Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа
Описание
Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы и особенности функционирования в Республике Беларусь. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования. Задачи, поставленные в курсовой работе: -рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории; -проанализировать главные составляющие банковской системы; -исследовать особенности функционирования банковской системы в странах с переходной экономикой; -представить особенности становления банковской системы и определить роль банков в Республике Беларусь.
Еще больший набор услуг предлагают
«профессиональные банки». Для своих
участников эти банки предоставляют
гораздо более высокие проценты
по депозитам и более выгодные
условия кредитования. «Сельхозбанки»
и «раббанки» представляют собой
фактически отделения соответствующих
профессиональных кооперативов, главной
целью которых является предоставление
банковских услуг людям определенной
профессиональной принадлежности. Но
в последние годы значение кооперативных
банков стало снижаться. Сейчас они превратились
в инструмент кредитования мелкого и среднего
бизнеса. Но в этом с ними успешно конкурируют
другие специализированные банковские
компании, кредитные кооперативы. Строго
говоря, различия между всеми видами банков
стали незначительными. Данные статистики
свидетельствуют о том, что кредитование
мелких и средних компаний является сегодня
одним из центральных направлений работы
не только специально созданных для этого
банков, но практически всех частных банковских
компаний страны, и удельный вес таких
кредитов неуклонно возрастает.
Внимание, с которым банки относятся
к выдаче кредитов своим клиентам,
объясняется в первую очередь
тем, что проценты по кредитам являются
одним из главных источников доходов
банковских компаний, составляя 47,2% прибылей
частных банков.
На сегодняшний день Япония обладает
одной из самых развитых в мире
систем «электронных банков» −
в стране насчитывается более 100 тыс. электронных
банковских аппаратов. Объясняется это
не только выдающимися успехами страны
в использовании достижений научно-технической
революции, но и такой отличительной финансовой
особенностью Японии, как очень высокая
интенсивность использования жителями
страны банковских счетов.
За последние годы наблюдается
процесс слияния банков в Японии,
который будет иметь далеко идущие
последствия как для финансовых рынков,
так и для корпоративной Японии в широком
плане. Банковские группы будут универсальными
финансовыми посредниками. Они будут предлагать
все виды услуг − от выпуска и торговли
корпоративными ценными бумагами до жилищного
кредита. У них будут огромные филиальные
сети. Большинство банков, управляющих
корпоративными пенсионными фондами,
вошли в состав главных банковских групп.
Объединяются дочерние брокерские и страховые
компании [8, 55 с].
Очень важно, что банки объединяются,
невзирая на принадлежность к исторически
различным финансовым группировкам. Начинается
объединение банковских кредитных портфелей.
В результате, например, холдинг «Мидзухо»
оказался головным банком для примерно
30% компаний, котирующихся на биржах, а
всего у него было около 170 тыс. корпоративных
клиентов. Но холдинг скорее всего не сможет
быть головным для всех и обслуживать
всех одинаково эффективно. Несомненно,
заявки многих корпоративных клиентов
будут отвергаться. Кроме того, объединившимся
банкам придется «сбрасывать» акции из
своих портфелей, так как разрешенный
Антимонопольным законом лимит в 5% акций
любой компании может быть превышен.
Торговые и промышленные компании,
впервые допущенные к банковскому
делу, создают новое поколение
розничных банков.
На основе анализа опыта ряда
стран с переходной экономикой, в
частности Польши, Чехии, Словакии 1990-годов
и Японии послевоенного периода
можно сделать вывод, что эти
страны столкнулись со схожими проблемами,
как и Республика Беларусь после
обретения независимости. Однако поступательная
и жесткая государственная политика на
первоначальном этапе реформ и определенная
либерализация банковского сектора и
привлечение иностранного капитала в
дальнейшем привели к поступательному
и эффективному развитию банковских систем
этих стран.
3 Особенности становления банковских
систем и роль банков в Республике Беларусь
Несмотря на непродолжительность
истории банковской системы РБ, на
ее протяжении уже можно выделить
ряд этапов.
Первый этап (до 1993-1994гг.) – этап бурного
экстенсивного роста. В это время ежегодно
создавалось 5-10, а то и более новых банков,
а их общее число к концу 1994 года достигло
48. Банки активно заполняли свободные
ниши рынка банковских услуг, потребности
в которых были весьма велики, в особенности
со стороны нового негосударственного
сектора экономики. Вместе с тем многие
из них обладали незначительным финансовым
и организационно-технологическим потенциалом,
имели крайне узкую базу клиентуры, ориентируясь
в некоторых случаях на обслуживание одного-двух
клиентов из числа акционеров. Высокая
номинальная прибыльность банковских
операций обеспечивалась в основном за
счет высокой инфляции и соответствующего
уровня номинальных процентных ставок
[9].
Такая политика не обеспечивала в
должной мере безопасность функционирования
банков, ориентацию на повышение фундаментальных
факторов эффективности работы банков.
Кроме того, этот начальный период развития
банковской системы РБ характеризовался
слабостью и неразвитостью нормативно-правовой
базы регулирования банковских операций,
систем контроля и надзора. Естественно,
что наступил второй этап (1995-1996 гг.), на
протяжении которого многие малые и даже
средние банки обанкротились, другие объединялись
между собой или были присоединены к более
крупным.
Примерно в 1997-1998 годах наступил
этап интенсивного роста банковской
системы. Продолжается процесс ликвидации
маломощных банков. Банки начали понимать,
что залогом успешного развития
является не ориентация на получение
сиюминутной прибыли, а освоение новых
банковских технологий и видов услуг,
в максимальной степени удовлетворяющих
потребности клиентов.
На современном этапе осуществляется
качественно совершенствование
технологического потенциала банковской
системы, освоение передовых
видов банковских услуг и на этой основе
наращивания масштабов операций банков.
Сегодня в республике сформировалось
ядро довольно крупных структурообразующих
банков, которые располагают 90 % банковских
ресурсов: Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк,
Белагропромбанк, Беларусбанк, Приорбанк
и Белинвестбанк. Эти банки обладают довольно
значительным финансовым потенциалом,
широкой сетью корреспондентских отношений,
активно осваивают прогрессивные виды
банковских операций и технологий.
Ныне банковская система Беларуси
включает 24 работающих банка, из которых
17 – с участием иностранного капитала.
Деятельность Национального банка
регламентируется Законом Республики
Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном
банке Республики Беларусь» и Уставом
Национального банка, утвержденным постановлением
Верховного Совета Республики Беларусь
от 13 февраля 1991 г. Положениями Закона
«О Национальном банке Республики Беларусь»
установлены цели и задачи деятельности
Центрального банка, определены его основные
функции, права, организационная структура
и компетенция органов управления. Этим
законом установлены случаи, при которых
Национальный банк вправе отказать в выдаче
разрешения на создание банка, определены
меры воздействия, применяемые Национальным
банком к банкам и их должностным лицам
за систематическое нарушение нормативов
и предписаний Национального банка, а
также за нарушение требований законодательства
Республики Беларусь. Устав НБ Республики
Беларусь определяет организационную
систему НБ, устанавливает состав и источники
формирования имущества НБ, порядок образования
доходов и состав расходов НБ, источники
формирования фондов, порядок использования
прибыли, порядок осуществления расходов
на содержание аппарата. Уставом НБ более
детально определены компетенция Председателя
Правления, порядок принятия решений Правлением.
НБ Республики Беларусь представляет
собой единую централизованную систему,
состоит из центрального аппарата и
подведомственных ему учреждений, предприятий
и организаций. Высшим органом руководства
является Правление НБ Республики
Беларусь. Исполнительным коллегиальным
органом является Совет директоров, возглавляемый
Председателем Правления Национального
банка. Председатель Правления руководит
всей деятельностью НБ и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных
на Национальный банк Республики Беларусь
функций.
На сегодняшний день развитие банковской
системы Республики Беларусь осуществляется
с учетом ее структурных особенностей:
экономика республики является индустриальной,
основу ее производственного комплекса
составляет промышленность; экономика
республики имеет ограниченную внутреннюю
сырьевую и топливно-энергетическую базу,
тесно связана торгово-экономическими
отношениями со многими странами, прежде
всего с Россией.
Отсюда вытекает стратегия развития
в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, в которой базовыми направлениями
являются: интегрирование денежной системы
и банковского сектора экономики Республики
Беларусь о Российской Федерацией, расширение
и углубление взаимодействия с другими
странами, международными финансовыми
организациями; проведение денежно-кредитной
политики, отвечающей динамичному социально-экономическому
развитию страны; уменьшение участия государства
в фондах банков; совершенствование налогообложения
банков; формирование нормативно-правовой
базы, соответствующей новым условиям
функционирования банков.
Важнейшими направлениями развития
структуры банковской системы в
ближайший период будут являться:
снижение удельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими
банками, и доведение уровня данного параметра
в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение
доли несистемообразующих банков;
уменьшение участия государства в банках;
развитие альтернативных банкам кредитных и других организаций – ссудосберегательных
ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ
взаимного кредитования, инвестиционных,
пенсионных, медицинских и иных структур;
организация банков с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур;
повышение самостоятельности банков в своем
стратегическом развитии и осуществлении
деятельности на основе принципа коммерческой
эффективности и ответственности за конечные
результаты.
К целям и направлениям развития банковской системы также относят:
укрепление устойчивости банков и системы в целом,
исключающее возможность возникновения
системного банковского кризиса;
повышение до международного конкурентного уровня качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и субъектов хозяйствования, их трансформации
в кредиты и инвестиции;
существенное повышение доверия к белорусской банковской системе со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения;
количественное увеличение (активы до 80-100% от ВВП, собственный капитал до 8-10%
от ВВП) и качественный рост (до международного
конкурентного уровня) операций белорусских
банков;
снижение доли госсектора в уставных фондах банков до уровня не выше 50%, повышение доли иностранных инвестиций в уставных фондах до уровня не менее 20% [11, 25
с].
Факторы, тормозящие развитие банковской
системы РБ:
проблема формирования правовой базы для создания ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов;
проблема оттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков;
адекватность общему состоянию экономики;
низкий совокупный капитал банковской системы;
ограниченный перечень используемых финансовых инструментов;
слабая защищенность от ряда банковских рисков;
слабое развитие современных банковских технологий;
высокий уровень налогообложения и сложность налогового законодательства.
НБ является центральным банком
РБ. НБ регулирует кредитные отношения
и денежное обращение, определяет порядок
расчетов, обладает исключительным правом
эмиссии денег и выполняет иные функции
[12].
Необходимо также преодолеть избыточное
государственное вмешательство
в ценообразование, развить имеющиеся
предпосылки развития фондового
рынка.
Следует осуществлять меры со стороны
государства, которые позволили
бы обеспечить переориентацию значительных
сумм валютных средств из обслуживания
мелкооптовой торговли в производственный
сектор. Для этого необходимо укрепить
финансовое состояние банков, резко повысить
их надежность и доверие к ним. В свою очередь
это предполагает отказ от любых попыток
давления на банки с целью направления
их ресурсов на высокорискованные и убыточные
проекты, вывод банковского надзора на
самые современные стандарты.
Определяющее воздействие на развитие
кредитных операций банков могут
оказать темпы и характер структурных
преобразований в экономике, меры по повышению
степени законодательной защиты прав
кредиторов, обеспечению высокого уровня
финансового состояния и структуры собственности
банков и предприятий, работающих в реальном
секторе экономики.
Росту спроса на кредиты банков со
стороны реального сектора экономики
может содействовать снижение процентных
ставок на финансовом рынке, обеспечение
стабильной динамики рубля.
Развитие кредитных отношений
должно сопровождаться адекватным контролем
за состоянием банковских рисков.
Банки обязаны отслеживать финансовое
состояние заемщиков, объективно оценивать
риск невыполнения ими своих обязательств
и стоимость внесенного залога, формировать
в необходимых объемах резервы на возможные
потери.