Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб».
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб»;
3) провести оценку эффективности проведения факторинговых операций ОАО «Банк Уралсиб».
ВВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников 5
1.2 Виды факторинговых операций 11
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании 14
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧНСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК
УРАЛСИБ»
2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности
деятельности 17
2.2 Оценка финансового состояния коммерческого банка 24
2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их
эффективности 32
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРИНГА ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа
эффективности факторинговых операций банка 41
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ОАО
«Банк Уралсиб» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ (ИМСИТ)
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
финансов и кредита
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Дисциплина: «Деньги,кредит,банки»
Тема: «Факторинговые операции коммерческих банков»
(по материалам
ОАО «БанкУралсиб»)
Краснодар
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Специфика
факторинговых операций, состав участников
1.2 Виды
факторинговых операций
1.3 Типы
соглашений о факторинговом обслуживании
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧНСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК
УРАЛСИБ»
2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности
деятельности
2.2 Оценка
финансового состояния коммерческого
банка
2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их
эффективности
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРИНГА ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа
эффективности факторинговых операций
банка
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ОАО
«Банк Уралсиб»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В финансовой системе России банковская система выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом – фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).
В настоящее время многие предприятия работают с крупными покупателями, что влечет образование больших сумм дебиторской задолженности. А это замораживает оборотные средства предприятия-поставщика. При этом на помощь приходят коммерческие банки, оказывающие услуги факторинга – покупки дебиторской задолженности у поставщика с правом дальнейшего требования погашения данной задолженности с покупателя. Проблема эффективности операций факторинга становится все более актуальной при оптимизации финансовой практики взаимодействия российских предприятий и банков. Кроме того, важную роль играет страховая функция факторинговых компаний, которые принимают на себя риск непогашения платежных обязательств со стороны покупателей продукции своих клиентов. При проведении таких операций коммерческий банк одновременно реализует все основные функции, которые отведены ему рыночной экономикой: посредничество в расчетах, финансирование клиентов и страхование рисков неплатежей.
Представленные выше моменты отражают актуальность темы курсовой
работы.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб».
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб»;
3) провести оценку эффективности проведения факторинговых операций ОАО «Банк Уралсиб».
Объектом исследования является коммерческий банк ОАО «Банк Уралсиб», предметом исследования – организация факторингового обслуживания.
При написании курсовой работы были использованы труды российских ученых, среди которых следует отметить Л.Г. Батракова, Г.Н. Белоглазову, Л.А. Дробозину, Е.П. Жарковскую, Е.Ф. Жукова, В.М. Ионова, В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкую, О.И. Лаврушина, А.А. Максютова, И.Д. Мамонова, О.В. Соколову и др.
ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
БАНКАМИ
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее – торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы ХХ в. факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, то есть перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.
Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные
о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем, чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры. Для покупателя преимущество факторского кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.
Таким образом, факторинг – это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Цель факторинга – устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьёзное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
Слово «фактор» от английского – «посредник, маклер». С экономической точки зрения – это посредническая операция. Таким образом, факторинг – это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, и соответственно право получения платежа по ним, то есть инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.
В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента договор могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
Существуют два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный. Конвенционный факторинг – универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.[8]
Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику – клиенту факторинга – кредита под отгруженные товары, а покупателю – платёжного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор фирмами. Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных банках (или сами банки/факторинговые отделы/ осуществляют факторинговые операции), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация «Фэкторз чейн интернэшл», членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира. Членами этой ассоциации от одной страны могут стать не более чем 3-4 банка. В августе 1994 г. Первым
российским коммерческим банком, принятым в ФЧИ, стал Тверьуниверсал
банк, а затем Мост-банк.
Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.
Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков