Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности Центрального банка РФ как субъекта экономики.
Задачи курсовой работы
- рассмотреть статус, цели, функции Банка России;
- изучить структуру Банка России;
- рассмотреть основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 20
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования Центрального Банка РФ 5
1.1. Создание, правовой статус и организационная структура Банка России 5
1.2. Функции Центрального Банка РФ 13
1.3. Операции Центрального банка 17
Глава 2. Анализ деятельности Банка России на современном этапе 21
2.1. Нормотворческая деятельность Банка России 21
2.2. Анализ денежно-кредитной политики Банка России в 2010 г. 24
2.3. Состояние банковской ликвидности и операции Банка России 29
Глава 3. Совершенствование деятельности Банка России 33
3.1. Повышение эффективности инструментария Банка России 33
3.2. Проведение стресс-тестирования надзорным подразделением Банка России 35
Заключение 40
Список литературы 42
Центральные банки возникли более 300 лет назад Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе - просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.
На протяжении всей истории существования центральных банков велись бурные дискуссии о судьбе центрального банка и его роли в развитии банковского бизнеса. Полемика велась между представителями, с одной стороны, школы свободной банковской деятельности, которые в основном выступали против самой идеи существования центрального банка, и, с другой стороны, денежной школой, представители которой выступали за создание центрального банка.
Эволюция центральных банков в мировой экономике породила общие тенденции для этого института независимо от социально-экономических отношений разных стран.
Цель курсовой работы – изучить особенности Центрального банка РФ как субъекта экономики.
Задачи курсовой работы
- рассмотреть статус, цели, функции Банка России;
- изучить структуру Банка России;
-
рассмотреть основные
-
предложить пути
Объект изучения – Банк России
Предмет изучения – процессы, лежащие в основе функционирования ЦБ РФ.
Для реализации поставленной цели и задач была изучена различная учебная литература и периодическая печать.
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России)
был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского
республиканского банка Госбанка СССР.
Подотчетный Верховному Совету РСФСР,
он первоначально назывался
2
декабря 1990 г. Верховным Советом
РСФСР был принят Закон о
Центральном банке РСФСР (
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В
ноябре 1991 г. в связи с образованием
Содружества Независимых
20
декабря 1991 г. Государственный
банк СССР был упразднен и
все его активы и пассивы,
а также имущество на
В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои
функции, определенные Конституцией Российской
Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо
от федеральных органов
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Однако, по мнению специалистов Центра политической и экономической независимости, Банк России обладает формальными признаками1. В практике макроэкономического регулирования он подвергается перманентному давлению со стороны заинтересованных сторон. В значительной мере политика Банка России зависит от видения общей экономической политики со стороны Правительства РФ, в частности Минэкономики и Минфина. Банк России не обладает самостоятельностью в составлении денежной программы и прогнозов, а также в назначении целевых ориентиров, хотя несет за них ответственность.
В ежегодно разрабатываемом проекте денежно-кредитной политики ключевые макроэкономические параметры заимствуются из документов Минэкономики (рис.1). В международной же практике самостоятельное назначение правительством целевых ориентиров для центрального банка, наоборот, наименее распространенный вариант.
В идеале Банк России должен самостоятельно определять целевые ориентиры исходя из своих реальных возможностей или после собственной разработки согласовывать их с правительством.
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк
России является юридическим лицом.
Уставный капитал и иное имущество
Банка России являются федеральной
собственностью, при этом Банк России
наделен имущественной и
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики2.
В
настоящее время в Центральном
банке Российской Федерации функционируют
следующие структурные
-
Сводный экономический
-
Департамент исследований и
-
Департамент наличного
-
Департамент регулирования,
-
Департамент регулирования
-
Департамент бухгалтерского
-
Департамент лицензирования
-
Департамент банковского
-
Департамент финансовой
- Главная инспекция кредитных организаций
-
Департамент операций на
- Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках