Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики Украины, что и обусловило выбор темы курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности международного кредита……………..………..5
1.1.Особенности мирового рынка ссудных капиталов………………......5
1.2.Основные формы и принципы функционирования
международного кредита……………………………………………...11
1.3.Основные формы международных расчетов и кредитных
операций………………………………………………………………….14
2. Характеристика деятельности международных кредитных
организаций……………………………………………………………….30
2.1.Международный валютный фонд……………………………………30
2.2.Группа Всемирного банка……………………………………………36
2.3.Европейский банк реконструкции и развития………………………44
2.4. Региональные финансовые организации…………………………...46
3.Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения с международными кредитными организациями……..50
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Деньги кредит банки.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

    МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1 – 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). Конференция приняла Статьи соглашения МВФ, которые играют роль устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 года. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран- членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 года.

    В 1999 г. (по состоянию на январь) число  стран-членов МВФ составляло 182. Постоянное местопребывание руководящих органов  – Вашингтон (США). Помимо того, имеются  отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке[2; 26-27].

    Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно- финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов; «обеспечить стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия  в их платежных балансах».

    Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна – член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министр финансов или руководители центральных банков.

    В МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов, который предполагает, что возможность стран – членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины взноса в капитал, и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 тысяч СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают ( на 30 апреля 1998 г.): США – 17,78%; Германия – 5,53%; Япония – 5,53%; Великобритания – 4,98%; Франция – 4,98%; СА – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,9%. 

    Существует  Исполнительный совет, т.е. директорат, который несет ответственность  за ведение дел МВФ, включающих широкий  круг политических, оперативных и  административных вопросов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб – квартире Фонда Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю[1; 11-13].

    Исполнительный  совет МВФ выбирает на 5-летний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 1998 г. -  2660 человек из 122 стран) и ведает текущими делами; он выступает в качестве руководителя Исполнительного совета. Долгое время (15 лет) им был Мишель Камдессю. С 2002 года – Хорст Келер.

    МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях страны-члена в Фондом. Она определяет: 1) сумму подписки на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3)сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде, о чем речь шла выше. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: валовой внутренний продукт (ВВП); объем операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивость (вариативность) величины текущих внешних поступлений; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно.

    30 января 1998 г. Совет управляющих  МВФ принял решение об увеличении  общей суммы квот на 45%. 22 января 1999г. Это решение вступило в  силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212,0 млрд. СДР (297 млрд. долл.).

    В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в «группу  десяти», или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, США, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме).

    Средства  предоставляются в тех случаях, когда нужно «предотвратить или  устранить расстройство международной  валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять соответствующие  средства взаймы на 3 – 5 лет любым странам – участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участницами ГСЗ, однако в данном случае требуется наличие ряда более строгих критериев. МВФ платит по займам, полученным им в рамках этих соглашений, проценты в соответствии с рыночными ставками и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.

    МВФ предоставляет в настоящее время  кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов  платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит – для финансирования бюджетных расходов правительств.

    Резервная доля образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны – члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда  запаса национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной – членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны – члена в МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация страной-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

    Средства  в иностранной валюте, которые  могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу предельная сумма кредита, которую  страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В 1978 г. устав МВФ был пересмотрен. В современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

    Договоренности  о резервных кредитах (кредитах “стэнд-бай”)обеспечивают стране –члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Срок действия  - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитов платежных балансов.

    Механизм  расширенного кредитования предназначен для предоставления валютных средств  странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Расширенные кредиты обычно  предоставляются на срок в три года; при необходимости и по просьбе страны-члена – до четырех лет.

    Главным назначением кредитов «стенд-бай» и расширенных кредитов является содействие странам-членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных  программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований. Обязательства страны- заемщика, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях» или «меморандуме об экономической и финансовой политике», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда», не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничен ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

    В целях расширения масштабов и совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

    Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

    1.Механизм  компенсационного и чрезвычайного  финансирования, МКЧФ; предназначен  для кредитования стран – членов  МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах – импортерах; появление  товаров – заменителей и т.п..

      Общий лимит доступа к кредитам  в рамках механизма компенсационного  и чрезвычайного финансирования  с учетом всех его компонентов  составляет 95% квоты страны.

    2.Механизм  финансирования буферных запасов  МФБЗ; создан в 1969 г., имеет целью  оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит  - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.

    3.Механизм  финансирования системных преобразований  МФСП; был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный  механизм. Его назначение состояло  в оказании финансовой поддержки  странам, осуществляющим переход  от централизованно планируемой  экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ.

    Страны  – члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя  равными долями с интервалом в  полгода. Всего за время существования  этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд СДР (около 6 млрд  дол.). В конце декабря 1995 г. функционирования системных преобразований завершилось.

    4. Механизм финансирования дополнительных  резервов, МФДР; учрежден в 1997  г. 

    5. Чрезвычайные кредитные линии.

    Другие  специальные подходы и процедуры  имеют целью расширение масштабов  финансовой поддержки стран –  членов, адаптацию деятельности Фонда  к возникшим в современных  условиях потребностям. В их числе:

     - механизм экстренного финансирования, МЭФ представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам – членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

    - поддержка фондов валютной стабилизации  может осуществляться в рамках  договоренностей с государствами  – членами о кредитах «стенд - бай» или расширенном кредитовании  с целью повышения доверия  к их мерам по стабилизации  валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Считается, что она более всего применима для упрочнения системы привязки валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или системы заранее объявленной «скользящей привязки». Использование этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, которые были бы совместимы с намеченными ориентирами изменения валютного курса. До сего времени у МВФ не было повода для оказания финансовой поддержки фонду валютной стабилизации какой-либо страны;

Информация о работе Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций