Денежно-кредитная политика ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2.проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание

Введение . 3
Глава 1.Сущность и цели денежно-кредитной политики ЦБ 4
1.1 Сущность денежно кредитной политики. 4
1.2 Цели денежно-кредитной политики. 4
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики. 4
1.4 Методы денежно-кредитной политики. 4
1.5 Теоретические подходы к денежно – кредитной политике. 4
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка. 4
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ. 4
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России. 4
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 4
2.4. Банковский надзор. 4
Глава 3. Состояние денежно-кредитной системы в России на 2010 год. 4
3.1 Реализация Кредитно денежной политики. 4
3.2.Применение инструментов Денежно-кредитной политики. 4
Заключение. 4
Список литературы 4

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ..docx

— 85.54 Кб (Скачать документ)
 
1 Проведение операций прямого РЕПО по фиксированной ставке на 7 дней приостановлено.
2 Проведение операций приостановлено.
3 Процентная ставка установлена с 01.11.2011.
4 Проведение операций приостановлено с 10.02.2011, возобновлено с 01.11.2011.
 

Рефинансирование  банков. Статья 40 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций» Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия  на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения  влекут за собой значительные последствия  для банковской системы в целом. Государство не должно допускать  резких изменений ставки рефинансирования. - Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

  Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

  Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки  будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е., изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

  Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

  Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

  Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно- кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

  Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что  в залог могут быть приняты  только те ценные бумаги, качество которых  не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких  ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные  торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также  некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками"3.

  Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя  в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные  трудности. Федеральная резервная  система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это  могут быть ссуды мелким банкам для  удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также  ссуды предоставляются банкам, оказавшимся  в сложном финансовом положении  и нуждающимся в помощи для  приведения в порядок своего баланса. 

__________

  3 Фролова Т.А. Экономическая теория. ТТИ ЮФУ, 2009.

Колебания учетной  ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение  учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной  политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной  политики.

В настоящее  время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных  кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

  Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать  соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный  банк может играть лишь пассивную  роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может  играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной  ставки: изменяя ее, центральный  банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние  на банки. И все же по эффективности  применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

    Операции на открытом  рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Статья 39 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

  Операции  на открытом рынке – покупка и  продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или  уменьшения средств коммерческих банков .Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

Путем изменения  объема купли-продажи ценных бумаг  и уровня цен, по которым они продаются  или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое  воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке – третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю – продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном  счете этого банка (иногда на специальном  счете коммерческого банка в  Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и  начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой  прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем  меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс  протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через  операции на открытом рынке, Центральный  Банк регулирует размер денежной массы  в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

  Валютные  интервенции. Статья 41 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег» Валютные операции Центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

Существует три  альтернативных критерия определения  эффективности валютных интервенций.

«Направление» - если направление движения валютного  курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна. Иными  словами, если центральный банк продает  или покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.

«Сглаживание» - интервенция эффективна, когда  усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а  если увеличивается – то к торможению роста.

«Разворот» - интервенция  эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет  против течения».

  Установление  ориентиров роста  денежной массы. Статья 42 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

    Прямые количественные  ограничения. Статья 43 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации».

  В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и  однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в  пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения  на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка  России лицензию на проведение таких  операций. При этом различают три  типа лицензий: генеральные, расширенные  и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета  в иностранных банках без ограничения  их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские  отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право  работать на внутреннем валютном рынке  и выходить на внешний рынок при  условии открытия корреспондентских  счетов в любом другом банке, имеющем  генеральную лицензию.

    Эмиссия облигаций от своего имени. Статья 43 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов».

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