Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 15:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является характеристика существующей в российских банках кредитной политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка, выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка. Раскрыть методологию формирования кредитной политики, дать общую характеристику ОАО «Альфа-Банк», изложить особенности кредитной политики ОАО «Альфа-Банк», проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей баланса ОАО «Альфа-Банк», предложить пути совершенствования кредитной политики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования кредитной политики коммерческих банков 5
1.1 Цели и задачи кредитной политики 5
1.2 Содержание кредитной политики 7
1.3 Особенности формирования кредитного портфеля 11
Глава 2. Проведение кредитной политики на примере ОАО "Альфа-Банк" 22
2.1 Характеристика банка
2.2 Кредитные продукты банка для физических и юридических лиц
22
26
2.3 Анализ кредитного портфеля 39
2.4 Управление кредитным портфелем банка 43
2.5 Совершенствование кредитной политики банка и банковского сектора 46
Заключение 51
Список литературы
Таблица 1
Факторы, определяющие отбор кредитных заявок
Внешней среды | Клиентские | Внутрибанковские |
Приоритеты
в политике
реализации структурной перестройки региона |
Уровень риска
несвоевременной реализации кредитуемого проекта и недостижения расчетной эффективности |
Соответствие
кредитуемого объекта кредитной политике банка |
Состояние
отраслевой среды,
характеризующееся стадией цикла, в которой находится отрасль |
Уровень менеджмента
и
маркетинга на предприятии |
Доля требуемых
кредитных вложений от
общего объема кредитных ресурсов банка |
Структура
и
конкурентоспособность отрасли |
Сроки погашения
основного долга и процентов по нему |
Прежде всего, следует установить, соответствует ли кредитная заявка
кредитной политике банка. В случае положительного ответа сотрудник кредитного отдела проводит анализ кредитоспособности потенциального заемщика.
В
банковской практике анализ финансового
состояния заемщика осуществляется
следующими методами по данным его
баланса и бухгалтерской
- вертикальный анализ;
- горизонтальный анализ;
-
определение
-
расчет величины чистых
-
расчет финансовых
Третий
блок - блок анализа состояния кредитного
портфеля и управление отклонениями
в значительной степени перекликается
с оперативным управлением
В рамках описанных выше блоков формирования кредитного портфеля предлагается более детальное, поэтапное рассмотрение механизма формирования кредитного портфеля (рисунок 1):
1-й этап - определение лимитов основных классификационных групп кредитов и вменяемых им коэффициентов риска;
2-й этап - отнесение каждого выдаваемого кредита к одной из указанных групп;
3-й этап - выяснение структуры портфеля (долей различных групп в их общей сумме) с учетом каждого нового выдаваемого кредита;
4-й этап - оценка совокупного риска портфеля и возможностей выдачи кредита конкретному объекту;
5-й этап - определение соответствия кредитного портфеля кредитной политике банка;
6-й этап - определение величины резервов, которые необходимо создать под каждый выданный кредит;
7-й этап - определение общей суммы резервов, адекватной совокупному риску портфеля;
8-й этап - выявление и анализ факторов, меняющих структуру и качество портфеля;
9-й этап - разработка мер, направленных на улучшение качества портфеля;
10-й
этап - постоянный мониторинг отклонений
кредитного портфеля от заданного оптимума.
Рисунок 1.
Механизм формирования кредитного портфеля коммерческого банка
Кредитная деятельность банка сопряжена с риском. Риск - это вероятность возникновения чистых убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Кредитный риск - это риск невозврата (неплатежа) или просрочки платежа по банковской ссуде. Различают также страновой кредитный риск (при предоставлении иностранных кредитов) и риск злоупотреблений (сознательно прогнозирующий невозврат). Причинами возникновения риска невозврата ссуды являются:
- снижение (или утрата) кредитоспособности заемщика, которое проявляется в форме кризиса наличности; последствием для банка может быть риск снижения ликвидности;
- ухудшение деловой репутации заемщика.
Кредитный риск может возникнуть по каждой отдельной ссуде, предоставленной банком, и, как следствие, по кредитному портфелю в целом.
Главное требование к формированию кредитного портфеля состоит в том, что портфель должен быть сбалансированным, т.е. повышенный риск по одним ссудам должен компенсироваться надежностью и доходностью других ссуд.
Распределение кредитных ресурсов внутри портфеля определяет его структуру. Структура портфеля формируется под воздействием следующих факторов:
- доходность и риск отдельных ссуд;
- спрос заемщиков на отдельные виды кредитов;
- нормативы кредитных рисков, установленные Центральным банком;
- структура кредитных ресурсов банка (краткосрочные / долгосрочные).
