Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.ПОНЯТИЕ БАНКАБ ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
6
2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫБАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
13
3.ТИПЫ И ВИДЫ БАНКОВ
22
4.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
50
При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. «Капиталотворческая» функция таким образом могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование «мнимых» вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капиталотворчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы.
В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.
Однако нередко на страницах
экономической литературы встречаются
упоминания о трехуровневых (и более)
системах. Такой подход предполагает
включение в банковские (кредитные)
системы также кредитных
Рассмотрим организационно-
Центральные эмиссионные
банки создавались двумя
Рассмотрим более подробно происхождение и особенности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.
Банк Англии является одним
из старейших банков мира, он был
создан в 1694 г. как первый акционерный
коммерческий банк. В условиях острой
потребности государства в
В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.
После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля за банками.
Высший орган банка - Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.
Первая попытка основать центральный банк - Банк Северной Америки - была предпринята в 1781 г., но этот банк просуществовал всего несколько лет. В 1791 г. был создан Первый банк, организованный по образцу Банка Англии, который получил полномочия на 20 лет, по истечении их он прекратил свое существование. В 1816 г. был создан Второй банк, также с концессией на 20 лет. Затем наступил период так называемого банковского анархизма, который продолжался до конца Гражданской войны 1861 - 1865 гг.
Конец банковской анархии положил Национальный банковский акт 1863 г., который предоставил право банкнотной эмиссии национальным банкам, т.е. банкам, подчиненным федеральному законодательству. Эмиссия штатных банков, т.е. подчиненных законодательству отдельных штатов, законом 1865 г. была обложена налогом в 10%, что фактически означало ее запрещение.
Особенностью системы банкнотной эмиссии с 1863 до 1913 гг. являлось обязательное обеспечение банкнот облигациями государственных займов.
Федеральным резервным актом от 23 декабря 1913 г. была создана новая система эмиссионных банков - Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты - федеральные резервные билеты - обеспечивались на 40% золотом и на 60% векселями на срок до трех месяцев.
В организационной структуре ФРС можно выделить следующие органы управления системой:
- Совет управляющих ФРС
- высший административный орган,
- Федеральный комитет
по операциям на открытом
- Федеральный консультативный
совет, который состоит из 12 членов,
назначаемых федеральными
- 12 Федеральных резервных банков в 12 округах: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Кливленд, Ричмонд, Атланта, Чикаго, Сент-Луис, Миннеаполис, Канзас-Сити, Даллас и Сан-Франциско;
- 5,8 тыс. банков - членов
ФРС, на долю которых
3. ФРГ
В Германии к началу 70-х гг. XIX в. в результате политического объединения сложилась единая денежно-кредитная система. В марте 1875 г. был создан центральный эмиссионный банк - Рейхсбанк, который получил монопольное право на эмиссию банкнот, хотя до 1935 г. еще существовали частные эмиссионные банки.
До 1924 г. руководство Рейхсбанком осуществлялось рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В 1924 г. был принят новый банковский закон, объявивший Рейхсбанк не зависимым от правительства. Кроме того, был установлен контроль стран-победительниц над Рейхсбанком через созданный при нем Генеральный Совет. Совет наполовину состоял из иностранных представителей, была введена также специальная должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот Рейхсбанка.
С приходом к власти фашистов в 1933 г. Генеральный Совет был упразднен, а в 1934 г. принят Закон о кредитной системе, который предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе.
В 1939 г. был издан Закон о Рейхсбанке, который полностью подчинил его фюреру и рейхсканцлеру. Перед Рейхсбанком была поставлена задача - мобилизация всех финансовых ресурсов для подготовки к войне. Во время Второй мировой войны Рейхсбанк представлял собой также центр финансового ограбления оккупированных и зависимых стран.
После окончания войны в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, а в западной части Германии на базе отделений Рейхсбанка в каждой земле был создан центральный банк по типу федеральных резервных банков США.
В феврале 1948 г. был создан Банк немецких земель, слиянием которого с центральными банками земель в соответствии с Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. образовался центральный банк ФРГ - Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).
Руководящие органы Бундесбанка:
- Совет центрального банка
- высший орган, определяет
- Директорат - высший
исполнительный орган,
- центральные банки земель
- управления Бундесбанка на
4. Франция
Первым центральным банком, учрежденным в 1716 г. во Франции шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк "пошел с молотка".
В начале XIX столетия была предпринята
новая попытка создать
После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.
Банк контролируется казначейством и министерством финансов.
Центральный банк Японии был создан в 1882 г. на срок 30 лет, после чего срок был продлен еще на 30 лет, а с 1979 г. центральный банк получил бессрочный статус. Банк Японии получил монопольное право на эмиссию банкнот, так как функционирующие ранее "национальные банки" прекратили свое существование.
С 1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на серебряные монеты, а в 1897 г. Япония установила систему золотого монометаллизма, что способствовало развитию внешней торговли страны.
В 1917 г. Япония прекратила обратимость банкнот в золото, которая затем была восстановлена в 1930—1931 гг. В период обострения мирового экономического кризиса золотой стандарт в Японии был окончательно отменен.
Деятельность Банка Японии определена законом 1942 г., который в 1979 г. был несколько модернизирован.
Основной капитал Банка Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45% - частным акционерам (финансовым институтам, страховым компаниям и частным лицам).
Возглавляет Банк Японии Политический совет, в который входят семь членов: управляющий, министр финансов, представитель планово-экономического управления и четыре представителя крупнейших банков, промышленных и торговых концернов.
Последние назначаются правительством на срок до четырех лет. Председателем Политического совета является управляющий Банка. Закон обязывает Политический совет тесно взаимодействовать с министерством финансов и консультироваться в соответствующей комиссии министерства финансов по определенным вопросам.
Оперативную работу Банка Японии направляет специальный исполнительный орган, в который входят управляющий, заместитель управляющего, три директора и три советника.
Банк Японии, штаб-квартира которого находится в Токио, имеет филиалы и отделения в стране, а также представительства в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне и Гонконге.
Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:
- государственные, капитал
которых принадлежит
- акционерные: в США
100% капитала федеральных
- смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% - частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% - частных лиц).
Доля собственности
Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам-членам ФРС, а в ФРГ - государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.