Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей и проблем, а также перспективы развития кредитной системы на современном этапе.
Основными задачами курсовой работы являются:
раскрыть понятие кредитной системы, изучить механизм функционирования;
охарактеризовать государственное регулирование кредитной системы современного общества;
изучить функционирование универсальных и специализированных банков и НКО в экономике;
охарактеризовать современную кредитную систему РФ.
Введение
1. Кредитная система 5
1.1. Структура современной кредитной системы 5
1.2. Механизм функционирования кредитной системы 10
1.3. Государственное регулирование 14
2. Кредитная система Российской Федерации: её эволюция и современное состояние 20
2.1. Эволюция развития кредитной системы в России 20
2.2. Современная кредитная система в Российской Федерации 21
3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы на современном этапе 26
Заключение 30
Список литературы 32
и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в
изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными
кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы
этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать
снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-
финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые
учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим
методом кредитной системы
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем
национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был
существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи ценных правительственных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.
При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы не могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.
Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования, как правило, выступает министерство финансов (исключением из этого правила являются США, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов). Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по
имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны
министерства
финансов, так и местных органов
власти, если они участвуют в этом,
как в США.
2.
Кредитная система
Российской Федерации:
её эволюция и
современное состояние
2.1.
Эволюция развития
кредитной системы в
России
Эволюцию кредитной системы России можно условно разделить на несколько этапов:
2.2.
Современная кредитная
система РФ
В
развитом рыночном хозяйстве большое
распространение и немалое
Банковские консорциум (синдикат) - группа банков, временно организованная одним из них - главой консорциума с целью совместного проведения крупных кредитных операций и ограничения потерь для каждого участника в случае неплатежа заемщиком. Банковский синдикат создает единые фонды за счет взносов участников, а также пользуется межбанковским кредитом.
Банковский концерн — объединение ряда формально независимых банков под контролем одного (обычно крупного) банка или другого учреждения. Финансовый контроль осуществляется посредством контрольного пакета акций или благодаря системе долговых отношений. Концерн может объединять специализированные банки с целью расширения сферы влияния в экономике. Для установления этой формы контроля используются холдинг-компании, скупающие контрольные пакеты акций банков.
Банковский картель — соглашение между банками (как правило, тайное) о разделе сфер деятельности, согласовании процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают юридическое сохранение самостоятельности их участников. Однако на практике их самостоятельность в решении отдельных вопросов и в свободной конкуренции в известной мере ограничивается.
Банковские тресты возникают путем полного слияния двух или нескольких банков. Объединяются собственность, капиталы этих банков, устанавливается единое управление ими.
Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций — членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Наряду с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ.
В целях контроля за деятельностью банков и их объединений Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" закрепил понятия банковской группы и банковского холдинга.
Банковская группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.
Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которой. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания её учредителей, в том числе о её реорганизации и ликвидации.
Банковский холдинг отличается универсальностью, значительными финансовыми возможностями. Холдинг представляет многофункциональный институт, предоставляющий широкий набор самых разных финансовых услуг клиентам. Через дочерние структуры он расширяет свое присутствие в небанковских сегментах финансового рынка. Создание подразделений в области страхования, пенсионного накопления, лизинга, фондового рынка, инвестиций, финансового консалтинга, управление активами, и многих других способствует образованию эффективного объединения, которое позволит всем его участникам значительно увеличить показатели своего бизнеса. Комплексный подход к финансовым услугам в банковском холдинге стимулирует экономическую эффективность, как для каждого его элемента, так и всей группы в целом.
Для перспективного развития банковских холдингов рассмотрим следующие проектные мероприятия по следующим направлениям:
Одним
из направлений развития банковских
холдингов является обеспечение
устойчивости всего объединения. Любую
систему можно считать