Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:40, реферат
Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
После этого начался второй
этап – этап реструктуризации
банковской системы. Второй
Для банковской системы Республики было характерно доминирование крупных государственных или бывших государственных банков, неэффективность деятельности которых была очевидна. Поэтому в целях оздоровления финансовой системы в 1996 году со Всемирным банком было согласовано финансирование программы структурной перестройки финансового сектора (ФИНСАК) в сумме 45 млн. долларов США, одной из направлений которой было ориентировано на реформирование банковской системы. Среди основных результатов реализации этого проекта можно отметить:
- совершенствование
- ликвидация двух крупных
неплатежеспособных
- создание регулятивной основы
и системы банковского
- разработка и внедрение новой
системы бухгалтерского учета,
соответствующей требованиям
- модернизация платежной
Третий этап – (1998-1999 годы). Характерной
особенностью этого периода стало
снижение устойчивости банковского
сектора. Это обусловлено рядом
причин, включая внешние факторы,
такие как влияния финансового
кризиса в России, который вызвал
экономический спад в Республике,
а также проблемы, накопленные
внутри банковской системы и связанные
с неэффективной кредитной
Коммерческие банки не проводили качественный мониторинг выданных кредитов, работа по возврату кредитов велась не достаточно эффективно, неадекватная система внутреннего контроля и некачественная работа службы внутреннего аудита стали основными причинами мошеннических операций и злоупотреблений со стороны руководства отдельных банков. Их действия в конечном итоге привели к банкротству банков («Меркюри» и «Максат»). В 2000 году к ним присоединился и АКБ «Бишкек». В этих банках сосредоточились значительные объемы вкладов наименее защищенных в социальном плане слоев населения. Поэтому, в целях защиты интересов вкладчиков были выделены кредиты банкам на проведение оздоровительных мер. В закрываемых банках была предусмотрена очередь НБКР в пользу вкладчиков – физических лиц.
В настоящее время Национальный банк Республики и Правительство республики принимают меры, которые призваны реструктуризировать банковскую систему, сделать ее надежной и эффективной. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики образована государственная комиссия по обеспечению структурной перестройки финансовой и банковской системы, план мероприятий реструктуризации, которые утверждены постановлением Правительства.
Кроме того, Национальным банком, совместно
с коммерческими банками, разработано
среднесрочное концепция
Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду крупных – это в основном коммерческие банки, созданные на базе трансформированных специализированных банков.
Некоторые изменения, произошедшие в банковском секторе за 1 год, можно проследить на основе принятой квалификации.
По количеству филиалов:
- крупные – более 20;
- средние – 10-20;
- мелкие – до 10;
- банки, не имеющие филиалов.
В республики имеется три крупных банка: АКБ «Кыргызстан» - 22 филиала, «Промстройбанк» - 24 филиала, РСК – 47 филиалов. На три банка приходится 73% всех филиалов банков в стране.
Средних банков, по данному критерию, в республике пока нет. Девять банков – мелкие, с количеством филиалов от 1 до 6. Остальные банки не имеют филиалов.1
По объему активов:
- крупные – свыше 200 млн. сомов;
- средние – 100 – 200 млн. сомов;
- мелкие – до 100 млн. сомов.
По объему активов в республике 6 крупных банков («Меркури», «Промстройбанк», «Максат», «Бишкек», «КРАМДСбанк», «РСК») На эти банки приходится 69% всех активов. Средних банков -3: «Курулушбанк», «Кыргызстан», «Демирбанк». Остальные банки являются мелкими. Банковской деятельности присущи различного рода риски, и капитал банка должен являться гарантом доверия клиентов к банку и быть мерой защиты от рисков. Предполагается также в качестве альтернативного выхода для банков, которые не смогут выполнить требования по увеличению размеров уставного капитала, пойти по пути слияния, то есть объединение капиталов, реорганизации банка в внебанковское финансовые учреждения с ограниченным кругом услуг, объединения в банковские группы и холдинги. По выводам представителя Европейской комиссии при Правительстве Великобритании Лесли Т. Джонса ожидается уже к 2010 году сокращение количества банков в Кыргызстане до семи, из которых три будут полностью иностранными.2
Суть банковского дела и
особенность функционирования
Роль Национального Банка в
развити рыночной экономики выражается
в денежном авансировании расширенного
воспроизводства посредством
В соответствии с законом от 29 июля 1997 г., способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики.
Выполнение этих задач осуществляется
на основе эмиссии денег, кредитования
коммерческих банков, продажи и покупки
иностранных валют и
Деятельность Национального
Создание потребительского общества
и его ориентация на развитие современного
образа жизни потребовали коренной
перестройки хозяйства
Важнейшей составной частью финансовой и денежно-кредитной политики правительства стало сокращение бюджетного дефицита, или превышения его расходов над доходами. Правительство, Министерство Финансов и Национальный Банк поставили задачу сократить размеры бюджетного дефицита.
Установление предельного
Наряду с этим осуществлялся
ряд мер по «неэмиссионому» покрытию
бюджетного дефицита. Центром этих
мероприятий стало расширение выпуска
облигаций государственных
Повышение роли государствнных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций.
Главным механизмов развития рыночной
экономики является свободная конкуренция,
на основе которой осуществляются меры
по содержанию темпов инфляции и роста
цен. Для активизации национального
предпринимательства
Изменение широких денег (денежная масса М2) за последние годы происходило под влиянием роста депозитной базы и денег вне банков. По состоянию на 1 января, широкие деньги увеличились за год. Рост денежной массы в определенной мере связан с более быстрым, чем предполагалось, увеличением спроса на деньги, что связано с тенденциями, сформировавшимися в экономике в первом полугодии, а также рост правительственных расходов во втором полугодии.
В реальном выражении широкие деньги в целом за отчетный год увеличились незначительно и это связано с резким сжатием денежной массы в конце в конце года.
Значение одного из наиболее важных элементов денежной массы – депозитов до востребования имело тенденцию к увеличению в мае – июле, при этом, опережая прирост показателя денежной массы М2. Вследствие сокращения относительных издержек хранения в виде вкладов в национальной валюте, в июне – июле наблюдался некоторый прирост срочных депозитов.
Другой компонент денежной массы – деньги вне банков имел тенденцию к увеличению. Начиная с июня и до конца октября, а затем деньги вне банков несколько снизились, составив на 1 января 2001 года 411,5 млн. сомов. Увеличение доли денег вне банков в денежной массе по сравнению с безналичными средствами, связано с предпочтением хозяйствующих субъектов, осуществлять расчеты в наличной форме.
Мультипликатор широких денег
М2 оставался на достаточно низком уровне
(1,18 в среднем за 2000 год), что обусловлено
небольшим объемом ликвидных
финансовых инструментов. На динамику
мультипликатора оказывали
Показатель денежного
За последний год объем
Использование Национальным банком инструментов
денежно-кредитной политики для
достижения целевых ориентиров в
значительной степени определялось
экономическими условиями и ситуацией
на финансовых рынках. При этом НБКР
использовал следующие
- операции на внутреннем
- учетная ставка;
- обязательные резервные
- механизмы кредитования.
Информация о работе Банковская система Республики Кыргызстан