Денежно-кредитная политика центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5

1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9


Глава 2

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17


Глава 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

!!!!!курсовик!!.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

    В то время как одни учёные полагают, что ключевую роль в восстановлении экономики после кризиса 1998 года сыграла девальвация рубля, другие в качестве основной причины устойчивого роста российской экономики на протяжении последних лет выделяют благоприятную ценовую ситуацию на мировом рынке энергоносителей (российская экономика крайне чувствительна к изменению тенденций на рынке нефти, что неизбежно влияет на политику Банка России, а также затрудняет оценку конкретных мер, принимаемых в области денежно-кредитной политики). В свою очередь третьи усматривают главную причину роста в эффективной государственной политике.5 Однозначно подтвердить либо опровергнуть каждую из этих точек зрения нельзя в силу многофакторности и сложности экономики как системы, но в качестве доминирующей можно выделить последнюю.

    5) Валютное регулирование.

    Необходимость регулирования валютного курса  обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, то есть к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы, таким образом выступая как фактор инфляции.

    Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:

  • денежно-кредитной политики;
  • валютных интервенций;
  • использования государственных резервов, международных платежных средств или иностранных займов.

    На  практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

    Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

    Девизная  политика заключается в воздействии  Центрального банка на изменение курса национальной денежной единицы через покупку или продажу иностранной валюты (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов национальную валюту, Центральный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

    6) Установление ориентиров роста денежной массы.

    Таргетирование денежного предложения представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы, влияющих на эффективность регулирования её динамики с помощью целевых ориентиров.

    Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение  которого требуется вмешательство  регулирующих органов, а своевременность  принятия мер повышает их эффективность. Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

    7) Прямые количественные ограничения.

    Наряду  с экономическими методами, посредством  которых Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, возможно использование в этой области и административных методов воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений (контингентирование), то есть установление лимитов суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение: банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям, а мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Поэтому используются подобные методы в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

          Также Центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне (обязательные: нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика; также существуют необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне).

    Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

    Следует заметить, что в денежно-кредитном  регулировании важную роль играет сочетание  нескольких инструментов с доминированием какого-либо одного. Например в России наряду с такими инструментами, как изменение нормативов обязательных резервов (что, безусловно, используется, но считается несколько грубым вмешательством государства) и применение валютных интервенций, основной акцент переносится на процентную политику, а в мировой практике предпочтение отдается операциям на открытом рынке как наиболее гибкому и деликатному инструменту.6 Однако в контексте возможного развития кризисных явлений в перспективе крайне важно было бы возвратиться к введению валютных ограничений при первых признаках внешней дестабилизации экономической системы.  
 

Глава 3

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ,

ПРОВОДИМОЙ  БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1  Направления  и цели денежно-кредитной политики  Банка России

 

    В соответствии со  статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"  Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, предварительно представив его Президенту и в Правительство Российской Федерации.

    Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

    Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  среднесрочную перспективу и  принимает соответствующее решение  не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

    В предстоящий трехлетний период главной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году, 7-8% в 2011 году и 5-7% в 2012 году.

    При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор в частности. Российская ситуация отличается от европейской, американской или японской, так как Банк России действует в условиях инфляции, а Центральные банки других стран противодействуют кризису в условиях дефляции либо незначительной инфляции.7

    По  мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции будет развиваться система экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствоваться методы моделирования экономических процессов. Особое значение придается обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер. Также Банк России будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

    Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики и возобновление роста цен на активы обусловят увеличение транзакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах на 10-20% и 12-21% соответственно. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты

денежно-кредитной  политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов 

    Цена  на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние  российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010 году (таблица 2).

    Таблица 2

    Варианты  условий проведения денежно-кредитной  политики в 2010 году

  Показатель Изменение по сравнению с 2009 годом  (%) Примечание Изменение по сравнению с 2009 годом (млрд. долларов США)
I вариант среднегодовая цена на российскую нефть на мировом  рынке 45 долларов США  за баррель ухудшение конъюнктуры  рынка энергоносителей  
реальные  располагаемые денежные доходы населения -0,6% экспорт товаров  и услуг -305,9
инвестиции  в основной капитал -2,5% сальдо  баланса торговли товарами и услугами -53,0
объем ВВП +0,2%
 
II вариант среднегодовая цена на российскую нефть на мировом  рынке 58 долларов США  за баррель оживление в  экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития  
реальные  располагаемые денежные доходы населения +0,4% экспорт товаров  и услуг +348,5
инвестиции в основной капитал +1,0% сальдо  баланса торговли товарами и услугами +77,2
объем ВВП +1,6%
 
Продолжение таблицы 2
III вариант среднегодовая цена на российскую нефть на мировом  рынке 68 долларов США  за баррель оживление в  экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития  
реальные  располагаемые денежные доходы населения +1,4% экспорт товаров  и услуг +384,0
инвестиции  в основной капитал +4,5% сальдо  баланса торговли товарами и услугами +98,3
объем ВВП +3,0%
 
IV вариант среднегодовая цена на российскую нефть на мировом  рынке 80 долларов США  за баррель наиболее благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура  сырьевых рынков  
реальные  располагаемые денежные доходы населения +2,4% экспорт товаров  и услуг +425,5
инвестиции  в основной капитал +8,0% сальдо  баланса торговли товарами и услугами +128,5
объем ВВП +4,4%

Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков