Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:29, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие инфляции, сущность, виды и причины возникновения……………5
1.1. Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения…………….5
1.2. Виды инфляции и ее последствия…………………………………………..8
1.3.Кривая Филипса……………………………………………………………...11
2. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...14
2.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..14
2.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….36
3. Методы регулирования инфляции в Российской Федерации……………...40
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления…………………..40
3.2. Инфляция на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов………………………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….49
Список используемой литературы……………………………………………...52

Работа состоит из  1 файл

Инфляция курсовая Новосельцева Эк.Теория.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельных издержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктуры и необходимости замещения падающей добычи на действующих месторождениях разработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечивает безубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающий рост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать более эффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающих технологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.11

Цены на газ, реализуемый  населению, в среднем по Российской Федерации увеличиваются более  высокими темпами по сравнению с  ростом оптовых цен: в 2011-2012 годах - на 15% ежегодно, в 2013 году - на 14 %.

Прогнозируется опережающий темп роста тарифов на газораспределение, вследствие проведения газификации, что связано с включением расходов на инвестиции на строительство распределительных газопроводов. По оценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост конечных цен на газ может при этом в среднем составить в 2011 году до 0,3 процентного пункта.

В 2010-2011 годах будут  увеличены оптовые цены на сжиженный  газ, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60 % от рыночной оптовой цены на сжиженный газ.

Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерации  предельный рост регулируемых тарифов  на электроэнергию для всех категорий  потребителей составит в 2011 году 10 %, в 2012 году – 9 %, в 2013 году - 8 %.

Опережение целевого уровня инфляции обусловлено как динамикой роста цен на газ, так и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокий рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение.

Тарифы для населения  на электрическую энергию в прогнозный период будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам  для остальных групп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования. Максимальный прирост тарифов в 2011 году составит, как правило, 13 %, минимальный - 10 %. В 2012 году прирост тарифов не превысит 11 %, в 2013 году - 10 %. Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность повышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России. Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительной власти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующих регионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидацией перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

При этом в 2011 году ожидается  повышение цен на свободном рынке, что связано с растущим спросом  на электроэнергию. Свободные цены на электроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут выше регулируемых тарифов примерно в 1,2 - 1,4 раза. В результате фактически складывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителей несколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных) тарифов. По предварительной оценке, рост средне отпускных тарифов для конечных потребителей может составить: в 2011 году – 11 – 13 %, в 2012 году – 13 - 15,5 %, в 2013 году – 8,5 - 10,5 %.

Тарифы на железнодорожные  перевозки. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределах целевой инфляции: в 2011 году - в размере 8 %, в 2012 году и 2013 году - соответственно 6 % и 5,5 %.

При этом в целях сближения  уровней действующих тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2010-2011 годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровне действующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируется проиндексировать в 2011 году в среднем на 10,7 %, в 2012 году - на   9,6 %.

Темпы роста тарифов  на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирского комплекса, составят в среднем в 2011 году – 12 %, в 2012 году – 11 %, в 2013 году - 10 %. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарным периодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования предполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытков от пассажирских железнодорожных перевозок.

Тарифы на услуги связи. Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".

В 2011-2013 годах ежегодный  прирост тарифов в среднем  по услугам телеграфной связи  не превысит 25 %, по услугам общедоступной  почтовой связи - 15 процентов. Прирост тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций составит в 2010 году в среднем не выше 15 %, в 2012 году – 9 %, в 2013 году - 7,5 %.12

Тарифы ЖКХ. Рост тарифов  на производство товаров и оказание услуг организаций коммунального комплекса будет превышать инфляцию. Обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный ИПЦ, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг. Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Российской Федерации на 2011-2013 годы составит соответственно в 2011 году 14-15%, в 2012 году - 10-12%, в 2013 году -10-11 %.

 

Заключение

 

Таким образом, инфляция – это сложное социально-экономическое  явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен  и обесценение денег. Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах. 13

Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается (с 84,4 % в 2002 г. до 10,9 % в 2009 г.). Этому способствует улучшение макроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпа инфляции до 6,5 – 8 % в 2011 г. и 4,5 – 6 % в 2013 г.

В российской экономике инфляция имеет  свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость  внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2010-2013 г.г., утвержденными Правительством РФ являются:  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;  проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут  сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой  стабильности в долгосрочной перспективе  необходим  переход от разрозненных мер к единой комплексной программе  по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить  формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.14

Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих  макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных  реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные  издержки, инициативы участников рыночной экономики.15

 

Список используемой литературы:

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 399.
  2. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. – М.: Эксмо, 2008. – С. 496.
  3. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. С. 359.
  4. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. – 2007. -  № 20. С. 24.
  5. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2007. -   № 9. С. 13.
  6. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. С. 388.
  7. Моисеев С. Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. С. 132.
  8. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит. – 2007. - № 6. С. 19.
  9. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2007. -       № 12.  С. 17.
  10. Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы и кредит. – 2007. -  № 24. С. 101.
  11. Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы и кредит. – 2007. - № 10. с.60.
  12. Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативных экономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - № 13.  с.59.
  13. Сапир Ж. Каким должен быть уровень инфляции? // Проблемы прогнозирования. - 2007.- №3, - с.11.
  14. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Проспект, 2009. С. 198.
  15. Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008.  С. 366.
  16. Щегорцов В.А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2007. С. 407.

 

 

Приложение 1.

Таблица 2.4.

«Инфляция спроса»  и «инфляция издержек» в российской экономике.

Показатель

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006, три

квартала

Индекс  потребительских  цен (прирост цен, в % за год)

750

2510

840

220

130

21,8

11

84,4

36,5

20,2

18,6

15,1

12

11,7

8,6

Индекс цен производителей (прирост цен, в % за год)

238

2049

987

235

180

25,6

7,5

23,2

65,0

31,6

10,7

17,1

13,1

28,3

15,7

 

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Инфляция издержек




 

 

Приложение  2.

Таблица 2.6.

Динамика  расчетного и официального обменного  курсов доллара по отношению к рублю на внутреннем российском рынке

Показатель

01.01.99

01.01.00

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

01.09.07

Расчетный валютный курс доллара США, руб./дол. (М2 / Золотовалютные резервы государства)

21,04

37,12

57,37

41,27

44,03

44,66

41,76

35,04

34,30

Официальный обменный курс доллара

США, руб./дол.

5,96

20,65

27

28,16

30,14

31,78

29,45

27,75

28,55

Соотношение расчетного и обменного

курсов доллара по отношению рублю

3,53

1,80

2,127

1,47

1,46

1,41

1,42

1,26

1,20

Информация о работе Инфляция