Международный кредит и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой - ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы),

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 112.26 Кб (Скачать документ)
t-align:justify">Вторая группа заемных ресурсов была предназначена преимущественно для обслуживания иностранных операций крупной клиентуры из экспортно-ориентированного сектора экономики. За счет этих кредитов осуществлялись сделки слияния и погашения, финансировались факторинговые, лизинговые операции, расчеты посредством аккредитивов. Все более весомую долю в этой группе занимало рефинансирование ранее осуществленных займов клиентуры.

Третья группа кредитов имела трансакционный характер и ее целью в основном являлось покрытие потребностей банков в текущей валютной ликвидности. Это преимущественно краткосрочные кредиты со сроком до одного месяца, используемые в периоды нехватки ресурсов у кредитных организаций.

Внешний долг Российской Федерации  в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 годом: с 535,7 млрд долл до 447,1 млрд долл США. Наибольший отрыв в показателях замечен в 3-м квартале. Внешний долг на 1 января 2008 года и 1 января 2009 года почти совпадает (480,5 млрд долл США и 471 млрд долл США. В 2008 году долг нашей страны увеличивался во всех кварталах. В отличие от 2008 года в 2009 году долг нашей страны понижается до 3-го квартала включительно, а в 4-м квартале он повышается примерно на 30 млрд долл США (описанная тенденция иллюстрируется на рисунке 2.1.).

 

Рис. 2.1. Внешний долг Российской Федерации в 2008 – 2009 годах (млрд. долл. США)

 

Что касается структуры федерального государственного долга России на состяние 1 июня 2009 года: меньшую часть дога занимает долг бывшего СССР - 4,4 млрд долл США, чуть больше должны органы денежно-кредитного регулирования (кредиты, наличная национальная валюта и депозиты) – 11 млрд. долл., далее идут долги нового российского долга (кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты, ценные бумаги в иностранной валюте, ценные бумаги в российских рублях и прочая задолженность), которые составляют 24, 1 млрд долл США. Второе место по внешнему долгу занимают банки (долговые обязательства перед прямыми инвесторами, кредиты, текущие счета и депозиты, долговые ценные бумаги, прочая задолженность) – 141,7 млрд долл США.,и на первом месте находятся прочие секторы (долговые обязательства перед прямыми инвесторами, кредиты, долговые ценные бумаги, задолженность по финансовому лизингу, прочая задолженность), долг которых составляет 292,8 млрд долл США.

 

Рис. 2.2. Составляющие внешнего государственного долга Российской Федерации (млрд долл США) на 1 июня 2009 года

 

Такое же соотношение и  было в 2008 году.

Россия занимает восьмое  место в рейтинге держателей государственного долга США. На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

В ближайшие три года чиновники  одолжат у иностранцев более 60 миллиардов долларов. Заимствования на внутреннем рынке окажутся не менее значительными. Все это увеличит госдолг России. Занимать более чем по триллиону рублей в год будут минимум в течение трех лет, после чего вылезти из зыбучего песка кредитования будет довольно сложно. Но другого выхода у правительства нет. До сих пор госдолг правительства России сокращался за счет погашения внешних займов, хотя внутренние росли. В 2008 году долг правительства России (внутренний и внешний) составлял 6,5 процента ВВП. В результате массовых заимствований долг России к 2012 году возрастет до 16,4 процента ВВП. Всего за рубежом правительство займет почти 60 миллиардов долларов, что в полтора раза больше нынешнего показателя в 40 миллиардов. Впрочем, это не означает, что Россия вползает в долговую яму. По подсчетам экономистов, даже при объеме внешних займов в 100 миллиардов долларов Россия останется в числе стран с минимальным долгом, хотя и будет лидировать по размеру дефицита бюджета среди стран G20. Другое дело – эффективно ли будут потрачены занятые средства. Кроме того, начать жить не по средствам легко, а вот взять себя в руки и привести бюджетные дела в порядок может оказаться значительно сложнее.

Таблица 2.1

Структура государственного внешнего долга России по состоянию на 1 января 2009 года

Наименование

Сумма,

(млрд. долларов США)

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1,4

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1,9

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1,4

Задолженность по ОВГВЗ (облигации  внутреннего государственного валютного  займа)

1,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4,6

Задолженность по еврооблигационным займам

27,7


 

Из таблицы 2.1 видно, что наибольшую задолженность составляет задолженность по еврооблигационным займам – 27,7 млрд долл США, затем идет задолженность перед международными финансовыми организациями (4,6 млрд долл США), далее идут по убывающей: задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба, задолженность по ОВГВЭ, задолженность бывшим странам СЭВ – 1,4 млрд долл США и задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба – тоже 1,4 млрд долл США

Лизинг и факторинг  как одни из основных форм международного кредитования

Международная финансовая корпорация (МФК), филиал Международного банка  реконструкции и развития (МБРР)в качестве одной из приоритетных задач определила: «… развитие частного сектора в развивающихся странах через участие в акционерном капитале частных компаний и кредитовании их проектов». При этом лизинг используется МФК в качестве важнейшего инструмента, способствующего развитию инвестиционного сектора, организации проектов по выбору инвестиционных альтернатив.

Инвестиции в проекты, связанные с лизингом и одобренные Советом управляющих МФК в 1998 – 2008 (представлены на рис. 2.3.).

 

Рис. 2.3. Инвестиции в лизинговые проекты, млн USD

 

Из этих средств около 10% составили вложения в акционерный  капитал компаний, а 90% - прямые кредиты  и другие кредитные продукты. Дополнительно  посредством МФК в лизинговые проекты было привлечено около 340 млн. USD.

До 80% лизингового бизнеса  Западной Европы приходится на Великобританию, Германию. Италию и Францию. Переход  на рыночное развитие Венгрии, Чехии, Словении и других стран Восточной Европы, а также стран СНГ открыл новые  возможности для лизингового  бизнеса.

На российском рынке факторинга сегодня присутствует три группы участников.

К первой группе участников относятся банки, где факторинг  рассматривается как один из банковских продуктов и соответствующие  услуги предоставляются наравне  с другими банковскими продуктами. В этом случае факторинг не является приоритетной деятельностью таких  банков и рассматривается только как дополнение к стандартному набору банковских продуктов.

Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые организации, осуществляющие свою деятельность в рамках банковской лицензии. Это серьезные, хорошо и эффективно работающие организации, единственной проблемой которых является тот факт, что являясь по сути «небанком», они, в силу несовершенства действующего российского законодательства, вынуждены получать банковскую лицензию.

К третьей группе относятся  специализированные независимые факторинговые организации, действующие без лицензии. Их меньшинство, и специализируются они исключительно на оказании факторинговых услуг. (рис. 2.4.).

 

Рисунок 2.4. Объемы рынка факторинга в разных странах в 2008 году, млрд евро

 

Из диаграммы видно, что  наибольшую долю факторинга занимают Словакия, Латвия, Румыния – более половины миллиарда евро. В России объем рынка факторинга составляет 7,9 млрд евро. В целом в Европе преобладают специализированные факторинговые компании, за исключением Германии и Австрии, где существуют специализированные факторинговые банки. В Австрии это законодательное требование, в Германии, не имея банковской лицензии, нельзя заниматься факторингом с регрессом. Поэтому примерно треть факторинговых компаний Германии имеет банковскую лицензию, а две трети — нет. Но даже те, которые формально являются банками, если они работают по факторингу, то больше они ничем не занимаются, никакими другими видами банковской деятельности. В Англии деятельность факторинговых компаний никак не регулируется, число факторов находится в районе 100, оборот за 2008 год составил 226 млн. евро. В Германии — около 40 факторов, оборот — 55 млн евро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Тенденции развития международного кредита

 

3.1. Международные валютно-кредитные  организации

 

Современные международные  валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участников валютных сделок. Все это заставляет многие страны участвовать в координации экономической политики в этой области. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как  Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития. [23, 49]

Интеграция России в мировую  экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным  для регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. В условиях резко  возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба своих интересов оставаться в  стороне от участия  в формировании международного валютно-финансового  механизма, с которым она реально  взаимодействовала при осуществлении  внешнеторговых связей. Кроме того, вступление в эти организации  открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был создан на международной  валютно-финансовой конференции в  Бреттон-Вудсе (США), начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. Директорат – исполнительный орган, включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария. [24, 49]

Страны-члены МВФ обязаны  представлять ему информацию об официальных  золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условиям при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развитии, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития. [25, 49]

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений  между государствами-членами, а также  воспрепятствование девальвации валют  из соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а  также устранение ограничений на трансферт валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного  платежного оборота);

— финансовая помощь для  преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Принципы МВФ:

— запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;

— обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;

— обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

Информация о работе Международный кредит и его формы