Депозитных операций банков второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание

Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В главе 1 рассматривается значение, сущность, место, цели, роль и задачи осуществления депозитных операций.
Глава 2 посвящена анализу депозитного рынка на современном этапе развития экономики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления депозитных операций

1.1 Сущность депозитных операций ..…………………………. 5
1.2 Депозитная политика банка ………………………………… 8
1.3 Государственное регулирование депозитной деятельности 12
ГЛАВА 2. Депозитный рынок Казахстана на современном этапе
2.1 Депозитные операции АО "Народного банка Казахстана".. 16
2.2 Анализ состояния депозитного ранка РК за 2009 год …….. 19
2.3 Проблемы и пути развития депозитного рынка в РК ……... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………................... 27

Работа состоит из  1 файл

Депозитных операций банков второго уровня.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)
    1. Депозитная  политика банка
 

      Депозитная  политика - комплекс мероприятий, направленных на формирование такого депозитного  портфеля, который, с одной стороны, обеспечивал бы нужды коммерческого  банка в финансовых ресурсах и позволял проводить планируемые объемы активных операций, а с другой стороны - позволял бы держать на необходимом уровне процентную маржу, т.е. положительную разницу между процентными доходами и процентными расходами банка.

      В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности. Депозитная политика должна прежде всего отвечать следующим требованиям:

      • экономическая целесообразность;

      • конкурентоспособность;

      • внутренняя непротиворечивость.

      Под экономической целесообразностью  здесь понимается рентабельность использования  привлеченных ресурсов населения. Этот вопрос, разумеется, должен рассматриваться в общем контексте активно-пассивного управления. При расчете относительной эффективности привлечения депозитных ресурсов частных лиц необходимо принимать во внимание как связанные с ними издержки, в том числе – резервные отчисления, а также неопределенную степень их ликвидности, так и явные выгоды.

      Система ставок по вкладам должна быть ориентирована  на рыночную конъюнктуру при непременном  учете складывающейся иерархии надежности сопоставимых инструментов. Так, банк, удерживающий ставки на более низком уровне, нежели близкие ему по степени надежности конкуренты, рискует потерять часть своей клиентуры.

      Можно рассматривать внутреннюю непротиворечивость депозитной политики в нескольких аспектах. Это и временная структура депозитных ставок, и их дифференциация по суммам, видам вкладов в сравнении с иными сопоставимыми инструментами того же банка (сертификатами, векселями и пр.), а также по различным категориям клиентуры (например, для физических и юридических лиц).

      Рассматривая  сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие  вопросы, как: субъекты и объекты  депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

      В состав субъектов депозитной политики коммерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).

      Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики НБ РК, проводимой на макроэкономическом уровне, и для политики на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует отнести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптимальности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной политики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

      К специфическим принципам депозитной политики относятся принципы обеспечения  оптимального уровня издержек банка, безопасности проведения депозитных операций, надежности, поскольку банк, осуществляя аккумуляцию временно свободных денежных средств с целью их последующего размещения, стремится получить доход не любой ценой, а с учетом реалий рынка, на котором он осуществляет свою деятельность.

      Соблюдение  перечисленных принципов позволяет  банку сформировать как стратегические, так и тактические направления  в организации депозитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность  и оптимизацию его депозитной политики.

      Рассматривая депозитную политику банка как один из элементов банковской политики в целом, необходимо исходить из того, что основной целью депозитной политики является привлечение как можно большего объема денежных ресурсов по наименьшей цене. Успешная реализация этой многогранной цели депозитной политики банка предполагает решение в процессе ее формирования таких задач, как:

      • содействие в процессе проведения депозитных операций получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем;

      • поддержание необходимого уровня банковской ликвидности;

      • обеспечение диверсификации субъектов депозитных операций и сочетание разных форм депозитов;

      • поддержание взаимосвязи и взаимной согласованности между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по суммам и срокам депозитов и кредитных вложений;

      • минимизация свободных средств на депозитных счетах;

      • проведение гибкой процентной политики;

      • постоянное изыскание путей и средств уменьшения процентных расходов по привлеченным ресурсам;

      • развитие банковских услуг и повышение качества и культуры обслуживания клиентов.

