Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 11:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в банке, стратегии обеспечения конкурентного преимущества, а также рассмотрение основных банковских стратегий.
Актуальность данной темы заключается в том, что стратегическое планирование является средством эффективной реализации поставленных банком целей и задач, вследствие чего повышается его конкурентоспособность, что в свою очередь способствует укреплению позиций банка на рынке банковских услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Цели и задачи стратегического планирования. Основные этапы ……………………………………………………….5
1.1.Ситуационный анализ……………………………………...........……….7
1.2.Определение миссии и стратегических целей банка…………………..9
2.виды банковских стратегий……………………………………14
2.1.Разработка маркетинговой стратегии банка……………………………14
2.2.Разработка управления рисками банка…………………………………15
2.3.Разработка стратегии управления персоналом банка…………………16
3.Банковская стратегия обеспечения конкурентного преимущества………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Цели и задачи стратегического планирования. Основные этапы ……………………………………………………….5
1.1.Ситуационный
анализ……………………………………..........
1.2.Определение миссии и стратегических целей банка…………………..9
2.виды банковских стратегий……………………………………14
2.1.Разработка
маркетинговой стратегии банка…
2.2.Разработка
управления рисками банка………………
2.3.Разработка
стратегии управления
3.Банковская
стратегия обеспечения
конкурентного преимущества………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Схема
информационных потоков,
2. Десять
наиболее важных критериев оценки банка
корпоративными клиентами………………………………………………………
3. Десять
наиболее важных критериев
Введение
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских банков, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными банками.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в банке, стратегии обеспечения конкурентного преимущества, а также рассмотрение основных банковских стратегий.
Актуальность данной темы заключается в том, что стратегическое планирование является средством эффективной реализации поставленных банком целей и задач, вследствие чего повышается его конкурентоспособность, что в свою очередь способствует укреплению позиций банка на рынке банковских услуг.
Данная работа состоит из трех разделов: первый раздел посвящен целям и задачам стратегического планирования, в свою очередь этот раздел включает в себя два подраздела, в которых были рассмотрены: ситуационный анализ и определение миссии и стратегических целей банка. Второй раздел посвящен видам банковских стратегий, он включает в себя три подраздела, здесь были рассмотрены: разработка маркетинговой стратегии банка, разработка управления рисками банка, разработка стратегии управления персоналом банка. В третьем – говориться о банковской стратегии обеспечения конкурентного преимущества.
При
написании данной работы использовались
учебные пособия и периодические издания.
1.
Цели и задачи
стратегического
планирования
Стратегия банка - это концептуальная основа его деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая банк от его конкурентов в глазах его клиентов и служащих [5;с.184].
Стратегия банка служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих рынков, продуктов, организационной структуры, прибыльности и профиля рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности. Она является основой всей системы банковского менеджмента [1;с.84]
Отправным моментом и основой разработки банковской стратегии служит анализ конкуренции, включающий выявление тенденций развития рынков, на которых действует данный субъект экономических отношений, определение его позиции на этих рынках по сравнению с конкурентами, выявление его слабых и сильных сторон, а также его потенциальных возможностей. Учитывая результаты такого анализа, а также свои целевые установки, руководство разрабатывает стратегию банка в отношении наиболее предпочтительных сфер деятельности банка, ассортимента и цен на банковские продукты и услуги, допустимого уровня рисков и способов защиты от них. Приоритетные цели и задачи, определяемые стратегией, конкретизируются при разработке тактики, представляющей собой совокупность методов и средств достижения стратегических целей.
Стратегическое планирование можно определить как процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга, управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала), обеспечивающих достижение ее целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации.
Цель стратегического управления, - разработка, внедрение и развитие таких новых направлений банковской деятельности и банковских продуктов, которые обеспечивали бы рост доли завоеванного рынка, доходов банка и, как следствие, увеличение рыночной стоимости кредитной организации.
Разработка стратегии проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка, что позволяет условно разграничить эти два процесса, хотя они очень тесно связаны между собой. Стратегия формулируется, как правило, на длительный срок (5-10), горизонт бизнес-плана более ограничен и составляет 1-5лет [3;с.87] .
Однако следует заметить, что процесс планирования нельзя рассматривать как простую последовательность действий: для того чтобы план можно было адаптировать к постоянно меняющимся и не всегда поддающимся прогнозу условиям рынка, управленческий персонал банка должен постоянно возвращаться к тому или иному его этапу и осуществлять в случае необходимости коррекцию плановых задач, показателей и мероприятий.
Кардинальность данных изменений зависит, прежде всего, от того, насколько существенны перемены во внешних условиях (политической и рыночной ситуации), а также от внутренних перемен (например, появление новых крупных акционеров или клиентов). Нестабильность российской экономики на современном этапе требует очень большой гибкости и приспособляемости планов развития банка ко всем возможным переменам и сменам экономического курса страны. Поэтому соблюдение принципа альтернативности планирования существенно влияет на эффективность процесса стратегического планирования.
Причем речь идет не только о вариантах плана, учитывающих количественные различия в исходных параметрах (например, тот или иной темп инфляции), а о разработке качественно отличных сценариев, предусматривающих появление принципиально иного экономического пространства с новыми «правилами игры» и новыми принципами государственного регулирования банковской системы. Все это, однако, не опровергает тезиса о необходимости стратегического управления банком и стратегического планирования: банк, заранее не продумавший сценарии поведения в тои или иной кризисной ситуации и не определивший конкретные мероприятия и обязанности должностных лиц в новых условиях, просто не успеет адаптироваться к ним и обречен на существенные потери вплоть до банкротства.
Подчеркивая
необходимость постоянного
1.1.Ситуационный
анализ
Первым этапом и базой любого планового процесса является ситуационный анализ. Без четкого понимания исходных условий, в которых начинается процесс планирования, он превращается в «возведение воздушных замков». Ситуационный анализ должен обязательно коснуться, с одной стороны, вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой стороны, дать характеристику внутреннего потенциала организации (внутренний анализ) для того, чтобы разрабатываемые стратегии базировались на реально существующих потребностях рынков и клиентов банка и его финансовых возможностях.
Данный
анализ будет давать наиболее полное
представление об исходных условиях
развития банка, если его основой
будет систематический
В процессе внешнего анализа последовательно проводятся:
• изучение социально-экономических, демографических, политических, законодательных, технологических характеристик развития общества, определение вероятных сценариев изменения экономической ситуации и прогнозирование динамики характеризующих ее внешних факторов;
• сегментация рынка банковских услуг, анализ основных тенденций спроса и предложения на выделенных сегментах;
• оценка текущей конкурентной позиции банка на выделенных сегментах рынка.
После анализа возможных сценариев развития экономической ситуации происходит отбор ключевых факторов, Т.е. тех внешних факторов, которые могут существенно повлиять на показатели и результаты деятельности банка (например, на изменение объема привлеченных ресурсов, доходность его операций и т.д.). Далее эти факторы будут использоваться при проведении анализа сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей банка. Ключевые факторы необходимо объединить в группы и оставить только самые значимые из них. Можно выделить следующие группы ключевых факторов: макроэкономические показатели, законодательные и нормативные акты, политические тенденции; региональные экономические условия и т.д.
При проведении внутреннего анализа оцениваются:
• финансовое состояние банка;
• качественные и количественные характеристики предоставляемых услуг и предлагаемых продуктов и их сравнение с аналогичными услугами и продуктами конкурентов;
существующая
клиентская база банка и
• достаточность уровня квалификации банковского персонала.
Основные
выводы, сделанные в ходе проведения
внутреннего анализа, необходимо отразить
в списке сильных и слабых сторон
банка для дальнейшего их использования
в ходе SWOT –анализа, являющегося
заключительным этапом ситуационного
анализа. Его целью является определение
сильных и слабых сторон, опасностей и
возможностей, которые будут наиболее
сильно влиять на деятельность банка в
плановом периоде. Для проведения такого
анализа обычно строится матрица SWOT. Данная
матрица позволяет проследить не только
качественнoe, но и количественное влияние
сильных и слабых сторон банка на открывающиеся
рыночные возможности и имеющиеся опасности
1.2.Определение
миссии и стратегических
целей банка
Второй этап стратегического планирования предполагает определение генеральной задачи (миссии банка). Миссия банка – это четко сформулированная учредителями причина его существования. Этап ее определения, по сути, должен предшествовать началу деятельности кредитной организации: учредители при ее создании должны четко представлять как преследуемые ими цели в области завоевания рынка, так и методы управления банком (ресурсами, персоналом), которые позволят их реализовать [2;120]. Однако из-за изменений рыночных условий и состава учредителей формулировка генеральной задачи банка может меняться, поэтому уточнение миссии происходит на каждом новом этапе стратегического планирования. Определение миссии происходит, как правило, на уровне Совета директоров.
Информация о работе Банковская стратегия обеспечения конкурентного преимущества