Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 17:51, курсовая работа
Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики Украины, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности международного кредита……………..………..5
1.1.Особенности мирового рынка ссудных капиталов………………......5
1.2.Основные формы и принципы функционирования
международного кредита……………………………………………...11
1.3.Основные формы международных расчетов и кредитных
операций………………………………………………………………….14
2. Характеристика деятельности международных кредитных
организаций……………………………………………………………….30
2.1.Международный валютный фонд……………………………………30
2.2.Группа Всемирного банка……………………………………………36
2.3.Европейский банк реконструкции и развития………………………44
2.4. Региональные финансовые организации…………………………...46
3.Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения с международными кредитными организациями……..50
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………………………………...58
МВФ
был учрежден на международной валютно-
В
1999 г. (по состоянию на январь) число
стран-членов МВФ составляло 182. Постоянное
местопребывание руководящих
Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно- финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечить стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна – член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министр финансов или руководители центральных банков.
В
МВФ действует принцип «
Существует Исполнительный совет, т.е. директорат, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб – квартире Фонда Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю[1; 11-13].
Исполнительный совет МВФ выбирает на 5-летний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. - 2660 человек из 122 стран) и ведает текущими делами; он выступает в качестве руководителя Исполнительного совета. Долгое время (15 лет) им был Мишель Камдессю. С 2002 года – Хорст Келер.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена в Фондом. Она определяет: 1) сумму подписки на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3)сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде, о чем речь шла выше. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: валовой внутренний продукт (ВВП); объем операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно.
30
января 1998 г. Совет управляющих
МВФ принял решение об
В
дополнение к собственному капиталу
МВФ имеет возможность
Средства
предоставляются в тех случаях,
когда нужно «предотвратить или
устранить расстройство международной
валютной системы». МВФ, в свою очередь,
может предоставлять
МВФ
предоставляет в настоящее
Резервная доля образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны – члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной – членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны – члена в МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация страной-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В 1978 г. устав МВФ был пересмотрен. В современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах (кредитах “стэнд-бай”)обеспечивают стране –члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Срок действия - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.
Механизм расширенного кредитования предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года; при необходимости и по просьбе страны-члена – до четырех лет.
Главным назначением кредитов «стенд-бай» и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований. Обязательства страны- заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничен ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.
В целях расширения масштабов и совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
1.Механизм
компенсационного и
Общий лимит доступа к
2.Механизм
финансирования буферных
3.Механизм
финансирования системных
Страны – члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд СДР (около 6 млрд дол.). В конце декабря 1995 г. функционирования системных преобразований завершилось.
4.
Механизм финансирования
5. Чрезвычайные кредитные линии.
Другие
специальные подходы и
- механизм экстренного
-
поддержка фондов валютной