Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:29, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие инфляции, сущность, виды и причины возникновения……………5
1.1. Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения…………….5
1.2. Виды инфляции и ее последствия…………………………………………..8
1.3.Кривая Филипса……………………………………………………………...11
2. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...14
2.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..14
2.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….36
3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...40
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..40
3.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………………...52

Работа состоит из  1 файл

Инфляция курсовая Новосельцева Эк.Теория.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

Специалистами разработаны  предложения для решения этой проблемы: разработать программу  развития кредита в рамках единого  монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных  инвестиций, а также  стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие  государства в экономике, как  в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической  активности в сферах, связанных с  высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При  подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующей главе.

 

 

3. Методы регулирования  инфляции в Российской Федерации

3.1. Антиинфляционная  политика, основные направления

 

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика – методы ограничения денежного  спроса через денежно-кредитные  и налоговые механизмы путем  снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем  их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства – промышленная политика, которая характеризуется всемерной  государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального  производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и  другие меры: индексация (полная или  частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства  темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

 

3.2. Инфляция на ближайшие годы  и антиинфляционные меры по  снижению ее темпов

 

Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2010 году – 9 %, в 2011 году –  6,5 - 8 %, 2012 году – 4,5 - 6 %, 2013    году – 4 - 5,5 % (см. табл. 3.1). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность  процесса реформирования жилищно-коммунального  хозяйства, а также опережающий  инфляцию рост регулируемых тарифов  на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции  на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к  мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.9

В-третьих, опережающий  рост доходов населения по сравнению  с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

Таблица 3.1. - Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь к декабрю, в %)

Показатели

2009

2010,

оценка

2011, прогноз

2012, прогноз

2013, прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

9

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Базовая инфляция (БИПЦ)

8,3

7,5-7,7

5,6-7,1

3,8-5,2

3,3-4,8

Продовольственные товары

9,6

8,6-8,8

7,4-7,6

5,1-5,3

4,8

Непродовольственные товары

6,4

6,0-6,1

5,4-5,6

4,7

4,4

Платные услуги населению

21,0

14,3-14,5

11,7-12,2

8,9-9,1

7,7-7,9

Услуги ЖКХ

32,7

18-19

14-15

10-12

10-11

Прочие услуги

14,3

11,8-12,3

10-10,5

7,3-7,5

5,8-6


 

Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он включает следующие основные направления:

-ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ, устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора в инфляцию с 1,6 п.п. в 2010 году до 1,1 п.п. в 2013 году.

- сдерживание роста  цен на ГСМ посредством стимулирования  конкуренции, в том числе путем  организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем  рынке за счет снижения фискальной  нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается, что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторону снижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16 % в 2009 году до 6-8 % в 2011 году.

- стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2008-2010 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары - прирост цен с 8,6-8,8 % в 2010 году снизится до 7,4-7,6 % в 2011 году и    4,8 % к 2013 году.

- меры по повышению  доверия населения к финансовым  рынкам и банковской системе,  направленные на увеличение склонности  населения к сбережениям и  замедление скорости обращения  денег.

- проведение консервативной  денежной и бюджетной политики.

Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2010 году до 25-30 % в 2011 году, а в 2013 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.10

Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:

Темпы роста цен и  тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ  – в 2011 - 2013 годах будут превышать  целевой уровень инфляции, установленный  для соответствующих лет, что  обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции. Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.     

Предельные параметры  повышения регулируемых цен и  тарифов на товары и услуги субъектов  естественных монополий определены в следующих размерах. (См. табл. 3.2)

Таблица 3.2. - Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию  услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за  одовой период)

Показатели

2009 г. отчет

2010 г.

оценка

2011 г.,

прогноз

2012 г.,

прогноз

2013 г.,

прогноз

Инфляция (ИПЦ)

10,9

8-9

6,5-8

4,5-6

4-5,5

Электроэнергия

 

предельный рост среднеотпускных  тарифов для всех категорий потребителей

9,5

7,5

10

9

8

- для населения

25

15-20

13

11

10

Газ природный (оптовые  цены, в среднем для всех групп  потребителей)

23

11

15

14

13

- реализуемый населению

34,7

11,9

15

15

14

Железнодорожные перевозки:

 

Пассажирские перевозки  в дальнем следовании, в регулируемом секторе

12

12

12

11

10

Перевозки грузов

(средний рост тарифов)

12,8

7,5

8

6

5,5

Услуги ЖКХ (средний  рост тарифов)

32,7

18-19

14-15

10-12

10-11


 

Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2011 году на 15 %, в 2012 году - на 14 %, в 2013 году - на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 - 2 % от среднего уровня.

Информация о работе Инфляция