Важной
характеристикой кредитной
Качество кредитного портфеля оценивается по системе коэффициентов, включающей абсолютные показатели и относительные показатели, характеризующие долю отдельных кредитов в структуре ссудной задолженности.
Коэффициент качества кредитного портфеля в общем виде может быть представлен как отношение просроченной ссудной задолженности к сумме ссудной задолженности (основной долг без процентов).
Методами снижения кредитного риска являются:
· оценка кредитоспособности заемщика и установление его кредитного рейтинга;
· проведение политики диверсификации ссуд:
- по размерам ссуд;
- по видам ссуд;
- по группам заемщиков;
· выдача крупных кредитов, не превышающих нормативы ЦБ, только на консорциальной основе;
· страхование кредитов и депозитов;
· соблюдение золотых банковских правил, требующих размещения кредитных ресурсов в соответствии со сроками, объема ми и условиями их привлечения;
·
формирование резервов для покрытия
возможных потерь по предоставленным
ссудам.
Глава 2. Проведение кредитной политики на примере ОАО «Альфа-Банк»
2.1 Характеристика банка
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
По состоянию на начало 2011 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 40 тыс. корпоративных клиентов и 5,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 364 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.
Банковская группа «Альфа-Банк» зафиксировала самую большую чистую прибыль за свою 20-летнюю историю в размере 553 млн долларов США, рентабельность капитала, в свою очередь, достигла уровня 19,1%. Совокупный капитал за вычетом дивидендов в размере 150 млн долларов США увеличился на 14,1% до 3,1 млрд. долларов США. Уровень достаточности капитала по стандартам Базель I составил 18,2% на 31 декабря 2010 года (20,2% на 31 декабря 2009 года).
За отчетный период совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» выросли на 31,6% с 21,6 млрд долларов США на конец 2009 года до 28,5 млрд долларов США на конец 2010 года, причиной этому стало быстрое восстановление российской экономики после мирового кризиса и положительный имидж Альфа-Банка, позволивший привлечь новых клиентов, как в корпоративном сегменте, так и в сегменте розничного бизнеса.
Основными
причинами роста прибыли
Совокупная
ссудная задолженность
В структуре пассивов Банковской группы «Альфа-Банк» текущие счета и депозиты клиентов выросли на 22,8% до 16,8 млрд долларов США на конец 2010 года (13,7 млрд долларов США на конец 2009 года). Банковская группа «Альфа-Банк» выпустила в марте 2010 года среднесрочные еврооблигации на сумму 600 млн долларов США с погашением в 2015 году со ставкой купона 8% годовых. В сентябре 2010 года Банковская группа «Альфа-Банк» разместила среднесрочные еврооблигации на сумму 1 млрд долларов США с погашением в 2017 году со ставкой купона 7,875% годовых. В феврале 2011 года Банковская Группа «Альфа-Банк» выпустила рублевые облигации номиналом 5 млрд рублей, сроком обращения 5 лет с офертой через 3 года, процентная ставка установлена на уровне 8,25% годовых в течение первых трех лет. В декабре 2010 года был досрочно погашен субординированный заем, выпущенный в 2005 году на сумму 225 млн долларов США с погашением в 2015 году и ставкой 8,625% годовых. В августе 2010 года были пересмотрены ставки по полученным от Внешэкономбанка субординированным займам: процентная ставка займа с датой погашения в 2019 году была снижена с 8% до 6,5%, займа с датой погашения в 2020 году — с 9,5% до 7,5%.
Банковская группа «Альфа-Банк» уделяет особое внимание управлению рисками ликвидности и рисками капитализации. По состоянию на 31 декабря 2010 года денежные средства и краткосрочные средства, размещенные в кредитных организациях, составили примерно 21% от совокупных активов. В дополнение к этому Альфа-Банк имеет доступ к таким источникам ликвидности, как высоколиквидный инвестиционный портфель, займы, предоставляемые Банком России под обеспечение кредитного портфеля.
Банковская группа «Альфа-Банк» является крупнейшим российским частным банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В 2010 году группа продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая систему банковских филиалов, автокредитование и ипотеку). Особое внимание оказывается развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк» можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью сохранения высокой прибыльности, наращивание кредитного портфеля с ориентацией на качество заемщиков, увеличение комиссионных доходов, развитие расчетного бизнеса и дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов.