Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа
Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.
г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) — продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
д) DDP (Delivered Duty Paid ...../named place ofdishuation) —продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.
Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Лизинговый и факторинговый риски
Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.
Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.
Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.
В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.
Клиринг — это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой производится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клиринга выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкретных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от своего банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импортера, дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соответствующему банку, связанному с импортером./
Бартерные сделки — это форма компенсации, когда товар оплачивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть межфирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.
Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связаны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-листах.
Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых специализированная компания кредитует продавца при проведении им отгрузки товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность клиента и взыскивая ее самостоятельно.
Риски, связанные со спецификой клиента банка
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Рассмотрим один из способов классификации клиентов банка, с помощью которой может быть снижен уровень всех видов банковского риска.
Виды клиентов банка в зависимости от принадлежности к различным отраслям (отраслевой риск)
Согласно теории рисков основным признаком принадлежности предприятия к той или иной отрасли является назначение выпускаемой продукции. Различают предприятия первичной сферы, к которой относятся сельскохозяйственные предприятия; предприятия вторичной сферы (промышленные), которые, со своей стороны, могут быть добывающими и перерабатывающими, и, наконец, предприятия третичной сферы, предоставляющие разного рода услуги (банки, страховые, аудиторские, консультационные компании и пр.) и осуществляющие свою деятельность в сфере сбыта (оптового или розничного).
Факторы, оказывающие влияние на уровень отраслевого риска, могут быть сгруппированы следующим образом:
деятельность альтернативных отраслей за определенный период времени;
внутриотраслевая конкуренция, которая может быть ценовой и неценовой и зависит от сложности вхождения новых производителей в отрасль, наличия или отсутствия товаров-заменителей, рыночной силы покупателей (потребителей), рейтинга поставщиков и посредников, авторитета благожелательных контактных аудиторий.
Одним из основных способов измерения уровня отраслевого риска является получение Р-коэффициента отрасли (бета-коэффициента)`.
Этот коэффициент определяет уровень колебаний или отклонений результатов деятельности конкретной отрасли по отношению к результатам деятельности всей экономики рынка страны. Очевидно, что для анализа уровня отраслевого риска необходима достаточно обширная база данных макроэкономических показателей за достаточно длительный период времени.
Отрасль с показателем коэффициента выше единицы имеет более высокий уровень риска, чем отрасль с коэффициентом ниже единицы. Обычно этот анализ проводится с помощью регрессионных моделей или методов факторного анализа.
Кроме того, уровень отраслевого риска достаточно динамичен и необходимо проводить анализ его уровня не только в статике, но и в динамике.
Уровень риска банков в зависимости от размера клиента
В зависимости от размеров предприятия клиенты классифицируются в три группы — мелкие, средние и крупные.
Мелкие и средние заемщики более гибкие, быстрее могут отреагировать на потребности рынка, клиента. Их структура более легкая, что дает им возможность быстрее менять направления своей деловой активности, получать высокую прибыль. В последнее время в США, например, государство дает субсидии и возможность средним предприятиям заниматься активными научными исследованиями, новыми направлениями и пр. Получение результатов происходит быстрее.
Но мелкие и средние предприятия обычно имеют небольшой собственный капитал, что приводит к банкротству в условиях жесткой конкуренции, каких-то непредвиденных изменений политического и экономического характера (риск форс-мажорных обстоятельств). Часто они имеют небольшое количество клиентов, контролируют небольшие рыночные окна, ниши и/или сегменты.
Поэтому количество банкротств выше для мелких и средних предприятий. Согласно статистическому анализу американских экономистов обычно около 50% вновь созданных мелких и средних предприятий разоряются в течение первых двух лет, и, как правило, не больше 10% из них продолжают существовать 7 лет после своего создания`.
Крупные предприятия, наоборот, более инертны. Они не реагируют быстро на изменения в потребностях рынка и конкретного потребителя. Они не часто меняют направление своей деловой активности, но они имеют весомый собственный капитал и могут "пережить" некоторые неблагоприятные экономические ситуации. Они имеют возможность осуществлять все виды гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, тратить большие средства на разного рода рекламу. Иными словами, они почти всегда обеспечивают среднюю прибыль и рентабельность. Такие предприятия имеют возможность создавать дочерние фирмы, филиалы, расширять свой рынок, превратить его в международный.
2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РИСКОВ
Что скрывается за этими словами? Способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью минимизации потерь. В случае банка мы имеем способы воздействия банка на возможные банковские риски с целью минимизации потерь от их осуществления.
Очень важной составной частью выработки стратегии риска является разработка мероприятий по снижению или предупреждению выявленного риска. Вообще, для описания действий, направленных на минимизацию финансового риска, применяется термин хеджирование.
Именно в выработке основных подходов к оценке риска, определении допустимого его уровня и разработке соответствующей стратегии и состоит главная задача управления риском или риск менеджмента.
Для учета факторов неопределенности и риска при оценке целесообразности проведения какого-либо рискового мероприятия или в процессе его реализации используется вся имеющаяся информация и на ее основе рассматриваются возможные способы управления рисками.
Методы управления риском делятся на аналитические и практические методы.
Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии управления рисками до начала реализации проекта. Главная задача аналитических методов управления риском состоит в определении рисковых ситуаций и разработке мер, направленных на снижение негативных последствий их возникновения. К числу задач аналитических методов управления риском относят также профилактику рисковых ситуаций.
Практические методы управления риском призваны снизить негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. В то же время практические методы управления риском являются основой для создания информационной базы управления рисками и последующим развитием аналитических методов.
Выделяют следующие методы управления риском:
а) избежание (уклонение) риска;
б) ограничение риска;
в) снижение риска;
г) трансферт (передача) риска, в том числе страхование;
д) принятие риска.
В рамках этих методов применяются различные стратегические решения направленные на минимизацию негативных последствий принимаемых решений:
избежание риска;
удержание (ограничение) риска;
самострахование;
распределение рисков;
диверсификация;
лимитирование;
хеджирование;
страхование;
сострахование;
двойное страхование; перестрахование
2.1 Общие методы регулирования банковских рисков
1. Избежание риска
Разработка стратегических и тактических решений, исключающих возникновение рисковых ситуаций, или отказ от реализации проекта.
2. Удержание (ограничение) риска.
Разграничение системы прав, полномочий и ответственности таким образом, чтобы последствия рисковых ситуаций не влияли на реализацию проекта. Например, включение в договор поставки оборудования условий перехода прав собственности на поставляемый груз при его получении заказчиком.
3. Самострахование.
Создание резервов, компенсирующих последствия рисковых ситуаций. Самострахование выступает в денежной и натурально-вещественной формах, когда самостраховщик формирует и использует денежный страховой фонд и (или) резервы сырья, материалов, запасных частей и т.д. при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчиками платежей за поставленную продукцию и др. Порядок использования средств страхового фонда в условиях самострахования предусматривается в уставе хозяйствующего субъекта. Рыночная экономика значительно расширяет границы самострахования, трансформируя его в фонд риска.
Самострахование, однако, противоречит экономической сущности страхования и не может в полной мере подменить страхование, что проявляется особенно в случаях наступления крупных убытков, ущерб от которых может значительно превысить имеющиеся фонды и отразиться на финансовом положении компании, прибегнувшей к самострахованию.
4. Распределение рисков.
Организация управления проектами, предусматривающая коллективную ответственность за результаты реализации проекта.
5. Диверсификация.
Снижение рисков за счет возможности компенсаций убытков в одной из сфер деятельности предприятия прибылями в другой.
Например, ухудшение конъюнктуры на одном из рыночных сегментов может сопровождаться ростом эффективности на другом.
Диверсификация широко используется на финансовых рынках и является основой для управления портфельными инвестициями. В финансовом менеджменте доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля окажется меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него.
7. Лимитирование.
Установление предельных значений показателей при принятии тактических решений. Например, ограничение сумм расходов, установление экспортных квот и т.п.
Наиболее удобный и применяемый способ лимитирования рисков — установление лимитов на финансовые результаты. Если принято решение о том, что максимальный уровень убытков ограничен, например, суммой 500 тыс. долларов, то все лимиты при интегрированном расчете должны соответствовать этому параметру. Применение таких широко распространенных в международной практике лимитов, как stop-loss, stop-out, take profit и take out, позволяют эффективно контролировать уровень убытков.