Денежно-кредитная политика ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2.проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание

Введение . 3
Глава 1.Сущность и цели денежно-кредитной политики ЦБ 4
1.1 Сущность денежно кредитной политики. 4
1.2 Цели денежно-кредитной политики. 4
1.3 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики. 4
1.4 Методы денежно-кредитной политики. 4
1.5 Теоретические подходы к денежно – кредитной политике. 4
Глава 2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка. 4
2.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ. 4
2.2. Направления денежно-кредитной политики Банка России. 4
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 4
2.4. Банковский надзор. 4
Глава 3. Состояние денежно-кредитной системы в России на 2010 год. 4
3.1 Реализация Кредитно денежной политики. 4
3.2.Применение инструментов Денежно-кредитной политики. 4
Заключение. 4
Список литературы 4

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа ..docx

— 85.54 Кб (Скачать документ)

Для реализации возложенных на него функций Центральный  Банк РФ участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации  информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

 

2.2. Направления денежно-кредитной  политики Банка  России.

Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как  правило, по двум направлениям:

проведение экспансионистской  или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В  зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для  коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике  наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты  дешевыми и доступными. Параллельно  происходит увеличение предложения  денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать  рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального  Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке  обостряется конкуренция и предложение  денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения  заемщиков. Это особенно четко проявляется  в условиях депрессивного состояния  экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в  средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские  товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки  для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

Проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

Главной задачей  денежно-кредитной политики на среднесрочную  перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении  роста ВВП с одновременным  созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

 

2.3 Основные инструменты  денежно-кредитной  политики ЦБР.

  Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых  центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие  жесткий административный характер.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

процентные ставки по операциям Банка России; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютные интервенции; а так же установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения , эмиссия облигаций от своего имени.

Обязательные  резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

  В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

  Минимальные резервы выполняют две основные функции.

  Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень  ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости  от экономической ситуации.

  Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими  кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять  ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке  превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств  в центральном банке. Тем самым  он вынуждает банки сократить  объем активных операций".

Также резервирование заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной  денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной  денежной массы. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

 Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

  Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

  Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В  последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что  повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам  депозитов.

  Понижение нормы денежных резервов приведет к  увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем  той денежной массы, которую может  поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному  уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение  об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность  своих резервов. Он срочно продаст  часть своих ценных бумаг и  потребует возвращения ссуд.

Банки могут  хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура  носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента  через мультипликатор значительна.

  Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько  лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

  Статья 38 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) гласит: Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

  Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной  организации и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

  После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке  России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного  управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка  России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

  Процентные  ставки по операциям  Банка России. Статья 37 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки». Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Процентные  ставки по операциям  Банка России 
(% годовых) 
Назначение Вид инструмента Инструмент Срок с 28.02.11 с 03.05.11 с 31.05.11 с 15.09.11
Предоставление  ликвидности Операции  постоянного действия (по фиксированным  процентным ставкам) Кредиты "овернайт" 1 день 8,00 8,25 8,25 8,25
Сделки "валютный своп" (рублевая часть) 1 день 8,00 8,25 8,25 8,25
Ломбардные  кредиты, прямое РЕПО 1, 7 дней1 6,75 6,75 6,75 6,50
Ломбардные  кредиты 30 дней2 6,75 6,75 6,75 6,50
Прямое  РЕПО 12 месяцев2 7,75 8,00 8,00 7,75
Кредиты, обеспеченные золотом До 90 дней 6,75
От 91 до 180 дней 7,253
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами До 90 дней 7,00 7,25 7,25 7,00
От 91 до 180 дней4 7,50 7,75 7,75 7,50
От 181 до 365 дней2 8,00 8,25 8,25 8,25
Операции  на открытом рынке (минимальные процентные ставки) Аукционы  прямого РЕПО 1 день 5,25 5,50 5,50 5,25
Ломбардные  аукционы, аукционы прямого РЕПО 7 дней 5,25 5,50 5,50 5,25
3 месяца 6,75 7,00 7,00 6,75
6 месяцев2 7,25 7,50 7,50 7,25
12 месяцев2 7,75 8,00 8,00 7,75
Абсорбирование  ликвидности Операции  на открытом рынке (максимальные процентные ставки) Депозитные  аукционы 1 месяц 5,00 5,25 5,50 5,50
3 месяца2 6,00 6,25 6,50 6,50
Операции  постоянного действия (по фиксированным  процентным ставкам) Депозитные  операции 1, 7 дней, до востребования 3,00 3,25 3,50 3,75
Справочно:
Ставка  рефинансирования 8,00 8,25 8,25 8,25

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