Банковские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Эта курсовая работа посвящена достаточно интересной теме. В современной экономике риск и его оценка занимают одно из важнейших направлений деятельности. В деятельности современных коммерческих организаций риски появляются практически повсюду. Но в большинстве случаев это довольно относительные понятия. И методы управления рисками довольно просты. Заложить определённый резерв денежных средств и более чётко оценивать свои действия.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 2 Характеристики финансовых рисков

В процессе изучения, а тем более в процессе управления банковскими рисками необходимо помнить, что в реальности все виды рисков тесно взаимосвязаны. Помимо выявления и оценки индивидуальных или «чистых» рисков своей деятельности (таких как процентный, кредитный риски и риск ликвидности) банку необходимо представлять себе совокупный уровень принимаемого им риска. Этот этап требует количественного и качественного анализа потенциальных потерь, а также информации о понесенных банком потерях в прошлом.

Качественный анализ предполагает расчет следующих показателей:

        Максимальные поддающиеся предвидению потери (MFL, maximum foreseeable loss) — максимальная величина потерь, которые понесет банк, если события будут развиваться по самому худшему сценарию и система «обеспечения безопасности» банка не сработает.

        Максимальные вероятные потери (MPL, maximum probable loss) — максимальная величина потерь, которые может понести банк, с учетом того, что потери до некоторой степени контролируются эффективной системой защиты и покрытия.

Количественный анализ заключается в сборе и обработке статистических данных:

        составление базы данных о потерях с описанием причин, их вызвавших;

        составление 5-летней (и более) истории банковских потерь с полным их описанием;

        классификация потерь (например, по вызвавшим их причинам);

        расчет и определение потерь, о которых нет отчетности;

        определение основных тенденций на основе собранной статистики;

        составление прогноза банковских потерь на перспективу.

Полезным инструментом для принятия управленческих решений в области банковских рисков является ретроспективная Матрица примеров оценки и использованных приемов минимизации рисков, используемая многими зарубежными кредитными организациями. Такая матрица составляется на основе банковской практики решения кризисных ситуаций и может иметь следующую форму (см. табл. 3):

 

Таблица 3

Форма матрицы примеров оценки и использованных приемов минимизации рисков

 

Идентификация и классификация потенциальных убытков помогает банку решить сразу несколько проблем. В частности, сбор информации на систематической основе позволяет: а) создать базу данных для будущих прогнозов банковских потерь, б) выявить наиболее слабые места в организации финансового посредника и выделить ключевые направления реорганизации его деятельности и, наконец, в) определить наиболее эффективные методы минимизации рисков. Ключевыми способами ограничения банковских рисков принято считать следующие:

        объединение риска — метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки (данный метод лежит в основе страхования);

        распределение риска — метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики (наиболее часто применяется при проектном финансировании);

        лимитирование — метод, предусматривающий разработку детальной стратегической документации (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов), устанавливающей предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности банка, а также четкое распределение функций и ответственности банковского персонала;

        диверсификация — метод контроля риска за счет подбора активов, доходы по которым по возможности мало коррелируют между собой;

        хеджирование — балансирующая трансакция, нацеленная на минимизацию риска. Трансакции, хеджирующие отдельные позиции баланса, называются микрохеджированием, а иммунизирующие весь баланс финансового посредника — макрохеджированием. В тех случаях, когда подбор инструментов хеджирования осуществляется в рамках балансовых позиций (например, подбор активов и пассивов по длительности), метод хеджирования считается естественным.

Синтетические методы хеджирования предполагают использование внебалансовых видов деятельности: форвардные соглашения о будущей процентной ставке, финансовые фьючерсы, опционы и свопы. Новые подходы к ограничению банковских рисков открывают такие инновации, как:

        секьюритизация активов — эмиссия и последующая продажа ценных бумаг, обеспеченных банковскими активами;

        сегментация и продажа кредитов — дробление процедуры кредитования на четыре этапа (открытие кредита, финансирование, продажа, обслуживание) и специализация финансового посредника на том этапе, где он имеет относительные конкурентные преимущества.

Однако, имея возможность практически полностью иммунизировать себя от большинства эндогенных рисков, финансовый посредник стремится лишь снизить его до приемлемого уровня, повысив тем самым свою рентабельность. Комбинация таких факторов, как доходность банка, размер собственного капитала и уровень банковской задолженности, а также статистика средних ежегодных убытков и степень склонности управляющих банком к принятию риска, определяют тот уровень максимального совокупного риска (или величину потерь), который банк способен финансировать самостоятельно. Он определяется: а) для каждого уровня потерь и б) как средний ежегодный уровень, пересматривающийся ежегодно в зависимости от изменяющихся условий, и носит название «болевого порога».

Основной целью финансирования риска является создание резервов на покрытие убытков в случае их возникновения. Для защиты банка от потерь используется чрезвычайно широкий спектр доступных банку финансовых инструментов и ресурсов. Источники финансирования риска принято делить на внутренние, позволяющие покрыть потери банка в пределах «болевого порога», и внешние источники для финансирования потерь выше этого уровня. Ключевым внутренним источником является создание резервов. Внешние источники в основном подразумевают страхование, однако, в распоряжении банка есть и другие инструменты — кредитные линии, дополнительные заимствования и тому подобное.

Определить достаточность финансовой защиты можно путем сопоставления максимальных поддающихся предвидению потерь (MFL) с тем объемом ресурсов, который могут обеспечить внутренние и внешние источники финансирования риска. Для повышения эффективности финансовой защиты банку следует регулярно проводить мониторинг предложений страхового рынка и стоимости предлагаемых вариантов, а также проводить сравнения по уровню принимаемого риска (за рубежом информацию, как правило, можно получить в органах банковского надзора) и издержкам на его страхование с практикой сопоставимых банков (например, Risk and Insurance Management Society and Tillinghast публикуют «Cost-of-Risk Survey»).

Банковская программа финансирования риска должна быть составлена таким образом, чтобы обеспечить одновременно как стабильность покрытия рисков, так и минимизацию прямых издержек банковского риска. В соответствии с указанной целью перед банком стоят следующие задачи:

        удерживание риска в пределах финансовых возможностей банка, определяемых текущими финансовыми ресурсами и степенью склонности управляющих банком к принятию риска;

        использование внешних источников финансирования риска (таких как страхование) с наименьшими издержками для защиты банка от «катастроф»;

        обеспечение максимальной стабильности долгосрочных издержек банковских рисков.

Программа эффективного контроля за банковскими рисками должна включать следующие положения:

        защита банка и обеспечение безопасности людей — защита от несчастных случаев, похищения и захвата заложников, разработка процедур на различные случаи форс-мажорных обстоятельств;

        сохранение собственности — мероприятия по защите собственности финансового посредника от физического ущерба;

        контроль процесса обработки информации и операционного центра — обеспечение конфиденциальности, быстроты и безошибочности работы;

        предупреждение и обнаружение потенциальных потерь от внутренних и внешних преступлений;

        контроль обязательств по контрактам и соглашениям — юридические консультации по условиям контракта (с учетом изменяющихся условий), систематический мониторинг контрактов;

        контроль финансовых рисков;

        планирование бедствий и вероятных событий, наступление которых невозможно предсказать — разработка процедур выхода из всевозможных кризисных ситуаций, включая сферу обработки информации.

Интересно, что в условиях действия противоречивой нормативно-правовой базы и неадекватного налогообложения, многие финансовые посредники разрабатывают правила поведения собственного персонала в момент проведения проверок деятельности кредитной организации органами банковского надзора — центральным банком и налоговой инспекцией, считая эту область одним из важнейших направлений контроля риска.

Управление риском предусматривает создание стимулов для сокращения риска и издержек, основанных на сборе информации о всех потенциальных и реальных издержках на покрытие потерь и формировании системы штрафов и вознаграждений. Реализация систематического мониторинга эффективности различных программ контроля за рисками, помимо разработки стандартов для данных программ, должна включать также сбор и анализ информации о случаях неудовлетворительной их эффективности.

Для координации целей финансового посредника и контроля уровня риска целесообразно подготовить письменный меморандум о политике контроля рисков и создать комитет, состоящий из руководителей высшего звена и руководящих работников заинтересованных отделов.

Как правило, банк уже располагает внутренними подразделениями, в той или иной степени контролирующими и регулирующими банковские риски, — службами безопасности, внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако, после сравнительного анализа роли и места этих подразделений в обеспечении жизнедеятельности финансового посредника становится ясной необходимость создания принципиально иной службы «быстрого реагирования», которая обеспечит банку большую устойчивость и существенные конкурентные преимущества.

Новой структурной единицей, призванной заниматься вопросами оценки банковских рисков и выработкой стратегии и тактики управления рисками, может стать Комитет контроля рисков, на который возлагаются следующие задачи:

        разработка письменного меморандума о политике контроля рисков;

        осуществление контроля уровня принимаемого риска, установление компромисса «рискованность — доходность»;

        определение «порога боли»;

        установление способов финансирования риска и постоянный мониторинг соответствующих издержек;

        разработка вариантов и принятие решений по выходу из кризисных ситуаций;

        анализ ситуаций и определение санкций против «провинившихся» сотрудников.

Комитет может быть организован по принципу «круглого стола» из руководителей банковских подразделений, при этом сам Комитет подотчетен и напрямую подчиняется Председателю Правления банка. Некоторые контрольные и управленческие функции Комитет может делегировать заинтересованным управлениям, например:

        информационно-аналитический отдел: контроль достаточности финансовой защиты, расчеты, связанные с проведением качественного (показатели MFL, MPL) и количественного анализа потенциальных потерь;

        служба внутреннего контроля: поиск информации о новых видах риска и новых инструментах минимизации; анализ внешних источников финансирования риска; получение информации в органах банковского надзора об уровне индивидуальных рисков, принимаемых сопоставимыми банками, и ее анализ;

        отдел внутреннего аудита: организация мониторинга эффективности программ контроля за рисками (разработка стандартов, сбор и анализ информации о случаях неудовлетворительной эффективности).

Текущие совещания Комитета целесообразно проводить один раз в неделю (или по необходимости, исходя из сложившейся банковской практики), в ходе которых обсуждать итоги рабочей недели и экономические прогнозы и тенденции на будущую неделю. Экстренные совещания имеют целью разработку и координацию мер по выходу из кризисной ситуации и предполагают участие экспертов, узких специалистов, непосредственных исполнителей.

Обмен информацией на всех уровнях (совет директоров — комитет контроля рисков — персонал) может осуществляться в форме ежегодных отчетов, совместных совещаний, семинаров, конференций, интервью, бюллетеней и так далее и служит целям проверки эффективности и совершенствования системы управления банковскими рисками.

Создание Комитета контроля рисков и адекватное распределение функций среди заинтересованных подразделений позволит решить следующие задачи:

а) повысит качество управления банковскими рисками;

б) обеспечит всеобъемлющий контроль за коммерческой деятельностью;

в) позволит оптимально управлять банковскими активами и пассивами, в пределах более четко определенного компромисса между рискованностью и доходностью банковских операций.

Информация о работе Банковские риски