Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является исследование воздействия на экономику страны единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики..........................5
1.2 Теоретические концепции и типы денежно-кредитного регулирования............................................................................................9
Глава 2
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Классификация методов денежно-кредитной политики и их особенности....................................................................................................14
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации......................................................................................................17
Глава 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ БАНКОМ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Направления и цели денежно-кредитной политики Банка России..........28
3.2 Сценарии макроэкономического развития и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов.............31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................38
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики,
используемые
в Российской Федерации
Инструментарий денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование различных средств Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования варьируется в зависимости от политики, конкретных обстоятельств и степени открытости экономики.
В
соответствии с Федеральным законом
"О Центральном банке
Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики, используемые в Российской Федерации.
1) Процентная политика.
Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины этого процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.
Центральный банк регулирует уровень процентных ставок:
2) Резервные требования.
Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка, который представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов, который осуществляется на основании нового Положения Банка России от 07 августа 2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».
"Депонирование
обязательных резервов
Резервируемые
обязательства кредитных
Размер
(норматив) обязательных резервов, а
также порядок депонирования
обязательных резервов в Банке России
устанавливаются Советом
Как видно из приведенных данных, Банк России регулирует размеры обязательных резервов с учетом потребности кредитных организаций в ликвидности. Так, в условиях кризиса произошло снижение нормативов с действовавших осенью 2008 года 8,5% до уровня 0,5%, что в общей сложности обеспечило банкам высвобождение более 350 млрд. рублей.3
Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов. При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф, который поступит в доход федерального бюджета.
Рис. 2. Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России (январь 2010 года)
На рисунке 2 приведена группировка кредитных организаций (в зависимости от величины зарегистрированного уставного капитала), обязательные резервы которых хранятся на счетах в Банке России.
На декабрь 2009 года доля кредитных организаций с величиной уставного капитала от 30 до 60 млн. рублей составляла 0,7 % , а на январь 2010 года увеличилась до 0,8 %, также увеличилась доля банков с уставным капиталом от 60 до 150 млн. рублей и от 150 до 300 млн. рублей соответственно с 1,8% до 1,9% и с 4,7% до 5,1%. Из этого следует сокращение удельного веса кредитных организаций с величиной уставного капитала от 300 и выше млн. рублей с 92,4% до 91,8%.
На размер норм обязательного резервирования влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длительный период.
3) Операции на открытом рынке.
К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в статье 39 приводит следующую формулировку операций на открытом рынке: "Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки".4
Такая политика представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями:
Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, то есть обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей (установленной между двумя границами). Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.
4) Рефинансирование кредитных организаций.
Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк таким образом превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию "банка банков". Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков.
Кредитные рефинансирования различаются по:
Динамика изменения ставки рефинансирования в России за период с 1991 по 2010 год приведена в приложении 2. Легко заметить, что в 1990-е годы (особенно в период с 1993 по 1996 год, а также в 1998 году) величина ставки рефинансирования превышала 100%. Это объясняется влиянием экономических реформ того периода, предусматривающих ряд мер в области макроэкономической политики для достижения стабилизации и структурной перестройки экономики. Программа реформ была амбициозной и, как видно сегодня, недостаточно реалистичной. В денежно-кредитной сфере программа требовала от Центрального банка России сократить выдачу субсидированных кредитов и ограничить рост денежной массы, предусматривалось сокращение инфляции с 12 % в месяц в 1991 году до 3,5 % в месяц к середине 1993 года. Однако в 1992—1993 годах правительство увеличило денежную массу и выдачу кредитов до опасных значений, что привело к росту инфляции и снижению курса рубля. Отчасти следствием этого положения, отчасти под влиянием ряда внутренних и внешних факторов явился экономический кризис 1998 года.
Информация о работе Денежно-кредитная политика центральных банков