Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
Цель работы – охарактеризовать денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ в различных экономических условиях.
Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики
1.1 Центральный банк: сущность, функции и роль в экономике
1.2 Понятие денежно-кредитной политики и её инструменты
2 Анализ денежно-кредитной политики Банка России
2.1 Общая характеристика Центрального банка России
2.2 Оценка денежно-кредитной политики Центрального банка
Российской Федерации на современном этапе
3 Прогнозы денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованных источников
Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.
В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.
Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики [].
Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к первому, второму и третьему вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.
В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое и будет определять направление изменения курса рубля. При этом оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего – последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей [].
В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития
России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса – к увеличению по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием внешних и внутренних факторов.
В зависимости от складывающейся экономической ситуации Банк России будет применять инструменты предоставления или абсорбирования ликвидности, обеспечивая приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании с инструментами постоянного действия.
При развитии ситуации в денежно-кредитной сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР и депозитные операции. При необходимости Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка [].
Однако в случае ослабления платежного баланса более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного и регулярного спроса кредитных организаций на инструменты Банка России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций в формировании денежного предложения Банк России будет обеспечивать необходимый уровень рефинансирования кредитных организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки «валютный своп», ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» Банка России.
Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов [].
В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.
В 2009-2011 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита. Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения [].
Центр экономических исследования Московской финансово-промышленной академии (МФПА) произвел оценку возможных сценариев денежно-кредитной политики на 2009 г. Закономерности в поведении Банка России на валютном рынке говорят о том, что регулятор перешел к политике минидевальваций бивалютной корзины. Он уже поддерживал различные уровни сопротивления, но в конце декабря 2008 г. бивалютная корзина перевалила за 32 рубля. Хотя руководство страны официально заявляет о том, что серьезных корректив курсовой политики не произойдет, фактически наблюдается противоположная ситуация. Так, в годовом выражении темпы обесценения бивалютной корзины превысили 25%.
Политика минидевальваций вместе с повышением процентных ставок Банка России направлена на снижение оттока капитала из России и на экономию международных резервов. Отток капитала из страны обусловлен объективными причинами. Во-первых, в I и II кварталах 2009 г. банкам, корпорациям и государству предстоит погасить внешних долгов на сумму 59 млрд. долларов, а также проценты по ним на 10 млрд. долларов. Во-вторых, дочерние иностранные банки по требованию материнских организаций держат определенную долю активов за рубежом. В-третьих, население предъявляет спрос на иностранную валюту и депозиты в ней, что вызывает перевод банковских ресурсов в валютные активы. В целом, в первом полугодии 2009 г. ожидаются потери международных резервов Банка России на сумму около 100 млрд. долларов.
Обостряются
девальвационные ожидания в условиях
дальнейшей неопределенности курса
рубля и непредсказуемых
Чувствительность объема отечественного экспорта в натуральном выражении к обменному курсу рубля близка к нулю. Это означает, что в отсутствие роста цен на сырье девальвация не приведет к наращиванию продаж на внешнем рынке. В то же время чувствительность физического объема импорта к курсу рубля достаточна, чтобы девальвация способствовала сокращению потребления зарубежной продукции.
Если оценить потенциальный выигрыш российской экономики от девальвации, то он зависит от двух противоположных факторов: состояния торгового баланса и объема выплат по внешнему долгу. Девальвация улучшает торговый баланс благодаря снижению импорта, и в то же время она усиливает долговое бремя и делает дороже выплаты западным кредиторам [ с.18-19].
Для того, чтобы девальвация имела реальный эффект на экономику, номинальные темпы обесценения рубля должны превосходить темпы роста потребительских цен.
В
целом управляемое обесценение
рубля посредством мини-
По оценкам Центра экономических исследований МФПА, снижение реального эффективного курса рубля с начала 2009 г. составит 27% [ с. 33-34].
Для защиты платежеспособности рубля Банк России должен установить положительные реальные процентные ставки. Ставка рефинансирования уже сейчас должна быть вместо текущих 13% выше 20 (что убьет как инфляцию, так и экономический рост). Однако власти решили, что банковский сектор дороже инфляции, и предпочли отрицательные ставки и большие объемы вливания ликвидности в банки. Как результат, снижения инфляции менее 10% в ближайшие два года не предвидится [ , с.18-19].
Итак,
основные направления денежно-кредитной
политики составлены на среднесрочную
перспективу, однако в условиях кризиса
конкретных целей нет ни у кого. Банк России
будет «подстраиваться» под возникающие
условия и применять все имеющиеся в его
распоряжении инструменты для воздействия
на денежное обращение страны, курс рубля,
бивалютную корзину. Выбор стоит между
худшим и худшим вариантом. Инфляция, потеря
международных резервов и сокращение
расходов бюджета представляются менее
худшим решением, чем банковский коллапс
и многократная девальвация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цели и задачи, поставленные перед проведением данного исследования, нашли отражение в содержании работы.
Автором была дана характеристика основ и принципов формирования и проведения денежно-кредитной политики, а также Центральному Банку Российской Федерации как проводника денежно-кредитной политики и выявление роли в проведении такой политики. В процессе исследования было выяснено, что клиентами ЦБ РФ выступают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Основной функцией ЦБ РФ является проведение общенациональной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика центрального банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота). Принцип единства денежно-кредитной политики предполагает единый концептуальный подход центрального банка и правительства как при ее составлении, так и при реализации. Ориентиры денежно-кредитной политики являются всеобщими для всей национальной экономики.
Далее, автором было рассмотрено проведение монетарной политики в период с 2006 по 2009 годы. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», составленные на основе макроэкономических прогнозов и одобренные Советом директоров Центробанка определяют политику и основные действия Банка России для достижения поставленных перед ним целей. Главная цель представляет собой создание благоприятных условий для долгосрочного устойчивого экономического роста.
За анализируемый период монетарная политика ЦБ РФ была направлена на снижение инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, что в условиях разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса сделать было очень непросто. Как следствие этого, выбранный курс девальвации национальной валюты, отток капитала, повышенный интерес к иностранной валюте, большая заинтересованность банковской системы в кредитах для поддержания ликвидности.