Денежно-кредитная политика центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5

1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9


Глава 2

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14

2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17


Глава 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

!!!!!курсовик!!.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)
 
 

    В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 – 5,5%.

    Отрицательное сальдо счета операций с капиталом  и финансовыми инструментами  в 2010 году снизится по всем вариантам  прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза.

    Положительное сальдо счета текущих операций во втором-четвертом вариантах прогноза будет достаточным для компенсации  отрицательного сальдо финансового счета (в отличие от первого варианта), поэтому будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5 – 69,7 млрд. долларов США.

    Прогноз платежного баланса (статистического  отчёта, где в систематизированном  виде приводятся суммарные данные о  внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами за определённый период времени) на 2011 и 2012 годы охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть (таблица 3).

    Таблица 3

    Варианты  прогноза среднегодовой цены на российскую нефть

    на  мировом рынке в 2011-2012 годах

      Среднегодовая цена на нефть

(долларов  США за баррель)

2011 год I вариант 45
II вариант 59
III вариант 74
IV вариант 87
 
2012 год I вариант 45
II вариант 60
III вариант 81
IV вариант 95

    В 2011-2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо (таблица 4).

    Таблица 4

    Положительное сальдо счета текущих операций в 2011-2012 годах

      Профицит  счета текущих  операций

(млрд. долларов США)

I вариант 1,8
II вариант 16,9
III вариант 48,0
IV вариант 83,2

    Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению  с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.

    В 2011 году предполагается увеличение валютных резервов для каждого варианта прогноза (таблица 5).

    Таблица 5

    Увеличение  валютных резервов за счет сальдо счета  текущих операций и финансового счета в 2011 году

      Увеличение  валютных резервов

(млрд. долларов США)

    I вариант 3,7
    II вариант 21,6
    III вариант 51,2
    IV вариант 88,9
 

    В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и  финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов.

     Расчеты по денежной программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

    Динамика  изменения чистых международных  резервов и чистых внутренних активов, а также ожидаемые в структуре  чистых внутренних активов изменения  объема чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам приведены в таблице 6.

    Таблица 6

    Прогноз показателей денежной программы  на 2010-2012 годы

  Изменение показателей по сравнению  с предыдущим годом

(трлн. рублей)

чистые  международные резервы чистые  внутренние активы чистый  кредит расширенному правительству чистый  кредит банкам
2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год 2010 год 2011 год 2012 год
I вариант -0,3 +0,03 +0,2 +0,7 +0,5 +0,6 +2,3 +0,6 +0,6 -1,1 +0,2 +0,2
II вариант +0,4 +0,6 +0,8 +0,3 +0,3 +0,2 +1,8 +0,6 +0,6 -1,3 -0,1 -0,1
III вариант +1,1 +1,4 +1,9 -0,3 -0,4 -0,8 +1,5 const const -1,6 -0,2 -0,2
IV вариант +2 +2,6 +3,1 -1,1 +1,4 +1,7 +0,9 -0,8 -0,7 -1,8 -0,3 -0,2
 

    Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

    В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

    По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить снижение уровня ставки рефинансирования. Дальнейшие шаги по изменению процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

    В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание операций по предоставлению кредитов как под обеспечение, так и без него (последние были введены в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года). Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

    При формировании избыточного денежного  предложения планируется использовать в качестве инструментов его стерилизации операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля и проведение депозитных операций.

    Также Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора: возможно изменение нормативов обязательных резервов и их дифференциация.

    В настоящее время всё большую актуальность приобретает проблема воздействия мирового финансового кризиса на реальный сектор экономики, поэтому при реализации денежно-кредитной политики необходимо объединение усилий Банка России и Правительства Российской Федерации в решении множества вопросов, в том числе в части разработки специальной государственной программы, ориентированной на серьёзную материальную поддержку бизнеса.8 Вообще, в 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Министерством Финансов совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

    Перспективы выхода из сложившейся на сегодня  ситуации (глобального финансово-экономического кризиса) как для России, так и для других стран во многом определяются эффективной макроэкономической политикой государства в ближайшие годы.9 Такая политика, с одной стороны, призвана системно решить ряд угроз, в том числе – неустойчивость платёжного баланса, дефляционное давление, спад на рынке труда, необходимость жёсткого ограничения бюджетных расходов, а с другой – создать стимулы для роста национальной экономики, соответствующие её внутренним ресурсам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной работе исследовано воздействие  на экономику Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, которая направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; проведен анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики; рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования; раскрыты количественные ориентиры и тенденции развития денежно-кредитной сферы на среднесрочную перспективу.

    Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Банком России, является одной из составляющих экономической политики государства и одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

    Банк  России при осуществлении денежно-кредитной  политики оперирует следующими инструментами:

  1. устанавливает процентные ставки по своим операциям;
  2. устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. осуществляет операции на открытом рынке;
  4. осуществляет рефинансирование кредитных организаций;
  5. осуществляет валютное регулирование;
  6. устанавливает ориентиры роста денежной массы;
  7. устанавливает прямые количественные ограничения.

    Денежно-кредитная  политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей, так например, политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков – изменения резервов воздействуют на предложение денег – изменение денежного предложения меняет процентную ставку – изменение процентной ставки воздействует на инвестиции и уровень цен.

Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков