Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2011 в 17:51, курсовая работа
Международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики Украины, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и особенности международного кредита……………..………..5
1.1.Особенности мирового рынка ссудных капиталов………………......5
1.2.Основные формы и принципы функционирования
международного кредита……………………………………………...11
1.3.Основные формы международных расчетов и кредитных
операций………………………………………………………………….14
2. Характеристика деятельности международных кредитных
организаций……………………………………………………………….30
2.1.Международный валютный фонд……………………………………30
2.2.Группа Всемирного банка……………………………………………36
2.3.Европейский банк реконструкции и развития………………………44
2.4. Региональные финансовые организации…………………………...46
3.Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения с международными кредитными организациями……..50
Заключение………………………………………………………………………56
Список литературы……………………………………………………………...58
-
экстренная помощь; призвана содействовать
государствам – членам в
-
помощь пережившим конфликт
2.2.Группа
Всемирного банка
Всемирный банк включает в себя две большие организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (MAP). Помимо того, в группу Банка входят и другие организации: объединенная с МБРР, но юридически и финансово независимая от него Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Все вместе они носят название группы Всемирного банка. Штаб-квартиры Всемирного банка и связанных с ним организаций находятся в Вашингтоне (США).
Основанный в 1945 году. Месторасположение - Вашингтон. В число участников банка входят 182 страны.
Основные цели:
-
содействие странам-членам в
-
поощрение иностранного
-
стимулирование
Уставный капитал банка на середину 2006 г. составлял 191 млрд. долларов. Он формируется нетрадиционно. Правительства стран-членов покупают акции, но платят лишь небольшую часть их стоимости (6%). Остаток капитала является "нетронутым" и может быть затребован банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Пока что таких случаев не случалось. Этот гарантийный капитал нельзя использовать для предоставления кредитов.
Подписка стран-членов на акции банка осуществляется в соответствии с их экономической мощностью. Каждая страна имеет свою квоту в уставном капитале. Квота Украины составляет 0,8% капитала банка, США - 17%, Японии - 6,24%. Росси, Канады, Саудовской Аравии, Индии и Италии - по 2,99%.
МБРР является значительным
Основное назначение кредитов - стимулирование развития частного сектору в странах-членах. К принятию решения о предоставлении кредита в страну направляется миссия МБРР, которая изучает экономическую ситуацию, оценивает целесообразность осуществления проектов, под которые планируются кредиты. Миссия составляет свой вывод и рекомендации, которые страна должна принять, иначе может и не получить кредита.
Кредиты предоставляются только правительствам, соответственно их центральным банкам для финансирования больших проектов под гарантии правительств. На начало 2009 г. сумма займов МБРР достигла 115 млрд. долов.
Кредиты предоставляются на срок 15-20 лет. Ставка кредита в среднем превышает на 0,5% ставки по заемным средствам банка. Поскольку МБРР привлекает займы из расчета 7% ежегодных, то кредитная ставка составляет в среднем 7,5%.
Для стран, которые развиваются, ставка немного ниже. Беднейшим странам МБРР может предоставить беспроцентный кредит.
Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от реструктуризации задолженности клиентов: случаев невозвращение кредитов еще не было. Хотя прибыль не является главной целью МБРР, он работает прибыльно. В середине 90-х годов в среднем за год прибыль составляла свыше 1 млрд. долларов; она используется для пополнения ресурсов МБРР. Дивидендов своим членам банк не платит.
МБРР
сначала кредитовал конкретные объекты,
преимущественно
В ноябре 1960 года в целях удовлетворения нужд беднейших стран-членов был создан другой филиал МБРР — Международная ассоциация развития. В ходе дебатов в конгрессе США по поводу создания MAP в июне 1960 года конгрессмен от Пенсильвании У.Мурхед заявил: «Многие слаборазвитые страны опасаются, что при каждой двусторонней сделке мы будем пытаться экономически господствовать над ними. Поэтому они колеблются, принимать ли участие в наших двусторонних соглашениях. В MAP, где они будут членами с правом голоса, они проявят больше готовности подчиняться программам, которые нас устраивают... Международная организация может настоять на более жестких условиях, чем мы в одиночку». Безусловно, создание MAP в рамках МБРР укрепило позиции Банка, расширило круг его деятельности, обеспечило ему возможности для более гибкой деятельности. Руководство Банка добилось значительного увеличения добровольных вкладов правительств в MAP. Можно согласиться с К. Ф. Ключниковым, что это «было крупной победой руководства Банка». С 1961 года MAP — специализированное учреждение ООН.
