Направления совершенствования организации денежной 28 системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Реферат 2
Введение 5
Глава 1. Понятие, экономическая сущность, элементы денежной
системы. 6
Глава 2. Виды денежных систем. 17
Глава 3. Направления совершенствования организации денежной 28
системы Республики Беларусь.
Заключение. 34
Литература.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 75.28 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 Курсовая работа: 37 с., 20 источников.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, НАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК, БАНКИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭМИССИЯ.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом  исследования является денежная система.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования денежной системы в Республики Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный  анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, группировки  данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Реферат                                                                                                                  2

Введение                                                                                                                5

Глава 1. Понятие, экономическая сущность, элементы денежной               

системы.                                                                                                                6

Глава 2. Виды денежных систем.                                                                      17

Глава 3. Направления совершенствования  организации денежной              28

системы Республики Беларусь.

Заключение.                                                                                                        34

Литература.                                                                                                         36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 Курсовая работа: 36 с., 20 источников.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА, НАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ, НАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК, БАНКИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЭМИССИЯ.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом  исследования является денежная система.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования денежной системы в Республики Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный  анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, группировки  данных.

При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Деньги—это неотъемлемая часть финансовой системы каждой страны. Они служат средством оплаты, средством сохранения стоимости  и единицей счёта во всех, за исключением  самых начальных экономических  систем.

Одной из приоритетных задач  Национального Банка является рациональная организация денежного обращения, как в управлении потоками наличных денег, так и безналичной его  форме.

В условиях, когда организация  наличного денежного обращения  исходит из необходимости своевременного и полного обеспечения платежного оборота денежными знаками различных  номиналов при недопущении возможных  негативных предпосылок, связанных  с противоречием интересов кредитных  организаций по максимизации доходов  и минимизации расходов на их достижение, первостепенное значение приобретает  анализ и, в определенной мере, контроль движения выпускаемых в обращение  наличных денег.

Для этого требуется ведение  мониторинга наличных денежных потоков  в целом по стране и её регионам, по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач, скорости возврата наличных денег в кассы банков, их движения внутри банковской системы, между организациями  и банками. Необходимо также систематическое  проведение анализа наличной денежной массы, находящейся в обращении, ее динамики и распределения между  населением, хозяйствующими субъектами и банковской системой.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в  Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:

  • изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
  • проанализировать налично-денежное обращение в  Республики Беларусь;

-   разработать предложения  по совершенствованию формирования  и развития налично-денежного  оборота  в Республике Беларусь.

В этой работе будет рассмотрена  сущность денег, их экономическое значение и факторы, определяющие их количество. Будет сделан анализ организации  налично-денежного обращения в  Республике Беларусь, рассмотрено его  правовое обеспечение.

 

 

Глава 1. Понятие, экономическая сущность, элементы денежной системы.

Денежная система –  это форма организации денежного  оборота в стране, установленная  общегосударственными законами. Эти  законы определяют основные принципы, правила, нормативы и другие требования, регламентирующие отношения между  субъектами денежного оборота.

Учитывая чрезвычайно  важную роль денежных отношений в  экономической жизни общества, во всех странах, независимо от их строя, формирования денежных систем осуществляют центральные органы власти. Местные  органы власти, даже в странах с  федеративным строем, по сути отстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля за функционированием  их отдельных элементов.

Учитывая, что организация  денежного оборота осуществляется с участием банков, а обеспечение  нормального функционирования кредитных  денег является одним из основных задач банковской системы, денежная система формируется и функционирует  на базе банковской системы и может  рассматриваться как составная  последней. Поэтому во многих странах  правовые нормы, которые формируют  денежную систему, определяются непосредственно  в банковском законодательстве, прежде всего в законах, регламентирующих деятельность центральных банков. Более  того, согласно этим законам центральным  банкам предоставляются широкие  полномочия по регулированию денежного  оборота. Поэтому есть все основания  считать центральный банк институциональным  центром денежной системы. Ему принадлежит  решающая роль в обеспечении эффективного функционирования денежной системы  страны.

По сфере охвата экономических  отношений денежная система –  явление чрезвычайно широкое, адекватное всему денежном обороте. Все денежные потоки, независимо от сферы экономики, которую они обслуживают, и формы, в которой осуществляются, являются объектами регулятивного воздействия  денежной системы. Поэтому есть основания  для выделения в составе денежной системы отдельных, относительно самостоятельных  подсистем:

- системы безналичных  расчетов;

- валютной системы;

- системы наличного  обращения. [14, с. 102]

Каждая из названных  подсистем имеет свой особый объект регулятивного воздействия, который  ограничивается определенной формой или  сферой денежного оборота.

Поскольку денежная система  каждой страны определяется ее внутренним законодательством, само явление денежной системы встает на поверхности как  сугубо национальное.

