Международный кредит и его формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой - ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы),

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 112.26 Кб (Скачать документ)

Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк — был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным  платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 33 стран, главным образом европейских.

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных  банков с целью поддержания курса  ведущих валют, выступает попечителем  по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

Являясь учредителями БМР, центральные  банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Поэтому БМР  часто называют международным банком центральных банков.

Таким образом, БМР содействует  межгосударственному регулированию  валютно-кредитных отношений.

Всемирный банк

Вступление Российской Федерации  в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития, который является ядром  Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на мировых валютно-финансовых рынках и способствовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений. [25, 49]

Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать  МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация - МФК, которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциации развитии - MAP, предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций - МАГИ, основанного в I988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.

C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года  президентом Всемирного банка  являлся Джеймс Д. Вулфенсон.  С 1 июня 2005 года по 30 июня 2007 года Президентом Всемирного банка являлся Пол Вулфовиц, ушедший со своего поста в результате скандалов. С 30 июня 2007 года Президентом ВБ является Роберт Зелик.

1)  Международный банк  реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременной его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г.  Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой воины.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год, совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР.

Большую часть функций  по оперативному управлению Совет управляющих делегирует постоянно действующему органу - Совету исполнительных директоров. Совет исполнительных директоров отвечает за принятие всех важных решений, определяющих политику МБРР, в его исключительном ведении находится право одобрения займов. [22, 49]

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным  образом на американском рынке, и  средства полученные от продажи облигации.

МБРР предоставляет кредиты  обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран  членов банка. Они выдаются под гарантию правительств стран-членов банка. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Банк предоставляет структурные кредиты  для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

2)  Международная ассоциация  развития

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся  стран, которые не в состоянии  брать займы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные  кредиты на срок 30 - 40 лет в зависимости  от кредитоспособности страны и с  отсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь комиссию в размере 34 % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

MAP финансируется за счет  взносов стран-доноров, возврата  старых кредитов и отчислений  от прибыли МБРР. Формирование  ресурсов MAP происходит в виде  так называемых "пополнений" -  соглашении стран-доноров о выделении  определенной суммы дня финансирования  кредитов MAP один раз в три года.

Россия вступила в MAP в 1992 году.

В настоящее время МАР ежегодно выделяет кредиты по более чем 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл.

3)  Международная финансовая  корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 7 лет). Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Высший орган МФК - Совет  управляющих состоит из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК  является президент МБРР. Текущие  операции осуществляет Совет исполнительных директоров

Специфика кредитов МФК заключается  в отсутствии требования правительственных  гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится  избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право  непосредственно инвестировать  средства в акционерный капитал  предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе МБРР тенденция  сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами. [26, 49]

МФК выпускает собственные  облигации, имеющие наивысший рейтинг  на мировом рынке, примерно пятую  часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований  у Всемирного банка.

Одними из главных принципов  деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие  в их управлении (не владение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Интересно, что МФК начала свою деятельность в России еще в 1991 г., т. е. раньше, чем наша страна вступила во Всемирный банк. Отличительной  особенностью МФК, как уже отмечалось, является то, что она вкладывает средства в частный сектор, в том  числе и в виде инвестиций непосредственно  в акционерный капитал частных  предприятий.

4)   Многостороннее  агентство по гарантированию  инвестиций (МАГИ)

МАГИ создано в 1988 г. для  оказания помощи развивающимся странам  в привлечении частных иностранных  инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприаций, военных  действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и  т. п. Агентство предоставляет также  консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий  привлечения инвестиций. [27, 49]

Среди заявок на страхование  инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и  экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

Членами МАГИ являются 135 государств. Еще 21 страна подписала Конвенцию  о создании МАГИ и находится в  процессе принятия в эту организацию. Российская Федерация вступила в  МАГИ в декабре 1992 г.

Гарантии от политических рисков, предоставляемые МАГИ, позволяют иностранным инвесторам сосредоточиться только на экономических и кредитных рисках, связанных с реализацией их инвестиционных проектов.

5)  Международный центр урегулирования инвестиционных споров

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран - членов МЦУИС и зарубежными инвесторами, как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций.

Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) образован в  соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация. [24, 49]

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в  размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50% принадлежит  Комиссии европейских сообществ  и 12 % - странам ЕС; 11,3% - другим европейским  странам; 24% - неевропейским государствам, в том числе: США - 10% капитала, Японии - 8,52%, странам Восточной и Центральной  Европы - 13,7%, бывшему СССР и ныне РФ - 6%.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и введению конвертируемости своих валют.

ЕБРР кредитует проекты  лишь в пределах 15 - 150 млн. долл. Ресурсы  ЕБРР формируются по аналогии с МБРР.

Парижский и Лондонский клубы  кредиторов.

Парижский клуб — это  группа главных государств — кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. [21, 49]

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским  клубом, по которому страна получила право  не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., огра¬ничившись лишь выплатой 2 млрд. долларов процентных платежей.

Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.

Информация о работе Международный кредит и его формы