Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
– изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
– ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов;
Введение 3
Глава 1 Система безналичных расчетов в РФ 5
1.1.Принципы организации безналичных расчетов. 8
1.2.Формы безналичных расчетов. 11
1.3.Расчеты на основе банковских карт. 17
Глава 2 Анализ безналичных расчетов в 2010 году. 20
2.1. Безналичные расчеты на территории Р.Ф. в 2010 году 20
2.2Безналичные расчеты в федеральных округах в 2010 году 27
Глава 3 Проблемы организации безналичных расчетов и совершенствование их форм. 32
3.1.Проблемы организации безналичных расчетов 32
3.2.Совершенствование форм безналичных расчетов 34
Заключение 40
Список используемых источников: 42
Приложение А 44
Приложение Б 47
Проблема вексельного
обращения в нашей стране
Аккредитивы. В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки.
Однако для масштабного
внедрения аккредитива
Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями.
В завершающем десятилетии ХХ в. была выдвинута еще одна крупная проблема, которая связано с влиянием на денежно-кредитную политику страны массированного «наступления» относительно новых платежных инструментов, а именно банковских карт, и новейших платежных средств – электронных денег. В частности, прирост ежегодной эмиссии карт составляет 20-25%, что ведет к росту денежной массы и таит угрозу инфляции. Еще большие последствия в этом отношении может повлечь применение электронных денег с присущей им высокой скоростью обращения. В связи с ростом электронной коммерции количество их увеличивается невиданными темпами. Поэтому во всех странах, включая Россию, усилилось внимание к данной проблематике с разнообразных позиций: законодательного регулирования, изучения влияния на объем и структуру денежной массы, обеспечения защиты информации и другие.
В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.
Особое место в
Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:
Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.
Современные тенденции развития
безналичных расчетов обусловлены
интенсивным развитием
Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты.
Во многих странах сегодня повсеместно применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. Вряд ли ее обороты можно назвать очень большими, однако данная услуга успешно развивается и доказала свою перспективность в Беларуси. Несмотря на недоверие большинства населения к Интернет - технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами.
Интернет - банкинг является наиболее совершенным и перспективным воплощением технологии домашний интернет. В отличие от системы «Клиент-банк», Интернет - банкинг не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом, он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере.
Модернизация
Создание зон самообслуживания
позволяет резко снизить
Развитие системы безналичных расчетов в РФ находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.
Поэтому органы власти заинтересованы
в развитии платежной системы
нашей страны. Действующая в республике
платежная система нуждается
в некоторых
Центральный банк Российской
Федерации уделяет особое значение
развитию платежной системы, и в
заявлении Правительства
Задача первая. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
Задача вторая. Разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.
Задача третья. Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.
Задача четвертая. Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.
Задача пятая. Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутри банковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые расчеты.
Задача шестая. Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.
Задача седьмая. Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.
Задача восьмая. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.
Задача девятая. Унификация
законодательства Российской Федерации
и норм банковского регулирования
в соответствии с международными
правилами и практикой в
На сегодняшний день уже разработана «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». В ней подведены итоги проделанной работы «Стратегии 2008».
«Трансформация модели развития банковского сектора и определение задач его дальнейшего развития невозможны без осмысления уже накопленного опыта проведения реформ в банковском секторе.
Стратегией развития банковского
сектора Российской Федерации на
период до 2008 года (далее - Стратегия 2008)
предусматривалось реализовать
меры по повышению роли российских
кредитных организаций в
В 2005 - 2008 годах в Российской
Федерации складывались благоприятные
макроэкономические условия. Это обстоятельство
и высокий уровень
В этот период Правительством Российской Федерации и Банком России была проведена основная работа по выполнению мероприятий по реализации Стратегии 2008.
Отличительной особенностью
проводимой в Российской Федерации
в 2005 - 2008 годах банковской реформы
являлось сочетание мер, направленных
на поддержание высоких темпов экономического
роста, в том числе за счет создания
благоприятных условий
В числе важных задач, реализованных в соответствии со Стратегией 2008, следует отметить, в частности, принятие федеральных законов, направленных на выравнивание условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, повышение капитализации банковского сектора, защиту прав потребителей финансовых услуг и повышение прозрачности потребительского кредитования, расширение обслуживания банками своих клиентов вне места расположения кредитной организации.
Настоящая Стратегия учитывает результаты реформирования банковского сектора на предшествующих этапах и подготовлена с учетом задач нового этапа. При этом сохраняется преемственность основных целей и задач развития банковского сектора». [26]
Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения.
Безналичные расчеты это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.