Каждое государство  формирует свою собственную денежную систему, стараясь предоставить ей полную независимость и способность  противостоять внешним воздействиям, когда они угрожают интересам  национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одним из ключевых признаков политической и экономической самостоятельности государства.

Особенно убедительно  национально-государственная обусловленность  денежных систем проявилась в период становления независимых государств, возникших на территории бывшего  СССР. Каждая из них, провозгласив свою политическую независимость, по сути, одновременно заявила о выходе из единого рублевой пространства и  о создании собственных денег  и денежной системы. Одной из первых среди этих стран встала на путь построения собственной денежной системы.

Национально-государственная  обусловленность и назначение денежной системы должны учитываться правительствами  стран, когда они принимают решение  о реконструкции своих денежных систем в направлении их объединения. Такое объединение неизбежно  означает потерю существенного защитного  механизма для национальной экономики, которым является денежная система. Отказ от такого механизма экономически возможна лишь при условии, что эти  страны имеют одинаковые по уровню развития и структуре экономики  и политические устройстве. Иначе  возникнет угроза потери как для  экономически слабых, так и экономически сильных стран, которые объединяются.

Об этом убедительно  свидетельствуют большие трудности, с которыми столкнулись страны - члены ЕС в попытке объединить свои денежные системы в одну с  единой валютой – евро. Осознав  значительные угрозы от объединения  денежных систем стран с разным уровнем  экономического развития и невозможность  в установленные сроки (1999 г.) ликвидировать  эти различия, руководство ЕС решило, что допустить к объединенной денежной системы можно только некоторые  страны – члены, имеющие малейшие различия в экономическом и финансовом положении.

Общенациональное назначения и особая миссия денежной системы  в функционировании государства  обусловливают важную роль исторического  фактора, традиций, национальных особенностей, экономического развития страны в ее формировании. Это проявляется не только во внешнем виде денежных знаков и монет, но и в более сложных  и ответственных элементах денежной системы, таких как масштаб цен, денежных знаков, организация расчетов и т.д. Благодаря этому денежная система каждой страны имеет свои специфические признаки, которые  отличают ее от денежных систем других стран, обеспечивающие им иммунитет  против внешнего вмешательства.

Вместе с тем в  денежных системах различных стран  есть много общего. Это проявляется  прежде всего в однотипности методов  регулирования денежных потоков  и массы денег в обращении, идентичности инструментов регулирования  денежного рынка и т.д. Эта общность некоторых черт денежных систем разных стран обусловлена однотипностью  их экономических систем, построенных  на рыночных принципах. Когда экономическое  развитие обеспечил достаточные  условия для демонетизации золота, страны с рыночной экономикой довольно единодушно отказались от системы золотого монометаллизму и ввели денежные системы, базирующиеся на кредитных деньгах. Ныне эти страны так же дружно вводят в своих денежных системах оборот электронных денег в виде платежей на основе современных электронных технологий.

При нормативно-правовом подходе к денежной системы в  ее составе можно выделить несколько  отдельных элементов, каждый из которых  законодательно зафиксирован.

Денежной системе любой  страны присущи общие элементы. Среди  элементов можно выделить следующие:

1. Наименование денежной  единицы и се частей (рубль  – копейка, доллар – цент).

2. Виды государственных  денежных знаков и их номиналы (банкноты номиналом 1,5,10,20 тысяч  рублей и т.д.).

3. Порядок наличной  и безналичной эмиссии (безналичные  деньги эмитируются Центробанком  и системой коммерческих банков  через совершение ими кредитных  операций; наличные деньги (банкноты) - только Центробанком).

4. Структура денежной  массы, находящейся в обороте;

5. Порядок обеспечения  денежных знаков (характеристика  видов и основных правил их  обеспечения);

6. Валютный курс (соотношение  между денежными единицами разных  стран, определяемое в основном  их покупательной способностью).

7. Механизм государственного  денежно-кредитного регулирования  (представляет собой набор экономических  инструментов денежно-кредитного  регулирования). [11, с. 221]

Для современных денежных систем государств характерны следующие  признаки: свободные функционирование денег, децентрализация денежного  оборота между различными банками; ослабление связи с золотом в  результате вытеснения его из внутреннего  оборота и международных расчетов; господство неразменных на золото кредитных  денег; тесная   взаимосвязь   безналичного   и   наличного   денежного   оборотов   при  приоритете и растущей доле безналичного оборота; хроническая инфляция.

В этой связи в денежной системе Республики Беларусь можно  выделить следующие элементы: наименование денежной единицы; масштаб цен; виды и купюрность денежных знаков, имеющих  статус законного платежного средства; регламентация безналичных денежных расчетов; регламентация наличного  денежного оборота; регламентация  режима валютного курса и операций с валютными ценностями; регламентация  режима банковского процесса; государственные  органы, которые осуществляют регулирование  денежного оборота и контроль за соблюдением действующего законодательства.

Информация о работе Направления совершенствования организации денежной 28 системы Республики Беларусь