Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:28, курсовая работа
Коммерческие банки играют немаловажную роль в становлении и развитии банковской сферы и денежно-кредитных отношений. Чтобы поддерживать стабильность притоков и оттоков денежной массы, необходимо неотрывно вести денежную политику и следить за деятельностью банков.
Введение…………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.1. Коммерческий банк – основное звено банковской системы……………………………………………………………………………………… 6
1.1.1. Законодательная основа, структура и организационные принципы банковской
системы Российской Федерации……………………………………………………….… 6
1.1.2. Функции и принципы деятельности коммерческого банка………………….....… 7
1.1.3. Банковские и организационные структуры……………………………………… 13
Глава 1.2. Кредитный рынок в Российской федерации……………………………..… 18
1.2.1. Сущность и функции кредита …………………………………………………..… 18
1.2.2. Денежно-кредитная политика……………………………………………………... 21
1.2.3. Кредитные продукты коммерческого банка……………………………………… 24
Глава 2. Банковская система и кредитная политика в Российской Федерации и Чувашской Республике…………………………………………………………………… 28
2.1. Адекватность российского кредитного рынка современному этапу развития рыночной экономики…………………………………………………………………...… 28
2.2. Характеристика банковской системы Чувашской республики………………...… 32
2.3. Характеристика деятельности АКБ «Чувашкредитпромбанк»………………...… 34
2.3.1. Организационно- экономическая характеристика АКБ «Чувашкредитпромбанк» 34
2.3.2. Банковские услуги для физических лиц, предоставляемые «Чувашкредитпромбанк»……………………………………………………………….… 37
2.3.3. Банковские услуги для юридических лиц, предоставляемые «Чувашкредитпромбанк»………………………………………………………………… 41
2.4 АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО в условиях кризиса………………………….... 43
Глава 3. Тенденции и перспективы развития современной банковской системы Российской Федерации................................................................................................. 46
Заключение………………………………………………………………………………… 48
Список использованной литературы……………………………………………………... 50
В-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассивов. Они формируют ресурсы для своих операций главным образом за счёт заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10-20 % их баланса, что делает банки уязвимыми к воздействию внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью.
В-четвертых, банки
обладают возможностью открывать и
обслуживать расчетные и
Отмеченные особенности банков наиболее рельефно проявляются в выполняемых ими функциях. Осуществляя посредничество между заемщиками и кредиторами, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов. Именно в этом заключается брокерская (посредническая) функция банков. Основой способности банков выполнять посредническую функцию служит информация. Особенность посреднической функции банков состоит в том, что она неотделима от их других функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно, параллельно с выполнением этих функций, и она носит наиболее достоверный и разносторонний характер. Кроме того, накопленная банками информация может применяться многократно. Это проявляется, например, в том, что банк в процессе предоставления кредита изучает состояние заемщика и поученные таким образом сведения могут быть использованы им при последующих отношениях с этим заемщиком.
Брокерская (посредническая) функция реализуется банками путем инициирования кредита, организации эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например, присвоение кредитного рейтинга заемщикам). При этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.
Наряду с посреднической важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов, содержание которой заключается в том, что банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики. Как, правило, банки обладают активами, срочность которых превышает сроки исполнения их собственных обязательств, т.е. финансовых требований клиентов. Размеры отдельных активов банков превышают размеры отдельных обязательств. Ликвидность финансовых требований клиентов выше ликвидности активов банка, а степень риска банковских активов выше, чем степень рисков его обязательств. Таким образом, финансовые требования владельцев свободных ресурсов, в случае, если они действуют через банк, становятся более ликвидными, меньшими по размеру, более краткосрочными и менее рискованными. Следовательно, банки облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым ресурсам и стимулируют держателей свободных капиталов к инвестированию.
Но отмеченное различие качественных характеристик активов и пассивов баланса банка означает, что он берёт на себя часть риска поставщика финансовых ресурсов. В связи с этим у него возникает задача управления эти риском, что составляет предмет банковского менеджмента. Трансформационная функция составляет традиционную основу банковского бизнеса, банки исторически возникли как определенный тип финансовых посредников, финансируемых, главным образом, за счёт ликвидных депозитов и предоставляющих экономическим агентам неликвидные кредиты. К операциям, связанным с функцией качественной трансформации активов, относят мониторинг заемщика, участие в управлении, гарантирование, создание ликвидности и трансформации требований.
Таким образом, банк одновременно осуществляет две основные функции – брокерскую (посредническую) и функцию качественной трансформации активов – и, исходя из экономической ситуации, управляет своими рисками. При этом он сводит поставщиков и потребителей финансовых ресурсов и тем самым поддерживает эффективность экономической системы в целом. Поскольку функции собственно посредничества и трансформации активов на практике неотделимы друг от друга, их часто объединяют в единую функцию – посредничества в кредите и инвестировании.[2]
Специфической функцией банков, которая отражает их исключительную роль в рыночной экономике, является функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах. Банки открывают своим клиентам текущие счета, на которые зачисляют поступившие в их адрес денежные средства и с которых производят перечисления определенных сумм по поручению клиентов. Используя возможности депозитно-ссудной эмиссии, банки создают необходимые экономике безналичные платежные средства, которые являются существенным компонентом национальной денежной массы.[21] Таким образом, они обеспечивают функционирование платежной системы. Но тенденция универсализации ведет к тому, что современные платежные системы могут функционировать при минимальном участии банков, прогрессивные информационные технологии порождают институты, способные предоставлять клиентам платежные услуги без их участия.
С посредничеством в платежах тесно связана такая важная функция банков, как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики центрального банка, который пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег. При развитии инфляции он сдерживает рост денежной массы и поднимает процентные ставки по своим операциям с коммерческими банками. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они тоже становятся дороже, это в свою очередь ограничивает объем кредитования реального сектора и оказывает повышающее воздействие на процентные ставки по кредитам. Таким образом, коммерческие банки осуществляют передачу импульсов денежно-кредитной политики центрального банка экономике в целом.
История развития
банковского посредничества показывает,
что выполнять названные
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять им кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.
Данный принцип означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им средств. Прежде всего, это относится к срокам активов и обязательств.
Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. ликвидность) оказывается под угрозой. Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли банк должен добиваться также и согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Жесткая зависимость активов банков от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо уделить первостепенное внимание источникам формирования соответствующих пассивов.
Второй важнейший принцип, на котором базируется деятельность коммерческих банков, - полная экономическая самостоятельность, подразумевающая безраздельную экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает, как было сказано выше, свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, собственный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
Экономическая
ответственность коммерческого
банка не ограничивается его текущими
доходами (как это имело место
в отношении хозрасчетных учреждений
государственных
Третий принцип заключается в том, что коммерческий банк выстраивает отношения со своими клиентами на рыночных условиях. Предоставляя ссуды, он исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» несовместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платежеспособности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка, органично вытекающий из всех предыдущих, заключается в том, что регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов и распоряжений относительно направлений и условий размещения и привлечения ресурсов.[16]
Основная цель коммерческого банка заключается в том, чтобы получить прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не поставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам. Эта задача может оказаться невыполнимой в трех случаях: когда объём кредитов, которые не могут быть возвращены банку, превышает максимально возможную абсорбируемую банком величину (кредитный риск); когда вкладчики в массовом порядке изымают свои вклады (риск ликвидности); когда процентные ставки неожиданно растут ,(риск процентной ставки).
Эффективное управление этими тремя видами банковских рисков и составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Данная проблема существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках.
Проблема управления рисками
и необходимость более
Глава 1.1.3 Банковские и организационные структуры
Для эффективной организации банковской деятельности, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации банками их функций, важное значение имеет формирование организационных структур банков. Они обеспечивают упорядоченное взаимодействие между отдельными подразделениями банка (в частности, ускоряется процесс принятия решений, усиливаются надзор и контроль, появляется мотивация о рационализации банковской деятельности) и улучшение их взаимосвязи с внешней средой. В процессе организации деятельности банка должны быть решены следующие задачи:
Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются его размерами и выбранной рыночной стратегией. Организационная структура банка может строиться по различным принципам, отражающим специфику каждой конкретной банковской организации.
Как известно, существует несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур, которые используются банками при организации их деятельности. К линейным моделям относятся функциональная и дивизионная, а к матричным – двух- и трехмерная модели. [2]
Функциональная модель банка предполагает выделение структурных подразделений банка соответственно выполняемым функциям: управленческие отделы (отдел планирования, финансовый отдел, отдел внутреннего контроля, отдел управления персоналом, юридический отдел и т.п.), вспомогательные отделы (бухгалтерия, материальный отдел, вычислительный центр и т.п.) и отделы, организующие предоставление банковских услуг и взаимодействующие с клиентами, которые создаются в соответствии с предлагаемыми услугами (отдел кредитования, депозитный отдел, отдел расчетно-кассового обслуживания клиентов, отдел валютных операций и т.п.) При небольшом объеме некоторых услуг отделы, выполняющие разные операции, объединяются в одном структурном подразделении. Функциональная модель является базовой моделью организации банковской деятельности. Она характерна для небольших банков, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Для этой модели характерны высокий уровень внутрибанковской специализации, отработанность технологии предоставления каждой услуги. В то же время функциональная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка, значение которой возрастает при усложнении и диверсификации предоставляемых услуг. При этой модели сложно организовать комплексное обслуживание клиентов в соответствии с их индивидуальными потребностями: для получения различных услуг клиент вынужден обращаться в разные отделы банка, каждый из которых оценивает только одну из сторон его деятельности, не охватывая в совокупности общие потребности в финансовых услугах.
Информация о работе Коммерческие банки и кредитный рынок в РФ