Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:29, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие инфляции, сущность, виды и причины возникновения……………5
1.1. Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения…………….5
1.2. Виды инфляции и ее последствия…………………………………………..8
1.3.Кривая Филипса……………………………………………………………...11
2. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...14
2.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..14
2.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….36
3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...40
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..40
3.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………………...52
Специалистами разработаны предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.
4. Ещё одной не менее важной проблемой, влияющей на инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.
Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.
В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.
Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующей главе.
3. Методы регулирования
инфляции в Российской
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления
Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.
Дефляционная политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.
Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
Конкурентное стимулирование
производства – промышленная политика,
которая характеризуется
Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.
3.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2010 году – 9 %, в 2011 году – 6,5 - 8 %, 2012 году – 4,5 - 6 %, 2013 году – 4 - 5,5 % (см. табл. 3.1). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.
Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.
Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.9
В-третьих, опережающий
рост доходов населения по сравнению
с возможностью российских производителей
увеличивать предложение
Таблица 3.1. - Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь к декабрю, в %)
Показатели |
2009 |
2010, оценка |
2011, прогноз |
2012, прогноз |
2013, прогноз |
Инфляция (ИПЦ) |
10,9 |
9 |
6,5-8 |
4,5-6 |
4-5,5 |
Базовая инфляция (БИПЦ) |
8,3 |
7,5-7,7 |
5,6-7,1 |
3,8-5,2 |
3,3-4,8 |
Продовольственные товары |
9,6 |
8,6-8,8 |
7,4-7,6 |
5,1-5,3 |
4,8 |
Непродовольственные товары |
6,4 |
6,0-6,1 |
5,4-5,6 |
4,7 |
4,4 |
Платные услуги населению |
21,0 |
14,3-14,5 |
11,7-12,2 |
8,9-9,1 |
7,7-7,9 |
Услуги ЖКХ |
32,7 |
18-19 |
14-15 |
10-12 |
10-11 |
Прочие услуги |
14,3 |
11,8-12,3 |
10-10,5 |
7,3-7,5 |
5,8-6 |
Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным Правительством Российской Федерации. Он включает следующие основные направления:
-ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ, устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора в инфляцию с 1,6 п.п. в 2010 году до 1,1 п.п. в 2013 году.
- сдерживание роста
цен на ГСМ посредством
- стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2008-2010 годах рост цен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции. Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственные товары - прирост цен с 8,6-8,8 % в 2010 году снизится до 7,4-7,6 % в 2011 году и 4,8 % к 2013 году.
- меры по повышению
доверия населения к
- проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прирост денежного спроса (денежного агрегата М2) снизится с 35-39 % в 2010 году до 25-30 % в 2011 году, а в 2013 году опустится до 16-20%. В структуре денежной массы повысится доля депозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общей тенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.10
Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий:
Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественных монополий – электроэнергию, газ – в 2011 - 2013 годах будут превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловлено необходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а также создании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельное повышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будет превышать верхней границы целевого уровня инфляции. Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественных монополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи с необходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
Предельные параметры повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующих размерах. (См. табл. 3.2)
Таблица 3.2. - Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за одовой период)
Показатели |
2009 г. отчет |
2010 г. оценка |
2011 г., прогноз |
2012 г., прогноз |
2013 г., прогноз |
Инфляция (ИПЦ) |
10,9 |
8-9 |
6,5-8 |
4,5-6 |
4-5,5 |
Электроэнергия |
|||||
предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей |
9,5 |
7,5 |
10 |
9 |
8 |
- для населения |
25 |
15-20 |
13 |
11 |
10 |
Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей) |
23 |
11 |
15 |
14 |
13 |
- реализуемый населению |
34,7 |
11,9 |
15 |
15 |
14 |
Железнодорожные перевозки: |
|||||
Пассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе |
12 |
12 |
12 |
11 |
10 |
Перевозки грузов (средний рост тарифов) |
12,8 |
7,5 |
8 |
6 |
5,5 |
Услуги ЖКХ (средний рост тарифов) |
32,7 |
18-19 |
14-15 |
10-12 |
10-11 |
Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителей увеличиваются в 2011 году на 15 %, в 2012 году - на 14 %, в 2013 году - на 13 %. Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ между ценовыми поясами до 1,5 - 2 % от среднего уровня.