       Таким образом, нельзя не сказать о том, что процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением  банком процентной политики, так как  депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов. Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном порядке в соответствии со срочностью вклада, а теперь банки могут самостоятельно устанавливать конкурентоспособные процентные ставки, ориентируясь на ставку рефинансирования НБ РК, состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики. По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг и зависит от соблюдения клиентом условий вклада. 

    1. Государственное регулирование депозитной деятельности
 

      В целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан уполномоченный орган осуществляет регулирование деятельности банков, в том числе путем:

      • установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, провизии против сомнительных и безнадежных активов;

      • издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов;

      • проверок деятельности банков;

      • применения мер раннего реагирования;

      • применения к банкам ограниченных мер воздействия;

      • наложения санкций на банки или их должностные лица.

      Регулирование деятельности банков осуществляется как  в отношении отдельного банка, так  и на консолидированной основе, то есть в отношении банковского  конгломерата. Правила консолидированного надзора устанавливаются уполномоченным органом. [7]

      В целях защиты интересов депозиторов банков второго уровня Республики Казахстан создается система обязательного гарантирования депозитов.

      Обязательное гарантирование депозитов осуществляется специально созданной некоммерческой организацией.

      Правовые основы функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, права, обязанности ее участников определяются законодательством Республики Казахстан.

      Участие в системе обязательного гарантирования депозитов является обязательным для всех банков второго уровня, имеющих лицензию на прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, за исключением исламских банков.

      Основными принципами системы обязательного гарантирования депозитов являются:

      1) обязательность участия банков, осуществляющих прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в системе обязательного гарантирования депозитов;

      2) обеспечение прозрачности системы обязательного гарантирования депозитов;

      3) снижение рисков, связанных с функционированием системы обязательного гарантирования депозитов;

      4) накопительный характер формирования специального резерва, предназначенного для выплаты гарантийного возмещения.

      Основными задачами организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, являются:

      1) участие в обеспечении стабильности финансовой системы;

      2) защита прав и законных интересов депозиторов гарантируемых депозитов в случае принудительной ликвидации банка-участника.

      Для выполнения основных задач организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выполняет следующие функции:

      1) выплачивает гарантийное возмещение в соответствии с требованиями настоящего Закона;

      2) ведет реестр банков-участников системы обязательного гарантирования депозитов;

      3) инвестирует собственные активы;

      4) формирует специальный резерв, предназначенный для выплаты гарантийного возмещения;

      5) выбирает на конкурсной основе банк-агент;

      6) участвует в составе временной администрации, назначаемой в период консервации банка-участника;

      7) участвует в составе временной администрации, назначаемой в период лишения банка-участника лицензий на проведение всех банковских операций;

      8) участвует в составе ликвидационной комиссии принудительно ликвидируемого банка-участника до момента погашения ликвидационной комиссией задолженности перед организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, по сумме выплаченного (выплачиваемого) ею гарантийного возмещения;

      9) участвует в составе комитета кредиторов принудительно ликвидируемого банка-участника до момента погашения ликвидационной комиссией задолженности перед организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов, по сумме выплаченного (выплачиваемого) ею гарантийного возмещения.

      Организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, принимает на себя обязательства по выплате гарантийного возмещения депозиторам банка-участника со дня вступления в законную силу решения суда о его принудительной ликвидации.

      В целях надлежащего и своевременного выполнения своих функций организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, получает от Национального Банка Республики Казахстан информацию необходимую для обеспечения функционирования системы обязательного гарантирования депозитов, порядок предоставления которой определяется по соглашению между Национальным Банком Республики Казахстан и организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов.

      Объектами обязательного гарантирования депозитов являются обязательства банка-участника по возврату в случае его принудительной ликвидации депозитов физических лиц в тенге и иностранной валюте без начисленного по ним вознаграждения, находящихся на банковских счетах и удостоверенных договорами банковского счета и (или) банковского вклада и (или) вкладными документами.

      В случае принудительной ликвидации банка-участника системы обязательного гарантирования депозитов в период со дня введения в действие Закона Республики Казахстан от 23 октября 2008 года № 72-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» до 1 января 2012 года, организация, осуществляющая обязательное гарантирование депозитов, выплачивает депозиторам - физическим лицам гарантийное возмещение по гарантируемым депозитам в сумме остатка по депозиту без начисленного по депозиту вознаграждения, в размере пяти миллионов тенге. [8]

Информация о работе Депозитных операций банков второго уровня