Кредитная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей и проблем, а также перспективы развития кредитной системы на современном этапе.
Основными задачами курсовой работы являются:
 раскрыть понятие кредитной системы, изучить механизм функционирования;
 охарактеризовать государственное регулирование кредитной системы современного общества;
 изучить функционирование универсальных и специализированных банков и НКО в экономике;
 охарактеризовать современную кредитную систему РФ.

Содержание

Введение
1. Кредитная система 5
1.1. Структура современной кредитной системы 5
1.2. Механизм функционирования кредитной системы 10
1.3. Государственное регулирование 14
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние 20
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России 20
2.2. Современная кредитная система в Российской Федерации 21
3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы на современном этапе 26
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

 В Российской Федерации кредитная организация действует на основании специального разрешения – лицензии. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

 Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

 Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала Центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и (или) физических лиц.

 В большинстве случаев капитал Центрального банка полностью принадлежит государству. Первоначально выделившись из числа коммерческих банков по размеру капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния Центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает Центральный банк и его руководство.

 Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью.

 С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны – Центральный банк выступает как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ.

 Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, внутри субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

 В число основных мер денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Центральным банком РФ, входят следующие:

Операции  на открытом рынке;

Рефинансирование  банков;

Валютное  регулирование;

Управление наличной денежной массой;

Резервирование  денег коммерческих банков путем  депонирования в ЦБ РФ. 
 

1.2. Механизм функционирования  кредитной системы 
 

     Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

     Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. Кредит есть движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

     Кредит  выполняет следующие функции:

     - аккумуляцию и мобилизацию денежного  капитала;

     - перераспределение денежного капитала;

     - экономию издержек;

     - ускорение концентрации и централизации  капитала;

     - регулирование экономики.

     На  рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

     Коммерческий  кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Главная цель такого кредита — ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, обычно ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

     Банковский  кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

     Банковский  кредит превышает границы коммерческого  по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Значительная замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов.

     По  мере развития и расширения кредитной  системы увеличиваются темпы  роста банковского кредита. В  настоящее время существует несколько форм банковского кредита.

     Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника).

     Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, на покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку.

       Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.

     Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

     Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки. Особенность этого кредита — чрезвычайно высокие проценты (от 30 до 200 и выше).

     Современная кредитная система включает два  основных понятия: совокупность кредитно-расчетных  и платежных отношений, которые  базируются на определенных, конкретных формах и методах кредитования; совокупность функционирующих кредитно-финансовых институтов (банков, страховых компаний и др.). Первое понятие, как правило, связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита. Второе означает, что кредитная система через свои многочисленные институты аккумулирует свободные денежные средства и направляет их предприятиям, населению, правительству.

     Кредитная система функционирует через  кредитный механизм. Он представляет собой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики, во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

     Кредитный механизм включает также все аспекты  ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

     Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции  в экономике по трем основным направлениям: 1) предоставление ссудного капитала промышленности и государству; 2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения; 3) владение фиктивным капиталом. Широкая сеть специализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, развитие кредитной системы явилось одной из важнейших предпосылок обеспечения относительно высокой нормы накопления капитала, что способствовало росту производства и реализации научно-технической революции.  
 

1.3. Государственное регулирование 
 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из

важнейших элементов  развития и формирования кредитной  системы

капиталистических стран.

Основными направлениями  государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика  правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие  деятельность различных институтов кредитной системы. В промышленно развитых странах политика  центрального банка  распространяется главным образом  на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих  формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

     Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете

коммерческих  векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей  и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена  на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они

ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое

дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране

существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике. Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить  часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.

Политика регулирования  нормы резервов распространяется главным  образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций). Еще одной формой регулирования центральным банком  кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и

других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет  кредитные институты,  согласно законодательству, покупать  определенную  часть государственных облигаций, финансируя, таким образом,  дефицит бюджета и государственный долг.

 Формой регулирования является также прямое государственное воздействие

центрального  банка на кредитную систему  путем  прямых предписаний  органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, имитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются  на коммерческие

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации