Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
На протяжении последних лет внимание к налоговым правонарушениям динамично возрастает. Это связано с тем, что для системы налогообложения в настоящее время характерны низкая правовая дисциплина и непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций.
Введение………………………………………………………….…………3
1 Теоретические основы практики налогового укрывательства в России и за рубежом…………………………………………………………………….…6
1.1 Понятие, цели и принципы налогового укрывательства………….…6
1.2 Субъекты, объекты налогового укрывательства………………..……9
1.3 Практика налогового укрывательства в зарубежных странах…..…12
2 Анализ экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом...................................................................15
2.1 Анализ способов устранения налогового укрывательства
за рубежом………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ способов устранения налогового укрывательства
в России…………………………………………………………………………..18
3 Совершенствование экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом………………………...…22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………….…28
– заключения налоговых соглашений;
– получения индивидуальных консультаций.
Согласно положениям Свода фискальных процедур Франции фискальный рескрипт дает налогоплательщику право направить в фискальный орган запрос о правомерности планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не в праве рассматривать данную сделку как правонарушение.
Примечательна система налоговых соглашений в Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией до заключения сделки, во время и после ее совершения, при этом главное условие – подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета.
В
Германии процедура рескрипта ограничена
консультированием
В Великобритании с 2004 г. Действует порядок, в соответствии с которым бухгалтеры и налоговые консультанты должны заблаговременно направлять в налоговую и таможенную службы новые схемы организации бизнеса.
Отдельным направлением повышения налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства.
Партнерами итальянских налоговых органов в обмене информацией являются:
– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;
– налоговая полиция;
– налоговый архив и картотека налогоплательщиков;
– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.
В Финляндии ведется расширенный банк данных налоговой службы, сформированный и пополняемый общедоступной информацией. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах.
Многие
из аспектов усиления налогового контроля,
активно используемых зарубежными
странами, рассматривались и
2.2
Анализ способов устранения
В
последние годы проблема преступности
приобрела для российского
В соответствии с Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (в последней редакции от 22 февраля 2008 № 116, от 15 июля 2008 № 532; от 07 ноября 2008 № 814) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию
Согласно п. 6.6 указанного Положения с целью реализации полномочий, предоставленных налоговым органам, ФНС России имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований к установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно статистическим данным налоговых органов, в результате осуществления налоговыми органами своих полномочий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджет государства налогов и сборов, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок нарушения законодательства о налогах и сборах выявляются в 98% проверенных организаций. В 2007 г. по результатам налоговых проверок в бюджет государства налоговыми органами было доначислено от налогоплательщиков более 60 млрд. руб.
Из 400 тысяч преступлений экономического характера, совершенных в прошлом году, 15 тысяч являются налоговыми. При этом ущерба они наносят больше всего: казна потеряла 75 млрд. руб. А по остальным 385 тыс. – 140 млрд. руб.
Существенно выросло количество уклонистов. По НДФЛ – на 10 процентов. Среди налоговых агентов нарушителей стало больше на 12 процентов, среди юридических лиц – на 5,5 процентов.
В 2010 году прогнозируется рост этих показателей. При этом наказания физическим лицам выносятся мягкие. За два года за уклонение от уплаты налогов были осуждены около 7 тыс. человек. По УК были наказаны единицы, да и те отделались условными сроками и штрафами.
Для системы правоотношений, возникающих в сфере налогов и сборов, в настоящее время характерны: низкая правовая дисциплина; непрекращающиеся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов и сборов.
По
мнению большинства специалистов, потенциально
каждый налогоплательщик объективно стремится
к минимизации своих налоговых
платежей и через призму этого
может рассматриваться в
Если сумма допущенного им нарушения достигнет предела, установленного законодателем в ст. 198 и 199 УК РФ, то он может превратиться в налогового преступника.
В январе – октябре 2008 г. подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений выявлено 25,2 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений данной категории составил 6,2%.
Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 61,0 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба – 46,85 млрд. руб.
В настоящее время, согласно нормам действующего законодательства о налогах и сборах в РФ, производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется только налоговыми органами. Большую роль в рассмотрении дел по налоговым правонарушениям играют судебные органы, которые в отдельных случаях не только осуществляют вопросы правосудия, но и дают рекомендации по применению норм законодательства о налогах и сборах. Разъяснения судов о применении норм законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации в настоящее время можно рассматривать как профилактику налогового укрывательства.
Очевидным
в настоящее время является то,
что наиболее успешным способом борьбы
с правонарушениями является их профилактика
и предупреждение. Профилактика и предупреждение
налоговых правонарушений предполагает
разработку комплекса мер правового, социального,
организационного, тактического характера
и др. Предупреждение и профилактика невозможны
без выявления причин и условий их совершения,
без изучения и составления «социального
портрета» личности правонарушителя.
3
Совершенствование
Эффективное сочетание деятельности налоговых органов обеспечивает наиболее успешное предупреждение и пресечение экономических и налоговых преступлений.
Предупреждение преступности, которое буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений, представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
Предупреждение
преступности представляет собой специфическую
разновидность социального
Предупреждение налоговых преступлений и правонарушений направленно на соблюдение юридическими и физическими лицами налогового законодательства с целью:
– выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений;
–
выявления склонных к совершению
преступлений, правонарушений в сфере
налогообложения лиц и оказания на них
предупредительно-
– предотвращения подготавливаемых налоговых преступлений и правонарушений.
Предупреждение совершения налоговых правонарушений и преступлений должно осуществляться на различных уровнях и направлениях. На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов.
Особое место в профилактике налоговых преступлений занимает совершенствование законодательной базы.
Как
показывает международный опыт, противодействие
отмыванию денег не может быть
обеспечено применением только уголовно-правовых
мер и административно-
В настоящее время упор делается на такую меру ответственности, как наложение крупных финансовых штрафов. Вместе с тем, практика показывает, что такие меры воздействуют прежде всего на законопослушного налогоплательщика, которому и так нелегко приходится в современной экономической обстановке. С другой стороны, лица, занимающиеся экономической деятельностью вне налогового контроля, часто достаточно легко уходят от ответственности. К тому же при отсутствии бухгалтерских документов доказать уклонение от уплаты налогов и привлечь преступника к уголовной ответственности – достаточно трудоемкий процесс, не сравнимый с последующим наказанием.
Значительную роль в предупреждении налоговой преступности могут играть налоговые инспекции. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.
В ситуации, когда дальнейшее увеличение налогового бремени на различные категории налогоплательщиков не представляется возможным, необходимо обратить самое серьезное внимание не только на объективные по отношению к деятельности налоговых структур факторы, влияющие на уровень налоговых поступлений (например, оптимизация системы налогообложения, совершенствование правовых основ налогообложения и т.д.), но и на субъективные факторы, то есть связанные непосредственно с деятельностью налоговых и правоохранительных органов. От решения такой проблемы, как всемерное повышение результативности в работе правоохранительных структур, в значительной мере зависит осуществление бюджетно-налоговой реформы.
Налоговая преступность принимает все более организованный и изощренный характер, выходит за рамки национальных границ, сопровождается совершением иных преступлений и создает реальную угрозу экономической безопасности России, нанося государству огромный материальный и моральный ущерб. В этих условиях принимаемые правоохранительными структурами меры не соответствуют реальной степени криминализации хозяйственного комплекса страны и широкой распространенности налоговых преступлений, что отрицательно сказывается на пополнении доходной части федерального бюджета. Продолжает оставаться значительным разрыв между количеством выявленных налоговых правонарушений и числом лиц, привлеченных к ответственности. Не создана эффективно действующая система мероприятий по розыску лиц, совершивших налоговые преступления, и по возврату скрываемых за границей доходов.