функция осуществления связей
между правительством и частным
сектором;
4) функция разработки и проведения
денежно-кредитной политики, в том
числе посредством осуществления
трех вышеперечисленных функций.
В прямом подчинении Банка Японии
находятся и частные банковские
компании. Наряду с Министерством
финансов Центральный банк страны
имеет право в любое время проводить ревизию
фондов любых частных банков. Результаты
этих проверок регулярно представляются
в Министерство финансов, и на их основе
финансовое ведомство может подвергать
наказаниям частные банки за допущенные
ими нарушения законодательства, вплоть
до лишения их государственной лицензии
на право ведения банковских операций.
Банковская картина Японии будет
неполной, если не упомянуть о почтово-сберегательных
кассах, которые призваны аккумулировать
мелкие сбережения населения. Те же
функции выполняют и крупные «городские
банки», местные и другие банки, но японские
сберкассы при почтовых отделениях, предоставляют
физическим лицам гораздо больший набор
услуг, чем частные банки, позволяют на
более выгодных условиях человеку среднего
достатка получать кредиты и хранить сбережения.
Благодаря этому государственные почтово-сберегательные
кассы, административно подчиняющиеся,
не Министерству финансов, а почтовому
ведомству, смогли аккумулировать большие
объемы финансовых средств.