Денежно-кредитная политика ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2.проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание

Введение . 3
Глава 1.Сущность и цели денежно-кредитной политики ЦБ 4
1.1 Сущность денежно кредитной политики. 4
1.2 Цели денежно-кредитной политики. 4
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики. 4
1.4 Методы денежно-кредитной политики. 4
1.5 Теоретические подходы к денежно – кредитной политике. 4
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка. 4
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ. 4
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России. 4
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 4
2.4. Банковский надзор. 4
Глава 3. Состояние денежно-кредитной системы в России на 2010 год. 4
3.1 Реализация Кредитно денежной политики. 4
3.2.Применение инструментов Денежно-кредитной политики. 4
Заключение. 4
Список литературы 4

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ..docx

— 85.54 Кб (Скачать документ)

Измеримость, переменная, избранная в качестве промежуточной  цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно  измерить.

Своевременность. Достоверная информация о промежуточной  цели должна поступать в центральный  банк своевременно.

Контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность  влиять на величину переменной, выбранной  в качестве промежуточной цели.

1.3 Объекты и субъекты  денежно-кредитной  политики.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной  политики выступают прежде всего  центральный банк в соответствии с присущими ему функциями  проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной  политики может повлиять на состояние  денежного рынка посредством  формирования как предложения, так  и спроса на деньги.

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:

Если  целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения  инфляции.

Целью денежно-кредитной политики государства  может быть и поддержание фиксированной  ставки процента. Такая денежно-кредитная  политика носит название гибкой. Целевым  ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

Денежно-кредитная  политика допускает колебания и  денежной массы в обращении и  ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная  политика ставит своей целью поддержание  достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся  экономики.

1.4 Методы денежно-кредитной  политики.

В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен  на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих  субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток  финансовых ресурсов в "теневую" экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики сферы воздействуют на поведение  хозяйствующих субъектов при  помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов тесно связано  с уровнем развития денежного  рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные  инструменты с постепенным вытеснением  первых вторыми.

Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики центральных  банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Их применение связано с  решением частных задач, таких, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку  они искажают рыночные цены и распределение  ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия  резкого нарушения пропорций  воспроизводства.

1.5 Теоретические подходы  к денежно –  кредитной политике.

  С помощью названных методов ЦБ реализует цели денежно – кредитной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

  Выбор вариантов денежно – кредитной  политики зависит от причин изменения  спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жёсткая  политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с  инвестиционной.

  Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и  процентную ставку. Например, для поддержания  относительной устойчивой ставки при  увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

  Денежно – кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев  зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена  передаточного механизма денежно  – кредитной политики:

  1. изменение величины реального  предложения денег в результате  пересмотра ЦБ соответствующей  политики;

  2. изменение процентной ставки  на денежном рынке;

  3. реакция совокупных расходов (особенно  инвестиционных) на динамику процентной  ставки;

  4. изменение объёма выпуска в  ответ на изменение совокупного  спроса (совокупных расходов).

  Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы  станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег  приведёт к существенному падению  ставки.

  Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию, каких – либо результатов денежно  – кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного  спроса на динамику ставки разрывают  связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти  нарушения в работе передаточного  механизма денежно – кредитной  политики особенно сильно проявляются  в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана  не столько с процентной ставкой  на денежном рынке, сколько с общей  экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

  В целом денежно – кредитная  политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем:

  1. избыточные резервы, проявляющиеся  в результате политики «дешёвых  денег», могут не использоваться  банками для расширения предложения  денежных ресурсов;

  2. вызванное денежно – кредитной  политикой изменение денежного  предложения может быть частично  компенсировано изменением скорости  обращения денег.

  В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно – кредитной  политики: они могут стабилизировать  процентные ставки или предложение  денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой  войны направление денежно –  кредитной политики переместилось  со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а  затем денежно – кредитная  политика стала более прагматической.

  Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора  является стабилизация экономики, для  этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и денежно  – кредитную политику. Целью денежно  – кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем  ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного  предложения в стране.

  Центральным звеном денежной политики государства является ЦБ. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами регулирования денежно – кредитной политики ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

 

Глава 2. Инструменты денежно-кредитной  политики Центрального Банка.

2.1. Сущность и функции  Центрального Банка  РФ.

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и  валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска  денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную  величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет  им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области  эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации  и деятельности Банка России как  публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О  Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка  России является защита и обеспечение  устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности  и курса рубля по отношению  к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  России; обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования системы  расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости  – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации –  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также  назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и  аудиторское заключение.

Функции Банка России:

  • · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • · является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • · устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • · устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • · осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • · осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • · регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • · осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
  • · осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • · определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • · организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • · принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  • · публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