Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5
1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9
Глава 2
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17
Глава 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38
В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 – 5,5%.
Отрицательное сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2010 году снизится по всем вариантам прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза.
Положительное
сальдо счета текущих операций во
втором-четвертом вариантах
Прогноз платежного баланса (статистического отчёта, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами за определённый период времени) на 2011 и 2012 годы охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть (таблица 3).
Таблица 3
Варианты прогноза среднегодовой цены на российскую нефть
на мировом рынке в 2011-2012 годах
Среднегодовая
цена на нефть
(долларов США за баррель) | ||
2011 год | I вариант | 45 |
II вариант | 59 | |
III вариант | 74 | |
IV вариант | 87 | |
2012 год | I вариант | 45 |
II вариант | 60 | |
III вариант | 81 | |
IV вариант | 95 |
В 2011-2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо (таблица 4).
Таблица 4
Положительное сальдо счета текущих операций в 2011-2012 годах
Профицит
счета текущих
операций
(млрд. долларов США) | |
I вариант | 1,8 |
II вариант | 16,9 |
III вариант | 48,0 |
IV вариант | 83,2 |
Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.
В 2011 году предполагается увеличение валютных резервов для каждого варианта прогноза (таблица 5).
Таблица 5
Увеличение валютных резервов за счет сальдо счета текущих операций и финансового счета в 2011 году
Увеличение
валютных резервов
(млрд. долларов США) | |
I вариант | 3,7 |
II вариант | 21,6 |
III вариант | 51,2 |
IV вариант | 88,9 |
В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов.
Расчеты по денежной программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.
Динамика изменения чистых международных резервов и чистых внутренних активов, а также ожидаемые в структуре чистых внутренних активов изменения объема чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам приведены в таблице 6.
Таблица 6
Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы
Изменение
показателей по сравнению
с предыдущим годом
(трлн. рублей) | ||||||||||||
чистые международные резервы | чистые внутренние активы | чистый кредит расширенному правительству | чистый кредит банкам | |||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
I вариант | -0,3 | +0,03 | +0,2 | +0,7 | +0,5 | +0,6 | +2,3 | +0,6 | +0,6 | -1,1 | +0,2 | +0,2 |
II вариант | +0,4 | +0,6 | +0,8 | +0,3 | +0,3 | +0,2 | +1,8 | +0,6 | +0,6 | -1,3 | -0,1 | -0,1 |
III вариант | +1,1 | +1,4 | +1,9 | -0,3 | -0,4 | -0,8 | +1,5 | const | const | -1,6 | -0,2 | -0,2 |
IV вариант | +2 | +2,6 | +3,1 | -1,1 | +1,4 | +1,7 | +0,9 | -0,8 | -0,7 | -1,8 | -0,3 | -0,2 |
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
В
среднесрочной перспективе
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить снижение уровня ставки рефинансирования. Дальнейшие шаги по изменению процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание операций по предоставлению кредитов как под обеспечение, так и без него (последние были введены в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года). Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При формировании избыточного денежного предложения планируется использовать в качестве инструментов его стерилизации операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля и проведение депозитных операций.
Также Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора: возможно изменение нормативов обязательных резервов и их дифференциация.
В настоящее время всё большую актуальность приобретает проблема воздействия мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики, поэтому при реализации денежно-кредитной политики необходимо объединение усилий Банка России и Правительства Российской Федерации в решении множества вопросов, в том числе в части разработки специальной государственной программы, ориентированной на серьёзную материальную поддержку бизнеса.8 Вообще, в 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Министерством Финансов совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Перспективы
выхода из сложившейся на сегодня
ситуации (глобального финансово-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе исследовано воздействие на экономику Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, которая направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; проведен анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики; рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования; раскрыты количественные ориентиры и тенденции развития денежно-кредитной сферы на среднесрочную перспективу.
Банк
России при осуществлении денежно-
Денежно-кредитная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей, так например, политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков – изменения резервов воздействуют на предложение денег – изменение денежного предложения меняет процентную ставку – изменение процентной ставки воздействует на инвестиции и уровень цен.
Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков