Международный кредит и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой - ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы),

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 112.26 Кб (Скачать документ)

Объясняется это тем, что  в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство  иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые  применяются к обычному неплательщику  той или иной страны, невозможно, ровно как и использовать силовые методы воздействия.

Факты банкротства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и  заимствования. Когда отдельные  нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой  задолженности.

Внешние заимствования увеличивают  ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться. Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

1) выплату основной суммы кредита;

2) уплату процентов по кредиту

Взятые вместе, эти выплаты  представляют собой прямой вычет  из дохода и сбережений страны-должника.

Если страна наращивает объем  внешних заимствований и (или) повышаются процентные ставки по кредитам, то расходы  по обслуживанию внешнего долга растут. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений  от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения внешней  задолженности страна вынуждена  не только наращивать экспорт своей  продукции, но и сокращать расходы  на импорт зарубежных товаров. В ряде случаев, внешний долг обслуживается путем новых заимствований за рубежом.

Любая страна с высоким  уровнем задолженности рано или  поздно сталкивается с обострением  проблемы внешнего долга. Возникновение  сильной мотивации к отказу от платежей по внешнему долгу связано  с состоянием сальдо заемных операций или базового трансферта.

Это сальдо отражает соотношение  чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Чистый приток (отток) капитала равен валовому продукту капитала за вычетов амортизации (выплаты основной суммы кредита). Отсюда количественно сальдо заемных операций или базовый трансферт можно исчислить разницей между чистым притоком капитала и суммой процента на весь внешний долг.

Если обозначить чистый приток капитала КN как темп роста общей суммы долга, аккумулированный долг как D и рост общей суммы долга в процентах как d, то

KN = d * D

При средней процентной ставке i сумма годовых процентных платежей составит I * D. Отсюда сальдо заемных операций (базовый трансферт):

BT = dD – iD = (d – i) D.

Сальдо заемных операций будет положительным при d>1, что  означает чистый приток средств в страну. При i>d происходит отток валютных ресурсов из страны.

Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти  под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:

- аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим;

- снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки;

- трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли;

- общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса);

- страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается;

- бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.

Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого  притока капитала, то, для того чтобы  избежать оттока ресурсов из страны. Оно  отказывается либо от части, либо всех платежей по долгам. Причем свое решение  правительство хорошо аргументирует  сложностью экономической ситуации в стране, что встречает понимание  у большинства населения. К тому же набирает долги, как правило, одно правительство, а отдавать их приходится другому.

С высоким уровнем задолжности имеют единственную возможность избежать банкротства – обратиться к стабилизационной программе МВФ. Длительная, часто унизительная для страны-должника, политика стабилизации предлагает:

- отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;

- снижение обменного курса местной валюты;

- проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем урезания расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок зарплаты, поощрение свободы рынков;

- открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

Вопросы межгосударственного  регулирования международных кредитных отношений

Противоречие между уровнем  интернационализации хозяйственной  жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к  развитию межгосударственного регулирования  международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного  движения ссудного капитала для  воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных  капиталов; 

2) совместные межгосударственные  меры по преодолению кризисных  явлений;

3) согласование кредитной  политики по отношению к определенным  заемщикам — в основном к  развивающимся, а также странам  Восточной Европы, России и других  стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование  международного кредита осуществляется в различных формах:

1. координация условий экспортных кредитов и гарантий;

2. согласование размера помощи развивающимся странам;

3. регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

4. рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование  международного кредита имеет краткую  историю, но роль его возрастает.

Попытки координации условий  экспортных кредитов впервые были предприняты  в 1934 г., когда был организован  Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в  Берне. Но, несмотря на «джентльменские  соглашения» (1953 г.) членов Бернского  союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

С формированием ЕС регулирование  международного кредита поднялось  на межгосударственный уровень и  осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили  соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках  и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в  условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях  по кредитам сроком более 5 лет и  организован обмен информацией  между правительствами. С 70-х годов  применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. С середины 70-х годов до 1982 г. активно  практиковалось межгосударственное регулирование  движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах.

Развитые страны производили  рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:

1) покрытия дефицита платежных  балансов;

2) перераспределения нефтедолларов  через банки в пользу развивающихся  стран — импортеров нефти в  целях расширения национального  экспорта в эти страны;

3) аккумуляции указанных  средств в международных валютно-кредитных  и финансовых организациях (для  последующего их использования  в собственных интересах). С этой  целью были созданы специальные  фонды, в частности нефтяной  фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного  регулирования международного кредита  являются международные совещания  в верхах, на которых делаются попытки  выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали  международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров. Своеобразную форму кредитования во внешнеэкономической сфере представляют собой кредиты международных банковских консорциумов. На стороне кредиторов выступает большая группа банковских учреждений различных стран. Использование такой формы дает возможность мобилизовать значительные валютные средства путем привлечения их от большого числа банков разных стран и предоставления непосредственно консорциумом таким образом консолидированной суммы заемщику в порядке и на условиях, согласованных между банками — участниками консорциума и заемщиком.

Анализ условий консорциальных соглашений показывает, что, хотя соглашения данного типа и содержат чрезвычайно  подробную регламентацию прав и  обязательств сторон (особенно когда  соглашения оформляются на основе практикуемых в странах англо-американского  права примерных форм), тем не менее указанная регламентация не считается всеобъемлющей и учитывающей любые возможные случаи, которые могут произойти в процессе реализации соглашения. Поэтому в соглашения обычно включается специальное условие о «применяемом праве», то есть о системе правовых норм определенной страны, которыми в необходимых случаях будут регулироваться правоотношения сторон по данному соглашению. Как показывает практика, в качестве применяемого права сторонами часто избирается, например, право Великобритании, Франции или ФРГ. При этом обычно определяется, что условия соглашения подлежат толкованию также в соответствии с указанным в нем применяемым правом.

 

2.2. Анализ роли международного кредита в экономике стран мира

 

Российский банковский сектор в течение последних десяти лет  принимал активное участие в привлечении  иностранных ресурсов для расширения своей пассивной базы. Долгосрочный характер иностранного финансирования и его относительная дешевизна  по сравнению с ресурсами внутреннего  рынка стимулировали банки прибегать  к займам за рубежом. Однако до некоторого времени эти операции были ограничены низкими суверенными рейтингами рейтингами Российской Федерации, недостаточной капитализированностью наконец, ограниченностью ресурсов у самих иностранных кредиторов. Ситуация существенно изменилась с 2005 г., когда растущие объемы экспортной валютной выручки, досрочное погашение значительной части государственного внешнего долга и укрепление курса рубля заставили иностранцев пересмотреть свое отношение к кредитованию российских банков. Начавшееся с этого момента постепенное снижение процентных ставок на рынке США и ЭВС расширило доступ к централизованным ресурсам у основных кредиторов и содействовало этому процессу

Уже а 2005 г иностранная  задолженность банков возросла более  чем в полтора раза (с 32,3 млрд. долл, до 50,1 млрд.I). В 2006 и 2007 гг. долг вырос в 2 и 1,6 раза соответственно и на 01.01.2008 достиг 163,7 млрд. долл.2. В течение первых трех кварталов 2008 г. внешний долг банковского сектора увеличился высокими темпами и на начало октября составил 197,9 млрд. долл. Однако на фоне активации оттока средств нерезидентов в ГУ квартале его объем на 01.01.2009 практически вернулся к уровню начала 2008 г. — 166,3 млрд. долл. В 1 полугодии 2009г внешний долг банковского сектора преимущественно сокращался и на 01.07.2009 составил 141,7 млрд. долл.

Аналитическую структуру  внешних обязательств российского  банковского сектора можно условно  разделить на три группы. Первая группа представлена иностранными кредитами банков под внешнеэкономическую торгово-закупочную деятельность. За счет иностранных кредитов отечественными кредитными организациями финансировались закупка импорта, а также осуществлялось потребительское кредитование населения. Еще одним направлением использования иностранных ресурсов являлось строительство торгово-сбытовых сетей, финансируемое организациями-нерезидентами, а также ипотечное кредитование населения. Для этой группы займов характерен относительно узкий субъектный состав — преимущественно первоклассные банки, которые, заняв деньги на международном рынке, в последующем перепродавали ресурсы на внутреннем рынке своим коллегам, получая за это определенную маржу.

Информация о работе Международный кредит и его формы