Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.ПОНЯТИЕ БАНКАБ ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
6
2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫБАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
13
3.ТИПЫ И ВИДЫ БАНКОВ
22
4.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
50
Банки специального назначения выполняют основные операции по; указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.
Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности [3].
Актуальность в условиях
перехода к рынку приобретают
перспективы развития банковской системы,
в том числе российских банков
и других кредитных институтов. Разработка
таких перспектив возможна лишь на
основе изучения функционирования российских,
а также зарубежных банков. В настоящее
время в России на страницах экономической
печати, в дискуссиях на научных
и практических конференциях широко
обсуждаются возможности
Исторический опыт свидетельствует,
что та или иная структура банковской
системы зависит от конкретных общественно-экономических
условий. На практике используются различные
модели построения банковских систем
при главенствующей роли центрального
банка. Тем не менее, можно выделить
следующие особенности
Во-первых, уникальность систем,
обусловленная национальными
Количественная характеристика
элементов банковской системы - вопрос
не формальный для любой страны.
В России, например, до проведения банковской
реформы конца 80-х - начала 90-х гг.
насчитывалось всего три
Во-вторых, различия в понимании
банка как основного элемента
банковских систем. В мировой банковской
практике конкуренция между банками
и небанковскими кредитными учреждениями,
а также среди последних
В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные операции, используют закладные; строительные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной торговли выпускают кредитные и дисконтные карточки; банки приобретают биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небанковским кредитным институтам предоставлены те же юридические права, что и банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют определенные ограничения в деятельности;
В-третьих, положение банков
на рынке ценных бумаг. Исторические,
национальные особенности построения
банковских систем проявляются также
в том, что в отдельных странах
(в Германии, Франции, Австрии, Венгрии,
Италии, других европейских странах)
не существует четкого разграничения
между коммерческими и
В Германии, например, банки
исторически, сочетают краткосрочные
депозитно-ссудные и
В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время как коммерческим банкам запрещено выполнять операции на фондовом рынке с корпоративными ценными бумагами.
Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.
В Великобритании, в
отличие от стран
В-четвертых, система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах:
• страны, в которых контроль (надзор) осуществляется центральным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;
• страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;
• страны, в которых контроль
производится центральным банком совместно
с другими органами, - Швейцария (Центральным
банком совместно с Федеральной
банковской комиссией и Швейцарской
банковской ассоциацией); Франция (Банком
Франции совместно с Банковской
комиссией); Германия (Бундесбанком совместно
с Федеральной службой
Наибольший интерес
• национальные банки;
• банки штатов - члены ФРС;
• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Национальные банки
Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к компетенции властей штатов. В одних штатах (в 15) запрещено открывать отделения или филиалы (Техас, Иллинойс и др.); в других - разрешается делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Каролина). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем же географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная контора банка. Иногда допускается открытие отделения в соседних округах.
Подобной практики нет не только в других странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле.
Итак, банковский надзор объективно необходим, следовательно, нужны и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Органы могут быть разными по статусу, но среди них почти всегда есть государственные. Система регулирующих (надзирающих) органов в той или иной стране всегда отражает особенности политического и социально-экономического развития данной страны, ее традиции, задачи, решаемые ею на том или ином историческом этапе. Вместе с тем рассмотрение практики построения системы регулирования банковской деятельности в отдельных странах в историческом аспекте показывает, что эти процессы в разных странах все же имеют больше общего, нежели различий;
В-пятых, уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.
Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:
• в стране еще нет центрального банка;
• в стране есть только центральный банк;
• центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.
Первый случай соответствует
ранним этапам развития банковского
дела, когда банки (и другие кредитные
организации) без какой-либо координации
их деятельности могли выполнять
любые принятые в то время операции,
вплоть до эмиссии своих денежных
знаков. В настоящее время
Примером второго случая может служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы). Подобная банковская система была по своей сути реализацией на практике идеи В. И. Ленина о создании единого банка с отделениями по всей стране.
Третий случай также апробирован
в Советском Союзе. Госбанк СССР
был универсальным банком, выполнявшим
функции центрального банка и
обслуживающим клиентуру. С 20-х гг.
вплоть до принятия в 1987 г. Постановления
ЦК КПСС и Совета Министров СССР
№ 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной
и кредитной функциями