Денежно-кредитная политика центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5

1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9


Глава 2

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17


Глава 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

!!!!!курсовик!!.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)
 

    Для достижения указанных целей государству  необходимо решить главную задачу: добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, используя инструменты и методы денежно-кредитной политики, то есть поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. Такое воздействие позволяет достичь стратегических целей развития всей экономики в целом. 

    1.2  Теоретические концепции и типы  денежно-кредитного регулирования 

    Денежно-кредитную  политику часто называют монетарной, поскольку она является политикой  в сфере управления количеством  денег в обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики считают наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.

    Эффективно  функционирующая денежная система  оказывает содействие максимальному  использованию материальных и трудовых ресурсов, и наоборот, разбалансированная денежная система вызывает резкие колебания уровня производства, занятости, цен.

    Повышенное  внимание к денежно-кредитной политике как инструменту обеспечения "вечного  процветания", которое властвовало  в 20-х годах XX века, изменилось после  кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.

    В 50-х годах в западных странах  состоялась резкая активизация денежно-кредитных  инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.

    На  сегодня теоретические проблемы денежно-кредитной политики также  являются полем для острых дискуссий  между разными экономическими школами.

    Выделяют две главные теоретические концепции:

  • кейнсианский подход (воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста);
  • монетаристский подход (осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов).

    Теория  кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-е годы, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг "Деньги имеют значение", монетаристы дали сильный импульс развитию денежных исследований.

    Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.

    Подход  монетаристов базируется на том, что  система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики является минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и монетарной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.

    Сторонники  этого направления обвиняют кейнсианцев  в игнорировании важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.

    В результате выше указанных дискуссий в мировой экономической теории и в регулятивной практике приобрели широкое признание монетарный фактор развития экономики и активное применение монетарных мероприятий в экономической политике. На сегодня большинство теоретических моделей приняли синтезированную форму, хотя некоторые экономисты придерживаются крайних кейнсианских или крайних монетаристских взглядов.

    В основу реализации денежно-кредитной  политики многих стран был положен  так называемый принцип компенсационного регулирования, который базируется на объединении двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на разных фазах экономического цикла.

    Исходя  из теоретических концепций, которые  являются основой для проведения денежно-кредитной политики, главным  объектом денежно-кредитного регулирования является совокупная денежная масса, от размера которой зависит динамика основных показателей развития экономики. В связи с этим в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк может реализовывать два основные типа денежно-кредитной политики, которые оказывают взаимно противоположное влияние на динамику денежной массы (рис. 1):

  • Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика "дорогих денег") направлена на ограничение объема кредитных операций, повышение уровня процентных ставок и торможение темпов роста денежной массы в обороте. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание резких колебаний фаз экономического цикла и стабилизацию денежной системы.
  • Экспансионная денежно-кредитная политика (политика "дешевых денег") сопровождается расширением объемов кредитных операций, снижением уровня процентных ставок и общим ростом денежной массы. Политика денежной экспансии применяется с целью преодоления спада производства и оживления деловой активности стимулированием инвестиционных процессов и увеличением платежеспособного спроса на товары и услуги.

    Рис. 1. Типы денежно-кредитной политики

    Следовательно, осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и направляет регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, тем самым достигая стабильного развития национального хозяйства, укрепления денежного обращения и сбалансированности внутренних экономических процессов.

    Таким образом, денежно-кредитное регулирование  является одним из важнейших элементов  экономической политики государства, сочетающим различные наборы инструментов и определенные экономические и административные методы регулирования, которым посвящена следующая глава моей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

МЕТОДЫ  И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1  Классификация  методов денежно-кредитной политики 

и их особенности 

    Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной  политики – Центральный банк как  государственной орган денежно-кредитного регулирования с одной стороны и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики с другой – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

    Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.

    В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы.

    Прямые  методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса (временные лаги сокращаются). Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов, а  значит имеют большой временной лаг. Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка.

    Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка.

    Тотальные (общие) методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на все кредитные учреждения).

    Селективные (выборочные) методы регулируют конкретные виды кредита или кредитование различных  отраслей и имеют в основном директивный характер (то есть мероприятия Центрального банка распространяются на отдельные кредитные институты, либо их группы, либо на определенные виды банковской деятельности). Их назначение связано с решением частных задач, например:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи (разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды), ставок по депозитам и по кредитам;
  • учетная политика;
  • рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков.

    Используя селективные методы, Центральный  банк сохраняет за собой функции  централизованного перераспределения  кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

    Необходимо  заметить, что  прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, так  как затрагивают основы их экономической деятельности. Также они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

    Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.

    Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

    Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказала низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.

    Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана именно денежными, а не общеэкономическими или политическими факторами. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков