Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5
1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9
Глава 2
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17
Глава 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38
Для
достижения указанных целей государству
необходимо решить главную задачу:
добиться максимально возможного равновесия
денежного рынка, используя инструменты
и методы денежно-кредитной политики,
то есть поддержать баланс между количеством
денег в обращении и потребностью в них.
Такое воздействие позволяет достичь
стратегических целей развития всей экономики
в целом.
1.2
Теоретические концепции и
Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой в сфере управления количеством денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики считают наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.
Эффективно функционирующая денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и наоборот, разбалансированная денежная система вызывает резкие колебания уровня производства, занятости, цен.
Повышенное внимание к денежно-кредитной политике как инструменту обеспечения "вечного процветания", которое властвовало в 20-х годах XX века, изменилось после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.
В 50-х годах в западных странах состоялась резкая активизация денежно-кредитных инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.
На сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также являются полем для острых дискуссий между разными экономическими школами.
Выделяют две главные теоретические концепции:
Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-е годы, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг "Деньги имеют значение", монетаристы дали сильный импульс развитию денежных исследований.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.
Подход монетаристов базируется на том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики является минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и монетарной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.
Сторонники этого направления обвиняют кейнсианцев в игнорировании важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.
В результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. На сегодня большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму, хотя некоторые экономисты придерживаются крайних кейнсианских или крайних монетаристских взглядов.
В основу реализации денежно-кредитной политики многих стран был положен так называемый принцип компенсационного регулирования, который базируется на объединении двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на разных фазах экономического цикла.
Исходя из теоретических концепций, которые являются основой для проведения денежно-кредитной политики, главным объектом денежно-кредитного регулирования является совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк может реализовывать два основные типа денежно-кредитной политики, которые оказывают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы (рис. 1):
Рис. 1. Типы денежно-кредитной политики
Следовательно,
осуществляя денежно-кредитную
Таким
образом, денежно-кредитное
Глава 2
МЕТОДЫ
И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Классификация
методов денежно-кредитной
и их особенности
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования с одной стороны и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики с другой – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
Современная
система методов денежно-
В
рамках денежно-кредитной политики
применяются методы прямого и
косвенного регулирования денежно-
Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса (временные лаги сокращаются). Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.
Косвенные
методы регулирования денежно-
Помимо
деления методов денежно-
Тотальные (общие) методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на все кредитные учреждения).
Селективные (выборочные) методы регулируют конкретные виды кредита или кредитование различных отраслей и имеют в основном директивный характер (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на отдельные кредитные институты, либо их группы, либо на определенные виды банковской деятельности). Их назначение связано с решением частных задач, например:
Используя
селективные методы, Центральный
банк сохраняет за собой функции
централизованного
Необходимо заметить, что прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, так как затрагивают основы их экономической деятельности. Также они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Таким
образом, негативные последствия прямых
методов денежно-кредитной
Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.
Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказала низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
Выбор
типа проводимой денежно-кредитной политики,
а соответственно и набора инструментов
регулирования деятельности коммерческих
банков, Центральный банк осуществляет
исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры
в каждом конкретном случае. Разработанные
на основе такого выбора основные направления
денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо
учитывать временной лаг между проведением
того или иного мероприятия денежно-кредитного
регулирования и проявлением эффекта
от его реализации. Эффективность применения
различных типов денежно-кредитной политики
определяется тем, в какой мере дестабилизация
денежного оборота вызвана именно денежными,
а не общеэкономическими или политическими
факторами.
Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков