Банковская система Республики Кыргызстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:40, реферат

Описание

Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 88.75 Кб (Скачать документ)

Выпуск кредитных денег –  специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию — денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных орудий обращения.

Предоставляемая клиенту ссуда  зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад  до востребования), при этом увеличиваются  долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке  наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При  наличии спроса на банковские кредиты  современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах.

Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Выполняя функцию мобилизации  временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости и потребительских товаров. В конечном счете с помощью банков сбережения

Эмиссионно-учредительская функция  осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам (в основном институциональным инвесторам), а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.

Одним из видов услуг является депозитные операции. Так  срочные вклады зачисляются  на депозитные счета на определенный срок, и по ним выплачиваются проценты. Владелец депозита получает депозитный сертификат, на котором обозначены вложенная сумма, ставка процента, срок погашения и другие условия договора. Процентные ставки зависят от размера и срока вклада. Срочные вклады не могут быть изъяты с помощью чеков. До наступления срока выплаты вкладчик может изъять вклад только после предварительного уведомления, предусмотренного договором. Иногда вклады могут изыматься без предварительного уведомления, но при этом, как правило, клиент теряет процент в форме штрафа за преждевременное изъятие.

Банки могут выпускать срочные  депозиты на любые суммы с любыми характеристиками. Например, в марте 1992г. Казахстанский национальный коммерческий банк предлагал сертификаты для  частных лиц достоинством не менее 10 тыс.руб., для предприятий — 50 тыс.руб. сроком от 3 месяцев до года с уровнем дохода до 30% годовых. Такие высокие ставки процента были вызваны значительным уровнем инфляции в Республике Казахстан и спросом на кредит.

В США, например, существуют два типа срочных вкладов: срочные депозиты малого размера (менее 100 тыс. долл.) и депозитные сертификаты крупного размера (100 тыс. долл. и выше). В январе 1985г. "Чейз Манхеттен Бэнк" в США предлагал вкладчикам следующие условия: по сертификатам с 6-месячным сроком погашения — 8,3%, с 12-месячным — 9%, 3-летним - 10%, и, наконец, 10,4% по 5-летним сертификатам. Все эти ставки относились к вкладам от 500 долл. и выше.

Большинство разновидностей сертификатов не подлежит передаче другому лицу, а следовательно, может быть превращено в наличные деньги только путем возврата в выпустивший их банк.

Депозитные сертификаты (ДС) крупного размера — это новый тип  сертификатов, получивших распространение  с 70-х годов. Они привлекают крупные  фирмы и банки, являются краткосрочными (выпускаются на срок не более года) и могут передаваться другому  лицу. Владелец такого сертификата  может продать его за наличные деньги до наступления срока погашения  на вторичном рынке. Эти сертификаты  покупают вкладчики, занимающиеся операциями с ценными бумагами.

Срочные вклады для банка, как правило, более привлекательны, так как в течение определенного срока позволяют ему хранить меньший резерв (т.е. обеспечивают ликвидность), чем по вкладам до востребования (которые могут изыматься в любое время).

Сберегательные депозиты — это  приносящие процент нечековые вклады, которые можно изымать немедленно. Существуют следующие типы депозитов: счета на сберегательной книжке (вкладчик для того, чтобы сделать вклад или изъятие, обязан предъявить книжку); счета с выпиской состояния сберегательного вклада (вкладчик имеет дело с банком через почту без применения сберегательных книжек); депозитные счета денежного рынка. Последние представляют новый тип сберегательных вкладов, по которым не используется сберегательная книжка для регистрации операций, а ставки процента корректируются еженедельно каждым банком самостоятельно в соответствии с изменениями рыночных условий.

Депозиты, охарактеризованные выше, являются главным источником банковских ресурсов. Структура вкладов в коммерческих банках изменяется в зависимости от конъюнктуры денежного рынка и государственного регулирования нормы процента по вкладам. Осуществляя пассивные операции, связанные с депозитами, менеджеры контролируют ситуацию, учитывая объемы издержек по разным категориям вкладов, возможные риски и предпринимают усилия для привлечения вкладов и оптимизации их структуры.

Другими источниками банковских ресурсов служат денежные фонды, которые банк привлекает самостоятельно с целью  обеспечения своей ликвидности. Увеличение спроса на банковские кредиты, повышение темпов инфляции, с одной стороны, и относительно медленный рост вкладов до востребования – с другой, обусловили необходимость привлечения банками дополнительных источников. Среди них — кредиты, полученные у других банков; ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе; займы на рынке евродолларов. Они получили название управляемых пассивов. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери, быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам (например, неожиданному оттоку депозитов, неожиданным заявкам на предоставление кредита).

Коммерческие банки могут получать кредиты путем приобретения резервных фондов центральных банков. Такие фонды представляют собой депозитные остатки, хранимые на счетах в центральных резервных банках. В результате неожиданного притока вкладов или сокращения ссуд у коммерческих банков могут образоваться избыточные резервы, не приносящие дохода, которые они предоставляют на короткое время в распоряжение других банков. Резервные фонды отличаются от других форм банковского кредита тем, что представляют собой средства, находящиеся на счетах в резервных банках: тратты, выписанные на эти счета, оплачиваются немедленно.

Получение займа у центрального резервного банка — традиционная пассивная операция коммерческих банков, связанных с оказанием им помощи центральным банком при временном недостатке резервов.

