Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
На протяжении последних лет внимание к налоговым правонарушениям динамично возрастает. Это связано с тем, что для системы налогообложения в настоящее время характерны низкая правовая дисциплина и непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций.
Введение………………………………………………………….…………3
1 Теоретические основы практики налогового укрывательства в России и за рубежом…………………………………………………………………….…6
1.1 Понятие, цели и принципы налогового укрывательства………….…6
1.2 Субъекты, объекты налогового укрывательства………………..……9
1.3 Практика налогового укрывательства в зарубежных странах…..…12
2 Анализ экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом...................................................................15
2.1 Анализ способов устранения налогового укрывательства
за рубежом………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ способов устранения налогового укрывательства
в России…………………………………………………………………………..18
3 Совершенствование экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом………………………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………….…28
– налогоплательщик, забывший составить декларацию, будет наказан, хотя он совсем не хотел уклониться от налога;
– неумышленные ошибки при ведении бухгалтерского учета;
– незнание налогоплательщиком о принятии нормативных актов относительно налогового законодательства, принятии новых или внесении изменений в действующие нормативные акты, арифметические ошибки.
Таким
образом, теоретическую основу налогового
укрывательства составляет комплекс теории
государства и права, конституционное,
административное, финансовое право, уголовное
право, а также такие науки, как конфликтология,
административная деликтология, криминология,
психология и многие другие науки.
1.2 Субъекты, объекты налогового укрывательства
Субъектами налогового укрывательства являются лица, на которых официально (юридически) в соответствии с учредительными и локальными актами фирмы возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговой отчетности и уплате налогов. Также, к субъектам, уклоняющимся от уплаты налогов, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены и иные лица, специально уполномоченные органом управления организации на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. К числу субъектов могут относиться и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера. Это могут быть и рядовые служащие и лица, которые вообще не входят в штат сотрудников организации, т.е. не имеют юридической (по документам) взаимосвязи с организацией, но которые фактически выполняли функции руководителя или главного бухгалтера.
Говоря о физических лицах, если налогоплательщик уклонился от уплаты сумм налогов и (или) сборов превышающей 300 000 рублей, то может иметь место состав налогового преступления, предусмотренного ч.1 ст.198 УК РФ, а если превышает 1 500 000 рублей, то можно говорить о налоговом преступлении, предусмотренном ч.2 ст.198 УК РФ. Как видно в этих случаях законодатель не принимает в расчет процентное отношение данных сумм к общей сумме подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Необходимо обратить внимание, что неуплата налогов и (или) сборов может признаваться налоговым преступлением и по результатам одного налогового периода.
Субъектом налогового преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
Уклонение от уплаты налогов (сборов) возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. Ошибки, явившиеся следствием невнимательности, незнания закона, халатности, легкомысленности и т.д. не могут караться уголовной ответственностью, равно как и действия, направленные на использование законных способов налоговой минимизации.
Прямой умысел характеризуется тремя признаками:
– осознания общественной опасности деяния;
–
предвидения общественно
– желанием наступления последствий.
Два первых признака составляют интеллектуальный момент умысла, последний – волевой.
Понятие интеллектуального момента умысла при уклонении от уплаты налогов лежит в осознании лицом фактической стороны совершаемого, а также предвидении им наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия). Осознание фактической стороны совершаемого заключается в том, что лицо которое уклоняется от уплаты налогов, понимает, что оно имеет доход, который является объектом налогообложения. В связи с этим на нем лежит обязанность передать часть своего дохода в собственность государству. Осознавая фактическую сторону совершаемого, лицо осознает социальное значение своих действий, их характер и общественную опасность.
В уголовно-правовой литературе преобладает мысль, что интеллектуальный момент умысла кроме осознания общественной опасности, входит и осознание противоправности совершаемого деяния. Таким образом, осознавая свои действия как общественно-опасные, субъект не может не осознавать их уголовную противоправность.
Для установления умысла на совершение уклонения от налогообложения необходимо также выявить содержание волевого момента умысла, то есть волевого отношения преступника к последствиям.
При прямом умысле лицо желает, чтобы в результате его действий материальные блага, которые должны были поступить государству остались в его распоряжении. Желая оставить у себя сумму неуплаченного налога и противоправно обогатиться за счет этого, виновный желает наступления общественно-опасных последствий уклонения от налогообложения и таким образом действует с прямым умыслом.
Объективная сторона налогового укрывательства выражается в уклонении от уплаты налогов путем бездействия, состоящего в непредоставлении декларации о доходах которую лицо обязано предоставить, или путем действия состоящего фактически в интеллектуальном подлоге, то есть включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, либо иным способом. Способом уклонения является включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах, либо иные способы перечень которых является открытым.
Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов или льгот, а также данные неверно отражающие фактическое состояние ввиду игнорирования существенно важных сведений.
Заведомо
искаженные данные признаются включенными
в бухгалтерские документы, если последние
подготовлены к предоставлению в налоговые
органы и оформлены в надлежащем порядке.
1.3 Практика устранения налогового укрывательства в зарубежных странах
Проблема
повышения эффективности
Выделяют несколько составляющих базовых принципов налогового контроля, закрепляемых государством в основах налоговой системы:
–
построение отношений между
– соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объективов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений;
– неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям;
– презумпция невиновности налогоплательщика.
Повышенное внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.
Согласно данным Службы внутренних дел США систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Указанные результаты были достигнуты в результате пятнадцатилетней работы по модернизации налоговой структуры. В качестве стратегических целей на первое место ставится улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе – улучшение персонифицированного обслуживания, на третье – повышение эффективности организации деятельности, снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства.
По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:
– отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью;
– доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;
– введения доступных для понимания правил налогообложения.
В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.
Таким образом, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков и в конечном счете на налоговые поступления.
Кроме
того, уровень добровольного
2
Анализ экономических способов
устранения практики
2.1
Анализ способов устранения
При анализе системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины. Выделяют несколько составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы:
– построение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на принципах равноправия и баланса прав и обязанностей сторон;
– соответствие средств поставленным целям;
– неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям;
– презумпция невиновности налогоплательщика.
Повышенное внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.
Согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачиваются добровольно. Но такой результат был достигнут в результате пятнадцатилетней работы по модернизации налоговой структуры. Такая концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе – улучшение персонифицированного обслуживания и на третье – повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).
По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:
– отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью;
– доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;
– введения доступных для понимания правил налогообложения.
В Великобритании помимо принципов спарведливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.
Таким образом, как видно из предоставленного обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления.
Кроме
того, уровень добровольного
Еще одной распространенной формой налогового контроля в иностранных налоговых системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме: