В
1758 г. был учрежден Медный Банк и две «Банковские
конторы вексельного производства между
городами», которые выдавали ссуды под
переводные векселя медной монетой с тем,
чтобы ¾ ссуды выплачивались заемщиками
серебряной монетой. Кроме того они брали
на себя перевод векселей от лиц, которые
отдавали им на хранение медную монету.
В основной капитал банковым конторам
ассигновано 2 млн. р. медной монетой. В
1769 году были учреждены Ассигнационные
Банки, имевшие целью заменить полноценную
ходячую монету бумажными деньгами (ассигнациями).
В
1786 г. был учрежден Государственный
Заемный Банк. В 1797 г. был учрежден
Вспомогательный Банк для дворянства.
В 1817 г. был основан Государственный
коммерческий банк вместо существовавших
учетных контор при Ассигнационных
Банках для содействия в кредите купечеству.
В 1842 г. были созданы государственные сберегательные
кассы в Петербурге и Москве. Таким образом,
преобладали государственные банки, частных
банков в 1857 году было всего 21 и их влияние
на торговлю и промышленность было ничтожно.
В
1860 г. Государственный коммерческий
банк был преобразован в Государственный банк
Российской империи.
Частные
банки стали играть большую роль
после отмены крепостного права. В 1864-72
годах было учреждено 33 акционерных коммерческих
банка и 11 акционерных земельных банков.
С
развитием промышленного производства
возникли операции по краткосрочному
кредитованию производственного цикла:
ссуды на пополнение оборотного капитала,
на создание запасов сырья и готовых изделий,
на выплату зарплаты и т. д. Сроки кредитов
постепенно удлинялись, часть банковских
ресурсов начала использоваться для вложений
в основной капитал, ценные бумаги и т.
д.
Таким
образом, термин «коммерческий» в названии
банка утратил первоначальный смысл. Сегодня
он обозначает «деловой» характер банка,
его ориентированность на обслуживание
всех видов хозяйственных агентов независимо
от их рода деятельности. .[23; С. 32]
- Сущность
и принципы организации банковской
системы России
Современная
банковская система России создана
в результате реформирования государственной
кредитной системы, сложившейся
в период централизованной плановой
экономики. Банки в РФ создаются
и действуют на основании Федерального
закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и
банковской деятельности» (в ред. от 03.03.08
№ 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных
организаций и банков, перечислены виды
банковских операций и сделок, установлен
порядок создания, ликвидации и регулирования
деятельности кредитных организаций и
т.п.
В
действующем законодательстве закреплены
основные принципы организации банковской
системы России, к числу которых
относятся следующие:
-
двухуровневая структура;
-
осуществление банковского регулирования
и надзора центральным банком;
-
универсальность деловых банков;
-
коммерческая направленность деятельности
банков. [14; С. 407]
Принцип
двухуровневой структуры построения
банковской системы России реализуется
путем четкого законодательного
разделения функций центрального банка
и всех остальных банков. Центральный
банк РФ как верхний уровень банковской
системы выполняет функции денежно-кредитного
регулирования, банковского надзора и
управления системой платежей и расчетов
в стране. Он может проводить банковские
операции, необходимые для выполнения
данных функций, только с российскими
и иностранными кредитными организациями,
а также с Правительством РФ, представительными
и исполнительными органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
государственными внебюджетными фондами,
воинскими частями. Банк России не имеет
права осуществлять банковские операции
с юридическими лицами, не являющимися
кредитными организациями, и с физическими
лицами (кроме военнослужащих и служащих
Банка России). Он не может прямо выходить
на банковский рынок, предоставлять кредиты
непосредственно предприятиям и организациям
и не должен участвовать в конкуренции
с коммерческими банками.
Коммерческие
банки и другие кредитные организации
образуют второй, нижний уровень банковской
системы. Они осуществляют посредничество
в расчетах, кредитовании и инвестировании,
но не принимают участия в разработке
и реализации денежно-кредитной политики,
а ориентируются в своей работе на установленные
Банком России параметры денежной массы,
ставок процента, темпов инфляции и т.п.
В процессе своего функционирования эти
банки должны выполнять нормативы и требования
Банка России по уровню капитала, созданию
резервов и др. [5; 89]
Принцип
осуществления банковского регулирования
и надзора центральным банком
находит свое отражение в том, что в РФ
органом банковского регулирования и
надзора является Центральный банк РФ.
Наряду с Банком России регулирование
деятельности банков как юридических
лиц осуществляют и другие государственные
органы. Так, взаимодействие банков на
рынке банковских услуг, развитие конкуренции
между ними является объектом регулирования
со стороны Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется
и контролируется Федеральной комиссией
по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки
как налогоплательщики попадают под регулирующее
воздействие Министерства финансов РФ
и Министерства РФ по налогам и сборам,
а как агенты валютного контроля они взаимодействуют
с Государственным таможенным комитетом
РФ и Министерством внешнеэкономических
связей РФ. Однако все эти ведомства в
большинстве своем не устанавливают для
банков особых норм и требований, а регулируют
их деятельность в общем порядке так же,
как и любых других юридических лиц. Регулирующее
воздействие Банка России носит особый
характер, распространяется только на
банки, что связано с их исключительной
ролью в экономике и необходимостью обеспечения
устойчивой работы для функционирования
платежной системы, а также сохранности
сбережений и денежных резервов. [16; С.
356]
Принцип
универсальности российских банков
означает, что все действующие
на территории РФ банки обладают универсальными
функциональными возможностями, иными
словами, имеют право осуществлять
все предусмотренные законодательством
и банковскими лицензиями операции - краткосрочные
коммерческие и долгосрочные инвестиционные.
В законодательстве не отражена специализация
банков по видам их операций.
Универсальный
статус банков позволяет снижать
риски за счет диверсификации услуг,
обеспечивает комплексное обслуживание
предприятий, максимальный учет специфики
каждой группы клиентов при разработке
новых банковских продуктов. Вместе с
тем универсальный статус банков таит
в себе опасность в виде консервации неэффективной
структуры банковских продуктов, поскольку
создает возможность компенсировать низкую
рентабельность одних услуг высокой доходностью
других. Выполнение одним банком коммерческих
и инвестиционных услуг обостряет так
называемый «конфликт интересов» между
ним и клиентами, что повышает значение
систем внутреннего контроля в таких банках.
Однако в настоящее время признано, что
универсальный статус банков отвечает
базовым потребностям российской экономики
и обеспечивает благоприятные условия
для развития банковской системы, адекватной
потребностям экономического роста. [7;
С. 37]
Принцип
коммерческой направленности банков второго
уровня выражается в том, что согласно
законодательству основной целью деятельности
банков и кредитных организаций
в РФ является получение прибыли. В
РФ Закон «О банках и банковской деятельности»
допускает создание кредитных организаций
и банков только как коммерческих организаций,
работающих исключительно ради получения
прибыли.
Современная
банковская система России включает
в себя Банк России, кредитные организации,
филиалы и представительства иностранных
банков. Таким образом, отечественная
банковская система построена по двухуровневому
принципу (см. приложение 2). [16; С. 368]
Следует
еще раз обратить внимание на то,
что законодательство узко трактует
понятие кредитной организации, понимая
под ней юридическое лицо, которое для
извлечения прибыли как основной цели
своей деятельности на основании специального
разрешения (лицензии) Центрального Банка
РФ имеет право осуществлять банковские
операции, предусмотренные законодательством.
Все кредитные организации, имеющие лицензию
Банка России, включаются в состав банковской
системы РФ. При этом по Закону «О банках
и банковской деятельности» в РФ возможно
создание кредитных организаций двух
видов: банки и небанковские кредитные
организации. В свою очередь последние
могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные
и небанковские кредитные организации
инкассации.
Таким
образом, в настоящее время в
РФ существуют две группы кредитных
организаций: входящие в банковскую
систему, которые, исходя из содержания
их деятельности, можно назвать банками
с ограниченным кругом операций, и не включенные
в состав банковской системы (кредитные
кооперативы, кредитные союзы, ломбарды,
факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.).
Вторую группу кредитных организаций
иногда называют парабанковскими.
- Основные
цели деятельности, функции и операции
Банка России
Центральные
банки являются главным звеном денежно-кредитных
систем практически всех стран, имеющих
банковские системы.
Особые
место и роль центрального банка
в финансовой системе современного
государства определяются уровнем
и характером развития рыночных отношений,
при этом он всегда является органом
регулирования, сочетающим черты банка
и государственного ведомства.
Центральный
банк - прежде всего посредник между
государством и остальной экономикой
через банки. В качестве такого учреждения
он призван регулировать денежные и
кредитные потоки с помощью инструментов,
которые закреплены за ним в законодательном
порядке. [9; С. 23]
Статус,
задачи, функции, полномочия и принципы
организации и деятельности Банка
России определяются Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»
и другими федеральными законами.
Основными
целями деятельности Банка России являются:
-
защита и обеспечение устойчивости
рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам;
-
развитие и укрепление банковской
системы Российской Федерации;
-
обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов. [15;
С. 654]
Получение
прибыли не является целью деятельности
Банка России.
Банк
России выполняет следующие функции:
[1; С. 2]
1)
во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает
и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику;
2)
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
2.1)
утверждает графическое обозначение
рубля в виде знака;
(п.2.1
введен Федеральным законом от 12.06.2006 №
85-ФЗ)
3)
является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования;
4)
устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
5)
устанавливает правила проведения
банковских операций;
6)
осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации,
если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения
расчетов по поручению уполномоченных
органов исполнительной власти
и государственных внебюджетных фондов,
на которые возлагаются организация исполнения
и исполнение бюджетов;
7)
осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка
России;
8)
принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций,
приостанавливает их действие и отзывает
их;
9)
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских
групп (далее - банковский надзор);
10)
регистрирует эмиссию ценных бумаг
кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
11)
осуществляет самостоятельно или
по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских
операций и иных сделок, необходимых
для выполнения функций Банка
России;
12)
организует и осуществляет валютное регулирование
и валютный контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
13)
определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а
также с юридическими и физическими
лицами;
14)
устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы Российской Федерации;
15)
устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по
отношению к рублю;