Особое значение в кредитных  отношениях между банком и предприятиями-заемщиками имеет ипотека с фиксированной  максимальной суммой обязательств. При неплатежеспособности клиента банк может возвратить предоставленный кредит, включая проценты и другие расходы по нему, но не более суммы, зафиксированной в ипотеке.

Если заемщику предоставляется  кредит с высокой степенью риска, то он должен иметь полное, 100%-ное  обеспечение.

Источники информации о кредитоспособности заемщика. Границы анализа и изучения кредитоспособности зависят от размера и срока ссуды, результатов прошлой деятельности предприятия, его взаимоотношений с банком в прошлом. Источниками информации при изучении кредитоспособности клиента являются; собеседование с заявителем на ссуду; собственная база данных; внешние источники; инспекция на месте; анализ финансовых отчетов.

В отечественной практике организации  кредитования такого высокоорганизованного  и качественного источника внешней  информации о кредитоспособности предприятий пока нет, поэтому одним из видов услуг могут стать предоставление информации о клиентах.

Однако при заинтересованности банка в подтверждении достоверности  отдельных моментов кредитоспособности подателя кредитной заявки банк может получить внешнюю информацию от других банков, куда ранее обращался заемщик, а также от его поставщиков, покупателей, конкурентов, налоговой инспекции.

Анализ финансовых отчетов потенциальных  заемщиков — один из наиболее важных источников информации о кредитоспособности, доступных коммерческому банку-кредитору. Особое внимание следует обратить на изучение предварительных финансовых отчетов и на прогнозы денежных потоков, которые могут свидетельствовать об ожидаемых финансовом состоянии, прибыли и потребности заемщика в дополнительно привлекаемых средствах.

Для оценки кредитоспособности заемщика на основе результатов анализа финансовых отчетов и показателей в мировой практике используется система коэффициентов.

Кредитный – договор – это письменное соглашение между коммерческим банком и заемщиком, по которому банк обязуется предоставить кредит на согласованную сумму в определенный срок и за установленную плату. Заемщик обязуется использовать и возвратить выданную банком ссуду, а также выполнить все условия договора.

Проанализируем получение доходов  от операций банка. Возьмем для примера  выдержку из баланса ЛАРИБА БАНКА  по итогам 2003 года.

 

ГЛАВА 3 Пути совершенствования банковских операций и услуг в Кыргызстане

3.1 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг

В последнее время учеными  и практиками обсуждаются перспективы  развития финансовых, в том числе  и банковских, услуг в России.

Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и  услуг обусловлены главным образом  следующими основными процессами:

- интенсивным развитием  современных информационных технологий, использование которых позволяет  учреждениям банков расширить  спектр одновременно предоставляемых  услуг, приблизить их к клиенту,  снизить затраты времени клиентов  и банковские операционные издержки;

- эволюционным развитием  финансового рынка, появлением  новых его сегментов и инструментов;

- повышением требований  клиентов к качеству банковского  обслуживания и усилением конкуренции  банков в отношении качественных  характеристик предоставляемых  услуг.

В связи с переходом  России к рыночной экономике, банков становится все больше, а проблема взаимоотношения и взаимодействия кредитных учреждений становится все  острее. Россия не имеет такого богатого опыта индустриально развитых стран  Запада, поэтому заимствует у них  их технологии, идеи и тд.

Главной особенностью развития банковской деятельности в РФ является то, что экономика нашей страны несравнима с экономиками других высокоразвитых стран, поэтому не все  «заимствования» становятся эффективными. Большую роль также играет менталитет народа, большинство которого, длительное время с недоверием и осторожностью  относилось к различным новшествам. Несмотря на все это, банковская деятельность в нашей стране развивается все  быстрее, спектр оказываемых услуг  становится все шире и население  постепенно адаптируется к новым  услугам.

Использование опыта иностранных  банков может быть полезно при  формировании российского рынка  производства, и сбыта банковских услуг по таким направлениям как  открытие и ведение банковских счетов, налаживание электронных расчётов и платежей, финансовое консультирование клиентов, страхование рисков, поиск  и нахождение наиболее благоприятного рынка сбыта банковских продуктов  и так далее.

Особое значение в условиях глобализации экономических отношений  приобретает расширение пространства рынка сбыта банковских услуг, что достигается путём определения сегментов банковского рынка. Сегментирование рынка означает разделение рынка на отдельные, конкретные части (сегменты). Сегмент рынка - группа потребителей со сходными потребностями и характеристиками [17, С. 59].

Сегментация банковского  рынка предполагает выявление в  общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных клиентов - целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые условия банков [17, С. 59].

у банков существуют свои способы, обеспечивающие продажу специфических  продуктов и услуг на рынке. Среди  них наиболее доступными можно считать:

- отслеживание «критических  точек» у потенциальных покупателей;

- поиск неудовлетворенных  потребностей у клиентов;

- правильный выбор типа  кредитной организации;

- разработка системы материальных  и моральных стимулов работников  банка в продаже наибольшего  количества услуг;

- организация наиболее  эффективных видов рекламы банковских  продуктов;

- выбор отрасли и тактики  работы банка на определенном  сегменте рынка и т.п.

Среди перечисленных способов, благоприятствующих ускорению реализации банковских продуктов, особое значение имеет отслеживание «критических точек», то есть периодов времени, когда у  клиента банка возникает особая потребность в услугах банка.

Информация о работе Банковская система Республики Кыргызстан