Являясь филиалом МБРР, MAP ставит те же цели, что и Банк, ее деятельность направлена на создание благоприятных условий для частных капиталовложений, поощрение экспорта капитала в развивающиеся страны, осуществление контроля за льготным многосторонним кредитованием, предоставление беспроцентных займов беднейшим странам мира. Водораздел сфер деятельности МБРР и MAP составляют статистические данные показателей ВНП на душу населения. В случае, когда названная сумма меньше 1200 долл. в год, государству оказывается специальная финансовая помощь через MAP.
MAP имеет общую с МБРР администрацию. Президент Банка одновременно является и президентом Ассоциации. Хотя формально MAP имеет свои руководящие органы (Совет управляющих и Исполнительный директорат), на практике она является филиалом, руководство которым осуществляет МБРР, так как управляющие и исполнительные директора МБРР занимают те же посты в MAP. Это же относится и к сотрудникам: должностные лица и персонал МБРР выполняют свои функции и в MAP.
Ассоциация пользуется лишь формальной автономией от Банка, что выражается в ведении операций по отдельному счету. Источником средств для кредитов MAP являются взносы наиболее богатых промышленно развитых стран-доноров (более 90%), прибыли, полученные по займам Всемирного банка, и погашенные кредиты MAP, предоставленные ранее. Официальные пополнения ресурсов MAP за счет стран-доноров производятся каждые три года.
Уставы МФК и MAP связывают членство государств в этих организациях с членством в МБРР. Любое государство-член, которое будет лишено своего статуса члена Банка или которое прекратит участие в нем, будет автоматически лишено членства в Корпорации и в Ассоциации. Государство-член будет считаться членом MAP (или МФК) с того момента, когда правительство этого государства сдаст на хранение в МБРР документ, подтверждающий, что оно приняло настоящий Устав в соответствии со своими законами. Правила, регулирующие выход государств-членов из MAP и МФК, по существу, аналогичны соответствующим правилам, закрепленным в Уставе МБРР. Многие страны с низким доходом, в особенности в Африке, испытывают серьезные трудности с выплатой и обслуживанием внешней задолженности и поэтому нуждаются в содействии со стороны MAP для поддержки комплексных планов обслуживания внешнего долга, включающих погашение задолженности, реструктуризацию двусторонней задолженности, сокращение коммерческой задолженности и т. д. Это обстоятельство может рассматриваться в качестве еще одного аргумента в пользу гибкого подхода к вопросу о доле средств, выделяемых MAP нa цели операций по структурным преобразованиям. Россия вступила в MAP 22 мая 1992г.
Ресурсы головного учреждения группы Всемирного банка — МБРР образуются из собственного (акционерного) капитала, привлеченных средств и нераспределенной прибыли от произведенных операций. Страны — члены МБРР подписываются на акции Банка согласно выделенной им квоте, приблизительно равной квоте в МВФ (что еще раз подчеркивает взаимосвязь этих двух специализированных учреждений ООН), формируя таким образом его уставный капитал.
МКФО в финансовом смысле отличаются от других международных организаций экономического характера. Это отличие состоит в следующем: в распоряжении международных банков развития находится капитал, состоящий из акций, подписка на которые разрешается только государствам-членам этих банков. Каждая страна-член подписывается на свою долю акций в капитале банка, причем каждый член межгосударственной кредитно-финансовой организации подписывается на количество акций, указанных в специальных приложениях к учредительным соглашениям этих организаций. Ответственность государств-членов ограничивается размером их подписки.
Международный денежный рынок является главным источником капиталов Всемирного банка, имеющего наиболее выгодную категорию, в связи с тем, что погашение кредитов обязательно гарантируется правительствами стран-членов, а «кредитоспособность суверенных заемщиков опирается на весь потенциал национальной экономики с ее природными ресурсами и перспективами роста». Банк — главный заемщик на рынке капитала"2. Часть средств, которые Всемирный банк дает взаймы развивающимся странам, он получает в качестве взносов от стран-членов.
Банк также берет взаймы посредством продажи облигаций и векселей напрямую правительствам, их представительствам и центральным банкам. Наглядным примером является Япония. В течение 14 лет она пользовалась кредитами МБРР. Теперь Банк берет взаймы большие суммы у Японии. Ни богатые страны, ни отдельные частные лица не берут кредиты у Всемирного банка, который ссужает деньги только кредитоспособным правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Хотя кредитование через МБРР и MAP осуществляется на различных финансовых условиях, критерии оценки проектов, которые применяют обе организации, являются одинаковыми, при оценке обоснованности проектов используются одни и те же стандарты. Решение о том, какая из организаций — МБРР или MAP — будет финансировать проект, зависит от экономической ситуации в стране, а не от самого
проекта. Чем беднее страна, тем благоприятнее условия, на которых она может получить кредиты у Всемирного банка.
2.3.Европейский
банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок.
Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.